Беспилотный транспорт в 2025 году: амбиции Tesla, успехи конкурентов и новый расклад сил

Беспилотный транспорт в 2025 году: амбиции Tesla, успехи конкурентов и новый расклад сил
Беспилотный транспорт в 2025 году: амбиции Tesla, успехи конкурентов и новый расклад сил

Автопроизводители, стартапы и технологические гиганты продолжают борьбу за лидерство в сфере автономного вождения. Tesla корректирует курс, Waymo расширяет тестирование роботакси, а Hyundai объединяется с Avride (Яндекс) для выпуска беспилотных IONIQ 5. Параллельно Hugging Face готовит крупнейший открытый датасет для обучения ИИ, который сможет прогнозировать дорожные ситуации. Мы собирали ключевые события начала года из материалов TechCrunch, чтобы вы могли понять, в каком направлении движется индустрия. Также мы посмотрели, что происходит с автономными машинами в коммерческих перевозках в России.


Еще несколько лет назад казалось, что полностью автономные автомобили — вопрос ближайшего будущего. Компании обещали роботакси, грузовики без водителей и транспортные системы, работающие без участия человека. Но начало 2025 года показывает: скорость внедрения беспилотников оказалась ниже ожиданий.

Tesla, которая долгое время оставалась символом автономного вождения, корректирует курс. Маск признал, что планы по Full Self-Driving (FSD) для машин с Hardware 3 были слишком амбициозными. Теперь компания делает ставку на Hardware 4 и готовит пилотный проект в Остине. Но пока Tesla пересматривает стратегию, конкуренты переходят от тестов к реальным запускам.

Waymo расширяет сервис роботакси, добавляя новые города, а Volvo и стартап Waabi готовятся к массовому производству беспилотных грузовиков. В логистике беспилотники постепенно вытесняют классические фуры: перевозки становятся дешевле и быстрее, а водители переходят в роль операторов.

Кто в итоге задаст стандарты беспилотного транспорта? Tesla еще рассчитывает вернуть лидерство, но индустрия уже меняется.

Waymo расширяет тестирование: 10 новых городов и осторожный подход

Один из лидеров в сфере беспилотного транспорта Waymo выходит на новые территории. Компания начинает тестирование автономных автомобилей в десяти городах, включая Лас-Вегас и Сан-Диего. Однако это не означает немедленного запуска роботакси — на первом этапе машины будут передвигаться с водителями.

Традиционный подход Waymo — сначала собрать данные о дорожных условиях и поведении водителей, а затем переводить автомобили в автономный режим. В прошлом году компания тестировала свои системы в условиях зимнего климата в Мичигане и на севере штата Нью-Йорк. Сейчас фокус снова смещается на города с плотным трафиком и сложной уличной инфраструктурой.

Waymo уже запустила коммерческие роботакси в Финиксе, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе, а в этом году планирует начать работу в Остине, Атланте и Майами. В отличие от конкурентов, компания не объявляет сроки запуска в новых городах, но последовательно расширяет географию присутствия, тестируя различные сценарии.

Hugging Face ускоряет разработку беспилотников с новым датасетом

Платформа Hugging Face продолжает расширять возможности для разработчиков искусственного интеллекта. Вместе со стартапом Yaak компания представила новый обучающий датасет Learning to Drive (L2D), созданный для тренировки автономных транспортных систем.

L2D — это более одного петабайта данных, собранных с датчиков, установленных на автомобилях в немецких автошколах. Датасет включает видео с камер, GPS-треки и данные о динамике движения, записанные во время реального вождения по городским улицам, автомагистралям и сложным участкам вроде перекрестков и стройплощадок.

В отличие от других открытых наборов данных для беспилотников, которые сосредоточены на задачах обнаружения объектов и разметке, L2D ориентирован на конечное обучение. Он помогает моделям предсказывать действия водителей и пешеходов, основываясь на входных сенсорных данных, а не на заранее размеченных объектах.

Hugging Face и Yaak планируют протестировать модели, обученные с помощью L2D, на реальных автомобилях этим летом. Для испытаний будут использоваться машины с водителем безопасности. Разработчики могут предложить собственные сценарии тестирования — от проезда через кольцевые развязки до парковки.

Hyundai и Avride создают новый парк роботакси: IONIQ 5 выйдет на улицы Далласа

Hyundai Motor и Avride заключили соглашение о разработке автономных автомобилей. Компании сосредоточатся на создании роботакси, а также изучат другие применения технологии, включая доставку с помощью роботов.

Avride, стартап из Остина, ранее входивший в состав Яндекса, увеличит парк Hyundai IONIQ 5. Эти автомобили будут собираться на новом заводе Hyundai в Джорджии и до конца года появятся в Далласе в составе сервиса роботакси Avride, доступного через Uber.

