Альтернативное топливо, каршеринг и беспилотники: как изменится российский автопром

Альтернативное топливо, каршеринг и беспилотники: как изменится российский автопром
Альтернативное топливо, каршеринг и беспилотники: как изменится российский автопром

Стратегия развития автомобильной промышленности России нацелена на масштабное внедрение альтернативных видов топлива, поддержку экономики совместного потребления и развитие беспилотных технологий. В начале марта 2025 года прошло совещание под председательством первого вице-премьера Дениса Мантурова, на котором обсуждалась актуализация документа. Вот на чем фокусируется развитие индустрии.


Что изменится в стратегии и почему это важно

  • Государство поддерживает перевод транспорта на газомоторное топливо и электротягу. Рассматривается развитие коммерческого транспорта на сжиженном природном газе и водороде. Это не только снижает выбросы, но и помогает России достичь углеродной нейтральности к 2060 году.
  • Каршеринг становится всё популярнее, а стратегия развития автопрома теперь учитывает этот тренд. Совместное использование транспорта разгружает дороги, снижает потребность в личных авто и улучшает экологию городов.
  • Интеграция беспилотников в автопром позволит повысить безопасность, снизить расходы на логистику и оптимизировать городскую мобильность.
  • Новая стратегия будет согласована с Транспортной и Энергетической стратегиями России. Это позволит учесть развитие инфраструктуры, баланс с другими видами транспорта и использование как традиционного, так и альтернативного топлива.

Что говорилось в стратегии 2022 года

Ранее утвержденная стратегия развития автопрома до 2035 года уже предусматривала переход к более экологичным технологиям. В документе отмечалось, что приоритетами отрасли считаются повышение конкурентоспособности продукции, внедрение инноваций и обеспечение устойчивого развития. Государство рассматривало несколько ключевых направлений модернизации:

  • Развитие локального производства автомобилей и автокомпонентов, снижение зависимости от импортных поставок.
  • Поддержка научных исследований и разработок в сфере автомобильных технологий, включая новые типы двигателей и материалов.
  • Создание условий для массового внедрения транспорта на газомоторном топливе и электротяге, включая развитие инфраструктуры зарядных станций и сетей заправки СПГ.
  • Усиление мер государственной поддержки, таких как субсидирование покупки автомобилей с низким уровнем выбросов и программы льготного автокредитования.

Актуализация стратегии позволит адаптировать российский автопром к изменяющимся условиям и укрепить его позиции на мировом рынке. Внедрение альтернативных видов топлива, расширение применение беспилотных технологий и развитие совместного использования автомобилей становятся ключевыми направлениями, которые определят будущее отрасли в ближайшие десятилетия.

Газ, бензин и дизель

Двигатель внутреннего сгорания, который используется в большинстве современных автомобилей, изначально был создан для работы на бензине. С тех пор прошло 140 лет, но бензин и дизельное топливо остаются основными видами топлива во всем мире. А нефть — основой для их выработки.

Все прочие виды топлива считаются альтернативными, даже газомоторное. Из 56-миллионного автопарка России только 265–285 тысяч автомобилей работают на газе, то есть около 5%. По другим оценкам, таких авто в стране всего 2%.

Транспортная стратегия России предусматривает, что к 2030 году доля автомобилей с двигателями, работающими на альтернативных видах топлива, должна вырасти до 49%. Прежде всего речь идет о газомоторном топливе. Эксперты считают, что реалистичный сценарий — увеличение доли авто на альтернативном топливе до 10% за 10–15 лет.

По прогнозам экспертов, еще 1,5 млн автомобилей в России к 2030 году станут электрокарами. На начало 2024 года, по данным агентства «Автостат», по стране ездят порядка 39 тысяч электромобилей, причем 15 тысяч из них были приобретены в 2023 году. Именно электроэнергия — еще один популярный вид топлива для автомобилей. Это мировой тренд.

Три причины перехода на альтернативные виды топлива

  • Переход на альтернативные виды топлива снижает затраты на эксплуатацию транспорта. Газ дешевле бензина и дизеля на 30–50%, а электромобили требуют меньше расходов на обслуживание из-за меньшего количества движущихся частей и отсутствия необходимости в частых заменах масла и фильтров. Это позволяет компаниям снизить издержки на топливо и техническое обслуживание.
  • Стабильность цен на газ и электроэнергию снижает риски, связанные с волатильностью мировых рынков нефти. Компании, использующие газомоторное топливо, не так зависимы от колебаний цен на традиционные виды топлива, что позволяет лучше прогнозировать затраты и строить долгосрочные финансовые стратегии. Для логистических и транспортных предприятий это особенно важно, поскольку позволяет минимизировать влияние внешних экономических факторов на себестоимость перевозок.
  • Использование альтернативного топлива также повышает конкурентоспособность бизнеса. Компании, внедряющие экологически чистый транспорт, могут рассчитывать на преференции при участии в госзакупках, улучшение условий кредитования и более лояльное отношение со стороны клиентов. В условиях усиления экологических требований это дает возможность занять прочные позиции на рынке и соответствовать современным стандартам транспортной индустрии.
Наталья Плетникова

Наталья Плетникова

руководитель центра транспортных решений компании «СТТ»

Компании уже видят выгоду от перехода на газомоторное топливо и электромобили: это снижает издержки и не усложняет логистику. Развитие инфраструктуры зарядных станций и сетей заправки метаном позволит бизнесу быстрее адаптироваться к новым реалиям. Однако для масштабного перехода требуются не только государственные меры поддержки, но и активное участие частного сектора. Компании, работающие в сфере грузоперевозок и пассажирского транспорта, должны оценить преимущества новых технологий и постепенно обновлять свой автопарк. Применение альтернативного топлива особенно выгодно для коммерческого транспорта. Например, использование метана обеспечивает сокращение расходов на топливо, а электромобили сокращают затраты на техническое обслуживание. Те, кто адаптируется к новым реалиям раньше, получат конкурентные преимущества в виде экономии и возможности участвовать в государственных программах субсидирования.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Инструкции

Как меняться, обучать и экономить: инструкция для логистов в условиях 2025 года

карточка
Повестка

Куда растут склады

карточка
Умные решения

Инновационное решение от Pony Express: мобильные ПВЗ на базе «Газель NEXT»

карточка
Перевод

Беспилотный транспорт в 2025 году: амбиции Tesla, успехи конкурентов и новый расклад сил

карточка
Повестка

Альтернативное топливо, каршеринг и беспилотники: как изменится российский автопром

карточка
Повестка

Собственные «Платоны» могут появиться в российских регионах

карточка
Инструкции

ИИ в логистике: куда и как внедрять

карточка
Инструкции

Инструкция: как избежать мошенничества со страховкой в логистике

карточка
Повестка

Умные дороги и нейросети: какие транспортные проекты выбрало АСИ

карточка
Перевод

Груз без следа: как бизнес делает городскую доставку экологичнее

карточка
Умные решения

Роботы уже здесь: на складах и в доставке

карточка
Перевод

DHL: логистические тренды, которые преобразят ваш бизнес в 2025 году

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка