Меняется всё: как инфраструктура и транспорт войдут в май 2025 года
09.04.2025 21 просмотр

На фоне геополитических сдвигов, климатических вызовов и растущих ожиданий общества инфраструктура и транспорт проходят сквозь масштабную перезагрузку. Альянсы пересобираются, цепочки поставок меняются, нормы — пересматриваются. В условиях неопределенности выигрывают те, кто готов действовать быстро, объединяться и мыслить на шаг вперёд. Мы адаптировали ключевые идеи свежего обзора Emerging Trends in Infrastructure and Transport 2025 — о том, какие решения требуют смелости, какие компетенции выходят на первый план и какие 10 трендов будут определять отрасль уже в этом году.
Мир вступает в фазу глубокой трансформации, которую в KPMG называют «Великой перезагрузкой». В фокусе — усиление протекционизма, смена геополитических альянсов, разрывы в глобальных логистических цепочках, рост частоты климатических аномалий и сдвиг общественных ожиданий. В 2024 году температура на планете превышала критический порог в 1,5°C почти на протяжении всего года. Это стало точкой невозврата для климатической политики, энергетики и регулирования в сфере инфраструктуры.
На этом фоне обостряется системный кризис инфраструктурного финансирования. По оценкам G20 и Всемирного банка, ежегодный дефицит инвестиций составляет около $15 трлн, несмотря на то, что у правительств на балансе активов на сумму свыше $100 трлн, а в распоряжении институциональных инвесторов — $128 трлн. Проблема не в отсутствии ресурсов, а в политических рисках: государства опасаются передавать контроль над ключевыми объектами частному сектору, а инвесторы — нестабильности правил игры. Эта ситуация требует новых моделей сотрудничества и большей готовности к распределению ответственности.
10 трендов в инфраструктуре и транспорте на 2025 год
1. Финансирование: новая волна приватизации
Государства по всему миру стремятся привлечь долгосрочные инвестиции в инфраструктурные проекты. Конкуренция за «терпеливый капитал» усиливается, что приводит к разработке новых моделей финансирования, включая приватизацию и государственно-частные партнерства. Эти подходы позволяют ускорить реализацию проектов и повысить их эффективность.
2. Цепочки поставок: поиск стандартов
Отсутствие единых стандартов в логистике приводит к увеличению затрат и негативному воздействию на окружающую среду. Унификация процессов и внедрение стандартов в цепочках поставок становятся критически важными для повышения устойчивости и эффективности глобальной логистики.
3. Устойчивое развитие: устранение пробелов
Устойчивость переходит от концепции к практике. Компании осознают, что экологическая и социальная ответственность не только соответствует принципам, но и приносит бизнес-выгоды. Интеграция устойчивых практик в операционные процессы становится нормой.
4. Цифровизация: реализация потенциала цифровых двойников
Цифровые двойники, о которых говорили десятилетиями, наконец начинают показывать ощутимую ценность. Современные технологии позволяют моделировать и оптимизировать инфраструктурные объекты, улучшая управление и эксплуатацию активов.
5. Новые классы активов: необходимость умных стратегий
С развитием умной инфраструктуры требуется более динамичный подход к управлению активами. Традиционные методы устаревают, уступая место стратегиям, основанным на данных и прогнозной аналитике.
6. Строительство: раскрытие инновационного потенциала
Строительные компании сталкиваются с давлением необходимости строить быстрее, дешевле и экологичнее. Инновации в строительных технологиях, таких как модульное строительство и автоматизация, становятся ключевыми для достижения этих целей.
7. Устойчивость: переоценка рисков
Владельцы и операторы инфраструктуры должны пересмотреть свои предположения о состоянии и долговечности своих активов. Игнорирование потенциальных рисков может привести к катастрофическим последствиям.
8. Пропускная способность: необходимость перезагрузки
Для реализации будущих инфраструктурных проектов требуется полная перезагрузка глобальных строительных и поставочных возможностей. Это включает в себя развитие новых навыков, технологий и моделей сотрудничества.
9. Энергетический переход: приоритет прагматизма
Переход к низкоуглеродной экономике вступает в новую фазу, где экономическая целесообразность становится ключевым фактором. Решения принимаются с учетом локального контекста и реальных эффектов, а не только идеологических устремлений.
10. Судоходство: конец эпохи роста?
После четырех лет бурного роста судоходная отрасль сталкивается с новой реальностью. Спрос стабилизируется, тарифы снижаются, и компании должны адаптироваться к новым условиям, пересматривая свои инвестиционные стратегии.
Ключевой вызов для инфраструктурной отрасли в 2025 году — наладить синхронизацию между реформами и капиталами. Ресурсы есть, интерес со стороны инвесторов сохраняется, но доверия между сторонами недостаточно. Правительства опасаются утраты контроля, инвесторы — нестабильных правил. При этом оба игрока зависят друг от друга: без частных вложений масштабные проекты не реализуются, без ясной регуляторной среды — не приходят деньги.
KPMG предлагает переосмыслить подход к партнерству: не просто передавать активы в управление, а создавать прозрачные, предсказуемые модели взаимодействия. В основе — четкое распределение рисков, стандартизированная отчетность и долгосрочные гарантии. Только в таком формате инфраструктура сможет не просто выжить в условиях «перезагрузки», но стать опорой для будущего развития.

Наталья Плетникова
руководитель центра транспортных решений ГК «Современные транспортные технологии»
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».