Партнерство с Hyundai — часть стратегии Avride по расширению бизнеса. В 2024 году компания уже заключила несколько крупных сделок. Для Hyundai этот проект — еще один шаг в развитии автономного транспорта. В прошлом году автоконцерн договорился с Waymo о включении IONIQ 5 в сеть роботакси.

Одновременно Hyundai продолжает инвестировать в Motional — стартап, созданный совместно с Aptiv. В 2023 году Aptiv отказалась финансировать проект, и Hyundai вложила $1 млрд, чтобы поддержать разработку технологий 4-го уровня автономности. Однако реструктуризация привела к сокращению сотен сотрудников и отставке гендиректора.

В Avride подчеркивают, что партнерство с Hyundai не заменяет сотрудничество с Motional. Компании планируют развивать собственную технологию и довести парк автономных IONIQ 5 до 100 машин в 2025 году.

Беспилотные LCV в России: прогнозы на 2035–2042 годы

Аналитики «Яков и Партнеры» спрогнозировали, что к 2042 году более 80% автомобилей в России станут беспилотными. Переход будет происходить постепенно: сначала автономные системы займут ниши с предсказуемыми условиями — склады, логистические центры и магистральные перевозки. Затем беспилотники начнут использоваться в городском транспорте и массовых перевозках. Для легких коммерческих автомобилей (LCV) это означает, что в ближайшие годы технология начнет активно внедряться в грузоперевозки на ключевых магистралях и логистических цепочках.

Беспилотные грузовики уже тестируются на российских дорогах и могут кардинально изменить рынок перевозок. Они снижают зависимость от водителей, уменьшают затраты и повышают безопасность. Компании внедряют технологии автономного управления, готовясь к массовому использованию. Узнайте, какие маршруты осваивают беспилотные фуры и что это значит для логистики, на Campus.

По данным Минтранса, уже к 2035 году до 50% междугородних грузоперевозок могут осуществляться беспилотниками, включая LCV. Это особенно актуально на фоне нехватки водителей и растущего спроса на логистические услуги. Однако полное распространение автономных коммерческих автомобилей потребует масштабных инвестиций в модернизацию дорожной инфраструктуры, развитие сетей связи V2X (vehicle-to-everything) и изменение нормативной базы.

Несмотря на оптимистичные прогнозы, эксперты указывают на ряд проблем. Внедрение беспилотных LCV сдерживают не только технологические ограничения, но и экономическая целесообразность. Доказанной эффективности таких систем пока нет, а масштабное внедрение потребует значительных инвестиций. Тем не менее интерес к автономным коммерческим перевозкам растет, и в ближайшие годы можно ожидать новых пилотных проектов и тестовых запусков беспилотных LCV на ключевых маршрутах.

Андрей Кадетов

Андрей Кадетов

руководитель Центра управления проектами ГК «Современные транспортные технологии»

Прогноз выглядит амбициозно, но вполне достижимо для сегмента коммерческого транспорта. LCV уже сейчас активно переходят на электронные системы помощи водителю, а ключевой барьер для полного автономного вождения — не технологии, а инфраструктура и регулирование. Логистика — первая сфера, где беспилотники могут массово применяться. В крупных агломерациях и на магистральных маршрутах автономные LCV способны снизить операционные затраты и решить проблему нехватки водителей. Однако для реального перехода на беспилотные перевозки необходимы серьезные вложения в модернизацию дорог, унификацию стандартов связи и адаптацию транспортного законодательства. Рынок коммерческого транспорта движется к автономности быстрее, чем легковой. Уже сейчас беспилотные грузовики тестируются на федеральных трассах, а к 2035 году можно ожидать, что LCV с высокой степенью автоматизации станут привычными для логистики. Но для массового внедрения важно не только развитие технологий, но и экономическая целесообразность, а значит, компании должны понимать, какие задачи действительно выгодно передавать автономным системам.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Инструкции

Как меняться, обучать и экономить: инструкция для логистов в условиях 2025 года

карточка
Повестка

Куда растут склады

карточка
Умные решения

Инновационное решение от Pony Express: мобильные ПВЗ на базе «Газель NEXT»

карточка
Перевод

Беспилотный транспорт в 2025 году: амбиции Tesla, успехи конкурентов и новый расклад сил

карточка
Повестка

Альтернативное топливо, каршеринг и беспилотники: как изменится российский автопром

карточка
Повестка

Собственные «Платоны» могут появиться в российских регионах

карточка
Инструкции

ИИ в логистике: куда и как внедрять

карточка
Инструкции

Инструкция: как избежать мошенничества со страховкой в логистике

карточка
Повестка

Умные дороги и нейросети: какие транспортные проекты выбрало АСИ

карточка
Перевод

Груз без следа: как бизнес делает городскую доставку экологичнее

карточка
Умные решения

Роботы уже здесь: на складах и в доставке

карточка
Перевод

DHL: логистические тренды, которые преобразят ваш бизнес в 2025 году

карточка
1 из 1

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка