Альтернативное топливо, каршеринг и беспилотники: как изменится российский автопром
03.03.2025 142 просмотра

Стратегия развития автомобильной промышленности России нацелена на масштабное внедрение альтернативных видов топлива, поддержку экономики совместного потребления и развитие беспилотных технологий. В начале марта 2025 года прошло совещание под председательством первого вице-премьера Дениса Мантурова, на котором обсуждалась актуализация документа. Вот на чем фокусируется развитие индустрии.
Что изменится в стратегии и почему это важно
- Государство поддерживает перевод транспорта на газомоторное топливо и электротягу. Рассматривается развитие коммерческого транспорта на сжиженном природном газе и водороде. Это не только снижает выбросы, но и помогает России достичь углеродной нейтральности к 2060 году.
- Каршеринг становится всё популярнее, а стратегия развития автопрома теперь учитывает этот тренд. Совместное использование транспорта разгружает дороги, снижает потребность в личных авто и улучшает экологию городов.
- Интеграция беспилотников в автопром позволит повысить безопасность, снизить расходы на логистику и оптимизировать городскую мобильность.
- Новая стратегия будет согласована с Транспортной и Энергетической стратегиями России. Это позволит учесть развитие инфраструктуры, баланс с другими видами транспорта и использование как традиционного, так и альтернативного топлива.
Что говорилось в стратегии 2022 года
Ранее утвержденная стратегия развития автопрома до 2035 года уже предусматривала переход к более экологичным технологиям. В документе отмечалось, что приоритетами отрасли считаются повышение конкурентоспособности продукции, внедрение инноваций и обеспечение устойчивого развития. Государство рассматривало несколько ключевых направлений модернизации:
- Развитие локального производства автомобилей и автокомпонентов, снижение зависимости от импортных поставок.
- Поддержка научных исследований и разработок в сфере автомобильных технологий, включая новые типы двигателей и материалов.
- Создание условий для массового внедрения транспорта на газомоторном топливе и электротяге, включая развитие инфраструктуры зарядных станций и сетей заправки СПГ.
- Усиление мер государственной поддержки, таких как субсидирование покупки автомобилей с низким уровнем выбросов и программы льготного автокредитования.
Актуализация стратегии позволит адаптировать российский автопром к изменяющимся условиям и укрепить его позиции на мировом рынке. Внедрение альтернативных видов топлива, расширение применение беспилотных технологий и развитие совместного использования автомобилей становятся ключевыми направлениями, которые определят будущее отрасли в ближайшие десятилетия.
Газ, бензин и дизель
Двигатель внутреннего сгорания, который используется в большинстве современных автомобилей, изначально был создан для работы на бензине. С тех пор прошло 140 лет, но бензин и дизельное топливо остаются основными видами топлива во всем мире. А нефть — основой для их выработки.
Все прочие виды топлива считаются альтернативными, даже газомоторное. Из 56-миллионного автопарка России только 265–285 тысяч автомобилей работают на газе, то есть около 5%. По другим оценкам, таких авто в стране всего 2%.
Транспортная стратегия России предусматривает, что к 2030 году доля автомобилей с двигателями, работающими на альтернативных видах топлива, должна вырасти до 49%. Прежде всего речь идет о газомоторном топливе. Эксперты считают, что реалистичный сценарий — увеличение доли авто на альтернативном топливе до 10% за 10–15 лет.
По прогнозам экспертов, еще 1,5 млн автомобилей в России к 2030 году станут электрокарами. На начало 2024 года, по данным агентства «Автостат», по стране ездят порядка 39 тысяч электромобилей, причем 15 тысяч из них были приобретены в 2023 году. Именно электроэнергия — еще один популярный вид топлива для автомобилей. Это мировой тренд.
Три причины перехода на альтернативные виды топлива
- Переход на альтернативные виды топлива снижает затраты на эксплуатацию транспорта. Газ дешевле бензина и дизеля на 30–50%, а электромобили требуют меньше расходов на обслуживание из-за меньшего количества движущихся частей и отсутствия необходимости в частых заменах масла и фильтров. Это позволяет компаниям снизить издержки на топливо и техническое обслуживание.
- Стабильность цен на газ и электроэнергию снижает риски, связанные с волатильностью мировых рынков нефти. Компании, использующие газомоторное топливо, не так зависимы от колебаний цен на традиционные виды топлива, что позволяет лучше прогнозировать затраты и строить долгосрочные финансовые стратегии. Для логистических и транспортных предприятий это особенно важно, поскольку позволяет минимизировать влияние внешних экономических факторов на себестоимость перевозок.
- Использование альтернативного топлива также повышает конкурентоспособность бизнеса. Компании, внедряющие экологически чистый транспорт, могут рассчитывать на преференции при участии в госзакупках, улучшение условий кредитования и более лояльное отношение со стороны клиентов. В условиях усиления экологических требований это дает возможность занять прочные позиции на рынке и соответствовать современным стандартам транспортной индустрии.

Наталья Плетникова
руководитель центра транспортных решений компании «СТТ»
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».