Все дороги ведут: нацпроект «Эффективная транспортная система»

Все дороги ведут: нацпроект «Эффективная транспортная система»
Все дороги ведут: нацпроект «Эффективная транспортная система»

В указе президента России «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», подписанном 7 мая 2024 года, правительству поручено разработать национальный проект «Эффективная транспортная система». Campus узнал, какие программы в него войдут и как их реализация повлияет на логистику.

К 1 сентября обновленное правительство России должно разработать новый нацпроект в сфере транспорта. Появится он не из воздуха, а будет, скорее всего, основан на прежних наработках. Еще в январе текущего года появились сообщения, что в недрах Минтранса готовят новый национальный проект, нацеленный на развитие транспортной инфраструктуры. Тогда он назывался «Развитие транспортной инфраструктуры», и уже в апреле главное транспортное ведомство страны представило его отдельные положения.

Про новый нацпроект

Прежняя структура нацпроекта предусматривала 10 отдельных федеральных проектов. Каждый из них нацелен на развитие инфраструктуры единой опорной транспортной сети, включая следующее:

 

  • инфраструктура Центрального транспортного узла
  • высокоскоростные железнодорожные магистрали (ВСМ), в том числе ВСМ Москва — Санкт-Петербург
  • пункты пропуска через границу
  • опорные сети аэродромов и аэропортов
  • железные дороги
  • морские порты
  • внутренние водные пути
  • автомобильные дороги
  • цифровизация транспортного комплекса
  • кадровый потенциал.

 

На заседании президиума Правительственной комиссии по транспорту и комиссии Госсовета по направлению «Транспорт», где представили структуру нацпроекта, было отмечено, что новый национальный проект станет преемником Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который реализуется с 2019 года.

«Руководитель центра транспортных решений ГК «Современные транспортные технологии» Наталья Плетникова отмечает: «Новый нацпроект — это шаг к созданию унифицированной, многофункциональной транспортной сети, которая объединит не только автодороги, но и морские, речные порты, железнодорожные линии, авиасообщения. Это комплексный подход к модернизации инфраструктуры, который учитывает современные технологические и экономические реалии, ставя в приоритет устойчивое развитие и интеграцию всех видов транспорта. Автобусы всех классов всегда обеспечивали и продолжают обеспечивать возможность мультимодальных перевозок. С железнодорожной станции, речного причала и из аэропорта до конечной точки пассажира доставляют именно автобусы, которые могут справиться и с маршрутом по бездорожью, и с необходимостью трансфера маломобильных пассажиров, школьников или VIP-делегации».

Кстати, сделано было немало. За пять лет в российских регионах отремонтировано, реконструировано и построено более 88 тысяч км дорог. До начала реализации нацпроекта доля дорог городских агломераций в нормативном состоянии составляла 42%, к концу 2023 года этот показатель вырос до 82,22%. На региональных дорогах — с 42,4% до 53,36%. Улучшение качества дорог, в том числе в городах и пригородных территориях, положительно влияет на скорость внутригородской доставки, сокращая сроки перемещения товаров и заказов.

Чем отличается новый нацпроект? Он нацелен на развитие не только автодорог, но и морских и речных портов, железнодорожных линий, в том числе скоростных, авиасообщения, а также впервые включает пункты пропуска через границу как часть транспортной системы страны. Также нацпроект будет решать вопросы цифровизации отрасли и кадровую проблему, с которой уже столкнулось большинство транспортных компаний.

Также в отдельный проект выделено развитие Центрального транспортного узла (ЦТУ), в который входят не только Москва и Московская область, но еще 9 регионов: Тульская, Владимирская, Ивановская, Смоленская, Тверская, Ярославская, Рязанская, Калужская и Костромская области. Совокупное население этих регионов превышает 30 млн человек. Улучшение качества пассажирского и грузового сообщения будет способствовать строительству нового жилья, мобильности граждан, росту деловой активности, расширению малого и среднего бизнеса, уверен мэр Москвы Сергей Собянин.

Важный момент: сегодняшняя перегруженность ЦТУ отражается не только на жителях близлежащих регионах. Например, на станции Белый Раст, куда прибывают поезда с грузами из КНР,  летом 2023 года ждать разгрузку приходилось иногда около месяца. С развитием ЦТУ, надеются работающие с Китаем транспортные компании, проблема будет решена.

В целом новый нацпроект будет направлен на рост мощности единой опорной транспортной сети, в том числе пропускной и провозной способности транспортной инфраструктуры для российских грузов, увеличение мощности транспортной инфраструктуры для пассажирского сообщения.

Второе дыхание Байкало-Амурской магистрали (БАМ) открывает новые перспективы для развития российской экономики и логистики. После 50 лет с момента начала строительства, правительство утвердило план третьего этапа развития магистрали. Подробнее о модернизации и будущем БАМа читайте на Campus.

Про деньги

Финансирование нацпроекта тоже изменится. Если ранее развитие дорожной инфраструктуры шло по экстенсивному сценарию (расшивали узкие места), что приводило к росту государственных инвестиций, то сейчас, заявили в Минтрансе, в основу ляжет транспортно-экономический баланс единой опорной транспортной сети. Развитие транспортных путей станет скоординированным, что оптимизирует вложения, но позволит достичь необходимого эффекта.

На практике это означает, в числе прочего, привлечение внебюджетного финансирования. Другими словами, в развитие транспортной инфраструктуры средства будут вкладывать не только федеральный и региональный бюджеты, но и частный капитал.

