Инновационное решение от Pony Express: мобильные ПВЗ на базе «Газель NEXT»
10.03.2025 45 просмотров

В феврале 2025 года компания Pony Express представила новое решение в логистике — мобильные курьерские отделения на базе автомобилей «Газель NEXT». Технология работы мобильных ПВЗ, в каких регионах запущены и какую эффективность показали — Campus изучил кейс Pony Express.
Ранее компания использовала стационарные городские курьерские отделения (ГКО). Но сталкивалась с целым рядом проблем, возникающих при курьерской доставке в Московском узле. Это временные потери (вынужденные простои), лишние передвижения курьеров, что приводит к избыточному пробегу и росту затрат на ГСМ, а также несвоевременная сдача отправлений и несоблюдение срока доставки. Также в компании сталкивались с тем, что при доставке двух отправлений на один и тот же адрес приезжали два курьера, это приводило к неоптимальному числу накладных в стопе. Кроме того, часть услуг, таких как внутригородской экспресс, премиум-доставка, срочные и региональные доставки, требовала передачи отправлений между курьерами, что осложняло логистические процессы. Соответственно, снижалась эффективность работы всей компании.
Выход есть
Pony Express нашел решение в создании мобильных курьерских отделений (МКО) на базе автомобилей, таких как «Газель NEXT». Теперь сортировка и передача грузов осуществляется прямо в автомобиле, а не в стационарных отделениях.
Для внедрения нового решения компании пришлось перестроить внутренние бизнес-процессы. Во-первых, отказаться от стационарных ГКО, разработать маршруты мобильных ПВЗ, курьеров и найти оптимальные, с точки зрения временных затрат, точки встречи ПВЗ и курьеров. Также было принято решение о применении единой сортировки всех отправлений по маршрутам — доставляемых как пешими, так и автокурьерами. Кроме того, сейчас все курьеры выпускаются с одной площадки.
Вторая часть реализации проекта заключалась в выборе автомобиля для мобильных ПВЗ, разработке, согласовании и передаче в производство компоновки мобильного ПВЗ на базе каркасного грузового автомобиля, плюс дооборудование под нужды нового формата.
Для этой цели был выбран микроавтобус «Газель NEXT», созданный на базе цельнометаллического фургона. Повышенная жесткость кузова и программируемые зоны деформации, заложенные в конструкцию силовых элементов автомобиля, и двухточечные ремни безопасности гарантируют высокий уровень безопасности. Они адаптированы к российским условиям эксплуатации и отличаются экономичностью. Расход топлива составляет от 9,1 литра на 100 км.
Пункты выдачи заказов остаются ключевым звеном в логистике e-commerce. Они удобны для покупателей и позволяют бизнесу снижать расходы на последнюю милю. Компании расширяют сеть ПВЗ, совмещают их с розничными точками и внедряют автоматизацию. Узнайте, как меняется формат ПВЗ и почему он продолжает выигрывать у других способов доставки, на Campus.
Эффект
Генеральный директор Pony Express Александр Тимофеев рассказал о достигнутых результатах. Во-первых, это сокращение потерь времени на 54% благодаря приближению логистического центра к маршрутам доставки. Во-вторых, уменьшение количества курьеров на 16% позволило оптимизировать штат и перераспределить ресурсы. В-третьих, снижение пробега вне маршрута на 75% существенно уменьшило затраты на топливо. При этом рост количества накладных на один стоп на 15% за счет исключения ситуаций, когда разные курьеры приезжают на один и тот же адрес. И наконец, сокращение задержек доставок в 3 раза, что повысило качество сервиса и уровень удовлетворенности клиентов.
«Проект продемонстрировал свою эффективность, однако требует доработки. Среди выявленных вызовов — зависимость от дорожного трафика, возможные сбои в IT-системах и необходимость в подменных МКО на случай выхода автомобиля из строя», — отметил Александр Тимофеев.
Перспективы
Pony Express рассматривает возможность масштабирования проекта и вывода мобильных курьерских отделений на рынок как отдельного логистического решения для других компаний. После доработки, в том числе программного обеспечения, решение может масштабироваться в другие агломерации и города-миллионники с большой зоной доставки и напряженным трафиком.
Пункты выдачи заказов остаются ключевым звеном в логистике e-commerce. Они удобны для покупателей и позволяют бизнесу снижать расходы на последнюю милю. Компании расширяют сеть ПВЗ, совмещают их с розничными точками и внедряют автоматизацию. Узнайте, как меняется формат ПВЗ и почему он продолжает выигрывать у других способов доставки, на Campus.
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».