Меняется всё: как инфраструктура и транспорт войдут в май 2025 года

Меняется всё: как инфраструктура и транспорт войдут в май 2025 года
Меняется всё: как инфраструктура и транспорт войдут в май 2025 года

На фоне геополитических сдвигов, климатических вызовов и растущих ожиданий общества инфраструктура и транспорт проходят сквозь масштабную перезагрузку. Альянсы пересобираются, цепочки поставок меняются, нормы — пересматриваются. В условиях неопределенности выигрывают те, кто готов действовать быстро, объединяться и мыслить на шаг вперёд. Мы адаптировали ключевые идеи свежего обзора Emerging Trends in Infrastructure and Transport 2025 — о том, какие решения требуют смелости, какие компетенции выходят на первый план и какие 10 трендов будут определять отрасль уже в этом году.


Мир вступает в фазу глубокой трансформации, которую в KPMG называют «Великой перезагрузкой». В фокусе — усиление протекционизма, смена геополитических альянсов, разрывы в глобальных логистических цепочках, рост частоты климатических аномалий и сдвиг общественных ожиданий. В 2024 году температура на планете превышала критический порог в 1,5°C почти на протяжении всего года. Это стало точкой невозврата для климатической политики, энергетики и регулирования в сфере инфраструктуры.

На этом фоне обостряется системный кризис инфраструктурного финансирования. По оценкам G20 и Всемирного банка, ежегодный дефицит инвестиций составляет около $15 трлн, несмотря на то, что у правительств на балансе активов на сумму свыше $100 трлн, а в распоряжении институциональных инвесторов — $128 трлн. Проблема не в отсутствии ресурсов, а в политических рисках: государства опасаются передавать контроль над ключевыми объектами частному сектору, а инвесторы — нестабильности правил игры. Эта ситуация требует новых моделей сотрудничества и большей готовности к распределению ответственности.

10 трендов в инфраструктуре и транспорте на 2025 год

1. Финансирование: новая волна приватизации

Государства по всему миру стремятся привлечь долгосрочные инвестиции в инфраструктурные проекты. Конкуренция за «терпеливый капитал» усиливается, что приводит к разработке новых моделей финансирования, включая приватизацию и государственно-частные партнерства. Эти подходы позволяют ускорить реализацию проектов и повысить их эффективность.​

2. Цепочки поставок: поиск стандартов

Отсутствие единых стандартов в логистике приводит к увеличению затрат и негативному воздействию на окружающую среду. Унификация процессов и внедрение стандартов в цепочках поставок становятся критически важными для повышения устойчивости и эффективности глобальной логистики.​

3. Устойчивое развитие: устранение пробелов

Устойчивость переходит от концепции к практике. Компании осознают, что экологическая и социальная ответственность не только соответствует принципам, но и приносит бизнес-выгоды. Интеграция устойчивых практик в операционные процессы становится нормой.​

4. Цифровизация: реализация потенциала цифровых двойников

Цифровые двойники, о которых говорили десятилетиями, наконец начинают показывать ощутимую ценность. Современные технологии позволяют моделировать и оптимизировать инфраструктурные объекты, улучшая управление и эксплуатацию активов.​

5. Новые классы активов: необходимость умных стратегий

С развитием умной инфраструктуры требуется более динамичный подход к управлению активами. Традиционные методы устаревают, уступая место стратегиям, основанным на данных и прогнозной аналитике.​

6. Строительство: раскрытие инновационного потенциала

Строительные компании сталкиваются с давлением необходимости строить быстрее, дешевле и экологичнее. Инновации в строительных технологиях, таких как модульное строительство и автоматизация, становятся ключевыми для достижения этих целей.​

7. Устойчивость: переоценка рисков

Владельцы и операторы инфраструктуры должны пересмотреть свои предположения о состоянии и долговечности своих активов. Игнорирование потенциальных рисков может привести к катастрофическим последствиям.​

8. Пропускная способность: необходимость перезагрузки

Для реализации будущих инфраструктурных проектов требуется полная перезагрузка глобальных строительных и поставочных возможностей. Это включает в себя развитие новых навыков, технологий и моделей сотрудничества.​

9. Энергетический переход: приоритет прагматизма

Переход к низкоуглеродной экономике вступает в новую фазу, где экономическая целесообразность становится ключевым фактором. Решения принимаются с учетом локального контекста и реальных эффектов, а не только идеологических устремлений.​

10. Судоходство: конец эпохи роста?

После четырех лет бурного роста судоходная отрасль сталкивается с новой реальностью. Спрос стабилизируется, тарифы снижаются, и компании должны адаптироваться к новым условиям, пересматривая свои инвестиционные стратегии.

Ключевой вызов для инфраструктурной отрасли в 2025 году — наладить синхронизацию между реформами и капиталами. Ресурсы есть, интерес со стороны инвесторов сохраняется, но доверия между сторонами недостаточно. Правительства опасаются утраты контроля, инвесторы — нестабильных правил. При этом оба игрока зависят друг от друга: без частных вложений масштабные проекты не реализуются, без ясной регуляторной среды — не приходят деньги.

KPMG предлагает переосмыслить подход к партнерству: не просто передавать активы в управление, а создавать прозрачные, предсказуемые модели взаимодействия. В основе — четкое распределение рисков, стандартизированная отчетность и долгосрочные гарантии. Только в таком формате инфраструктура сможет не просто выжить в условиях «перезагрузки», но стать опорой для будущего развития.

Наталья Плетникова

Наталья Плетникова

руководитель центра транспортных решений ГК «Современные транспортные технологии»

«На фоне трансформации глобальной логистики особое значение приобретает развитие городских перевозок и сегмента легкого коммерческого транспорта. Эти решения становятся ключевыми в контексте устойчивой доставки на последней миле и адаптации к новым экологическим требованиям. Мы видим растущий интерес к электрификации, цифровому управлению парками и гибким схемам эксплуатации. Инфраструктура будущего — это не только магистрали и порты, но и разумно интегрированные городские логистические системы, способные быстро подстраиваться под меняющиеся запросы бизнеса и горожан, под меняющиеся ограничения и требования мегаполисов».

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Инструкции

Весне дорога: 6 советов, как учесть ограничения на автотрассах

карточка
Инструкции

Чек-лист: как проверить автопарк после зимней эксплуатации за 5 шагов

карточка
Перевод

Меняется всё: как инфраструктура и транспорт войдут в май 2025 года

карточка
Повестка

Продолжается просушка: где в мае сохраняются ограничения для грузовиков

карточка
Инструкции

Как работать с биржами грузоперевозок

карточка
Инструкции

Как меняться, обучать и экономить: инструкция для логистов в условиях 2025 года

карточка
Повестка

Куда растут склады

карточка
Умные решения

Инновационное решение от Pony Express: мобильные ПВЗ на базе «Газель NEXT»

карточка
Перевод

Беспилотный транспорт в 2025 году: амбиции Tesla, успехи конкурентов и новый расклад сил

карточка
Повестка

Альтернативное топливо, каршеринг и беспилотники: как изменится российский автопром

карточка
Повестка

Собственные «Платоны» могут появиться в российских регионах

карточка
Инструкции

ИИ в логистике: куда и как внедрять

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка