Собственные «Платоны» могут появиться в российских регионах
25.02.2025 152 просмотра

Власти субъектов РФ смогут самостоятельно решать, по каким трассам сделать проезд для грузовиков платным. Выбрать регионы смогут из тех магистралей, которые входят в опорную сеть дорог. Campus узнал, как это отразится на транспортных компаниях и их тарифах.
Государственная система взимания платы за проезд большегрузов (более 12 тонн) по федеральным трассам заработала на всей территории России с 15 ноября 2015 года. Их общая протяженность — более 50 тысяч км. За проезд грузовиков по каждому километру федеральных дорог установили плату, которая ежегодно индексируется. В 2015 году ее размер составлял 1,53 рубля за 1 км. Если точнее, тариф установили на уровне 3,73 рубля, но одновременно ввели понижающий коэффициент 0,51, чтобы перевозчикам было легче адаптироваться. С 1 февраля 2025 года по 1 февраля 2026 года плата составляет 3,34 рубля за 1 км пробега с учетом понижающего коэффициента. Последняя индексация составила 29 копеек с 1 км, а всего за 10 лет — рост в 2,18 раза.
В качестве обоснования платы приводились такие доводы. В России было 1,5 млн грузовиков массой более 12 тонн. Плюс количество тех, что въезжали в страну из зарубежных стран, оценивалось в сотни тысяч. При этом исследование, проведенное Федеральным дорожным агентством еще в начале 2010-х годов, показало, что износ федеральных трасс достигает 56%. И чаще всего дорожное покрытие портится именно в результате проезда большегрузов.
Поэтому средства, которые собирает «Платон», с самого начала направляются на строительство, капитальный ремонт, мероприятия по повышению безопасности автомобильных трасс, развязок и мостов. Всего за почти 10 лет, по данным сайта «Платона», на 15 января 2025 года собрано 315 млрд рублей (плата и штрафы). На эти средства отремонтировано 130 мостов и 3,3 тысячи км автодорог. Сейчас в системе зарегистрированы 861 тысяча грузоперевозчиков и логистических компаний и 1,9 млн грузовых автомобилей.
Несмотря на понижающий коэффициент, внедрение «Платона» сопровождалось протестами со стороны водителей большегрузов. Акции прошли в нескольких регионах страны, включая Московскую, Белгородскую и Новосибирскую области, Карелию, Удмуртию. Тогда удалось добиться приостановки штрафов и их снижения.
Возвращаемся в наше время. «Платон» уже стал привычной частью деятельности транспортных компаний, а ежегодная индексация платы — неизбежностью, которая учитывается при расчете тарифов. По словам директора по транспортной логистике ООО «Байкал-Сервис ТК» Виталия Скуратова, а компании примерно 80–85% движения осуществляется по федеральным трассам.
«Необходимость внесения платы за проезд при построении маршрутов не учитывается, поскольку движение по региональным трассам как альтернативным маршрутам приводит к увеличению сроков доставки и, как следствие, увеличению стоимости перевозок», — поясняет Виталий Скуратов.
Новый проект дистанционного контроля за транспортом в России использует технологии реального времени для мониторинга автопарков. Система автоматически фиксирует перегрузки и нарушения маршрутов, начисляя штрафы и повышая безопасность перевозок. Это решение помогает оптимизировать рабочие процессы и снижать издержки компаний. Узнайте, как технология меняет управление транспортом, на Campus.
При этом доля оплаты проезда по федеральным трассам в систему «Платон» может варьироваться в зависимости от используемых дорог и пройденного по ним расстояния. Самый дорогой с точки зрения размера платы — маршрут Москва — Владивосток протяженностью более 9 тысяч км: путь полностью проходит по федеральным трассам.
По оценке «Байкал Сервиса», в себестоимости перевозки на долю «Платона» приходится порядка 3–4%. Немного, но в 2024 году министр транспорта России Роман Старовойт сообщил, что до конца года ведомство сделает и представит правительству предварительные расчеты по вопросу внедрения «Платона» в регионах. Речь о том, что субъекты федерации смогут вводить плату за проезд по дорогам, входящим в опорную сеть на своей территории. Это еще плюс более 70 тысяч км автодорог к свыше 60 тысяч км федеральных. Значит, платными могут стать 140 тысяч км дорог в стране.
Но в «Байкал Сервис» считают, что если решение о введении региональных тарифов будет принято, то на тарифах это отразится несущественно.
Однако соглашаются участники рынка в том, что расходы неизбежно лягут на плечи конечного потребителя. Виталий Скуратов уточняет, что все расходы перевозчики включат в свои ставки.
В результате введение платы за проезд по региональным трассам может повлиять на конкурентоспособность компаний, работающих в регионах с высокими тарифами на проезд. Поскольку размер тарифов будет в ведении региональных властей, то и их размер может существенно различаться.
Также пострадают компании, которые задействованы в доставке внутри регионов, соответственно, больше пользуются региональными трассами. Сейчас проезд по ним бесплатный, но после введения платы расходы увеличатся.
Есть и еще один нюанс. Как правило, на региональных трассах менее развита инфраструктура (автозаправочные станции, места отдыха водителей, магазины, аптеки). При этом территории регионов на востоке страны равны нескольким европейским странам, то есть пробег автомобиля внутри одного субъекта РФ может быть достаточно продолжительным. В такой ситуации транспортным компаниям нужны грузовики с увеличенными топливными баками, чтобы автопоезд мог спокойно доехать от одной заправки до другой. К примеру, «Валдай 45» с запасом хода на одной заправке до 3 тысяч км. Это обеспечивается, с одной стороны, экономичной системой впрыска XPI, с другой — объемными топливными баками (840 л). «Валдай 45» на одной заправке может доехать от Якутска до Мирного (1241 км по автодорогам) и обратно без дополнительной заправки топливом.
Решение по распространению системы «Платон» на региональные дороги ожидается к концу 2025 года. Для этого потребуется принять федеральный закон.
Платные трассы для логистики открывают новые возможности для бизнеса, сокращая время в пути и снижая затраты на топливо. Эти дороги позволяют оптимизировать маршруты и повысить надежность доставки грузов, делая перевозки более предсказуемыми. Узнайте, как современные инфраструктурные решения меняют правила игры для логистики, на Campus.
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».