По состоянию на апрель 2024 года Минтранс оценивал финансирование нацпроекта в целом, то есть до 2030 года, в 10,2 трлн рублей. Из них планируется инвестировать в железнодорожные проекты 4,3 трлн рублей, в том числе 4,27 трлн рублей — из внебюджетных источников.

Какими именно будут эти источники, пока точно не известно. Большинство опрошенных Campus экспертов предположили, что одним из источников станет инвестпрограмма РЖД. Компания и ранее планировала направить средства на модернизацию опорной сети железных дорог — Восточного полигона, подходов к портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов. В рамках нацпроекта предполагается также создание и развитие инфраструктуры для международного транспортного коридора Север — Юг.

Также в России есть примеры строительства частных железных дорог за счет заинтересованного бизнеса. Например, строительство частной Тихоокеанской железной дороги, по которой будет вывозиться уголь из Эльгинского месторождения в порт Эльга. Частную железнодорожную линию Обская — Бованенково построил на Ямале «Газпром». Но бизнес вкладывает в конкретные железнодорожные линии для собственных нужд, а не в опорную сеть РЖД.

Сегодня в России насчитывается около 1,5 млн км дорог, которые связывают все регионы между собой. При этом в стране постоянно строятся новые магистрали и ремонтируются уже функционирующие трассы. Обновление транспортного скелета страны идет с применением новейших технологий. В ряде субъектов внедряются интеллектуальные транспортные системы. Эти платформы самостоятельно определяют загруженные или опасные участки, что позволяет туристам и логистическим компаниям выбирать наиболее удобный и безопасный маршрут. Читайте подробнее на Campus.

Скорее всего, еще одним внебюджетным источником может стать ФНБ. По данным Минфина, опубликованным на официальном сайте ведомства, по состоянию на 1 мая 2024 года объем средств фонда составляет 12 750,8 млрд рублей ($138,93 млрд), или более 7% ВВП.

Использовать внебюджетные источники планируется и при развитии опорной сети морских портов. На них придется 291,7 млрд рублей из 332,8 млрд рублей. На модернизацию инфраструктуры внутренних водных путей будут направляться только средства федерального бюджета — 121,1 млрд рублей.

Реконструкция воздушных гаваней до 2030 года потребует 250 млрд бюджетных рублей и 82,9 млрд рублей из внебюджетных источников. Планируется провести реконструкцию аэропортов Горно-Алтайска, Сочи, Владивостока и Калининграда, а в Шерегеше и Омске построят новые.

Что касается финансирования строительства ВСМ Москва — Санкт-Петербург, до 2030 года потребуется 1,7 трлн рублей. Уже в 2027 году в тестовом режиме планируется запустить 127 км трассы до Твери, а через год — движение по всей длине маршрута в 679 км.

На участке Санкт-Петербург — Зеленоград работу будут вести по концессии (1,75 трлн рублей). Выходы из Москвы (221,5 млрд рублей) планируется построить за счет инвестпрограммы РЖД. На реализацию проекта также направят средства из Фонда национального благосостояния — около 300 млрд рублей.

Другая ситуация — с финансированием автодорожных проектов. Почти вся сумма — 2,7 трлн рублей из 2,8 трлн рублей — будет инвестирована из бюджетов. В том числе строительство и реконструкция федеральных дорог, которые курирует Росавтодор, потребуют 1,6 трлн рублей, платные трассы «Автодора» — 980 млрд рублей, региональные дороги — 210,6 млрд рублей, дороги Минобороны — 4,8 млрд рублей.

Государственное финансирование строительства и реконструкции автодорог говорит об их значении: в России доля грузооборота автомобильного транспорта составляет около 80% от общего объема грузоперевозок. Поэтому именно развитие дорожной сети имеет решающее значение для логистики. А чем больше дорог, тем большее расстояние проходят фуры, доставляя грузы из точки А в точку Б. И это тот случай, когда размер имеет значение: топливный бак емкостью 840 л вместе с топливной экономичностью тягача обеспечивают запас хода около 3 тысяч км.

Вероятно, конкретные параметры нового нацпроекта изменятся, но радикальных изменений эксперты все-таки не ждут. Основные проекты и перспективные стройки уже определены.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок»

Читайте также

Перевод

Платформы для электромобилей, рост новых рынков и другие топ-тренды развития автомобильной индустрии

карточка
Кейсы

Смена курса: как Amazon стал лидером рынка за счет внедрения инноваций в логистике

карточка
Повестка

Склад и шоурум в одном месте: что такое light industrial и почему он становится всё популярнее у бизнеса

карточка
Повестка

По своим маршрутам: в России запустят единую навигационную сеть для автотуристов

Как это поможет бизнесу

карточка
Повестка

Новые налоги: что изменится для логистики

карточка
Инструкции

Складская арифметика: как выгодно арендовать склад

карточка
Умные решения

Даркстор как логистическое плечо: как это работает

карточка
Инструкции

5 способов оптимизировать топливные расходы

карточка
Повестка

5 основных трендов в логистике в середине 2024 года

карточка
Умные решения

Самая-самая: популярная модель ГАЗ

карточка
Перевод

6 шагов к доверию: как бизнесу укрепить связь с клиентами

карточка
Перевод

Основные тенденции в сфере клиентского опыта в 2024 году: как удержать покупателя?

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка