Весне дорога: 6 советов, как учесть ограничения на автотрассах
23.04.2025 21 просмотр

В весенних ограничениях на дорогах нет ничего необычного. Ежегодно региональные власти вводят ограничения на передвижения тяжелого транспорта по автотрассам, чтобы предупредить разрушение дорожного покрытия. Сложность в том, что даже в соседних регионах сроки могут различаться. Campus узнал, на какие автомобили распространяются весенние ограничения, как транспортным компаниям их учесть и при необходимости получить разрешение на проезд.
Ограничения на движение тяжеловесного транспорта могут повлиять на сроки доставки грузов, поэтому ТК вынуждены адаптировать маршруты, выбирать оптимальные транспортные средства и оперативно реагировать на изменения дорожной обстановки. Campus подготовил инструкцию, что нужно учесть и как нивелировать риски.
1. Узнаем сроки ограничений
С 2018 года федеральные трассы на так называемую просушку не закрывают. Ограничения касаются только региональных и муниципальных автодорог. Это хорошая новость. Плохая в том, что в каждом регионе сроки введения ограничений на передвижение грузовиков различаются. Лучше заранее узнать конкретные даты в тех регионах, где работает транспортная компания.
Например, на Юге ограничения вступают в силу, как правило, уже с середины марта, в Центральной России — в апреле-мае, а в северных могут действовать вплоть до июля.
Обратите внимание, есть регионы, где сроки определены даже для конкретных муниципалитетов. Так, в Костромской области в 14 районах ограничения действуют с 31 марта по 29 апреля, а в 10 — с 14 апреля по 13 мая.
Некоторые регионы устанавливают сроки ограничений в зависимости от типа дорожного покрытия. Например, в Пермском крае для дорог с переходным типом покрытия ограничения действуют со 2 апреля по 1 мая, а для дорог с асфальтобетонным типом покрытия — с 7 апреля по 6 мая.
Данные появляются на официальных сайтах региональных правительств или дорожных ведомств. Кроме того, сводные таблицы со сроками введения ограничений есть на специализированных ресурсах и площадках. Например, Trans.ru опубликовал подробные данные о весенних ограничениях в 2025 году.
Важно: есть регионы, в которых качество дорожного покрытия и климат позволяют не закрывать дороги на весеннюю просушку. Это Московская и Белгородская области, а также некоторые регионы Юга России, где зимой нет снежного покрова.
В 2025 году в России построят и обновят более 4,6 тысячи км автомобильных дорог. Среди ключевых проектов — завершение трассы М-12 «Восток», мост через Обь в Сургуте, участки международного коридора «Север — Юг» и расширение федеральных магистралей. Это улучшит транспортную доступность регионов и ускорит грузоперевозки. Подробнее о планах — на Campus.
2. Узнаем категории разрешенных грузов
Даже во время действия ограничений на часть категорий грузов они не распространяются. Как правило, это социально значимые или сезонные грузы. В каждом регионе — свой перечень. Например, в 2025 году во Владимирской области не подпадают под ограничения грузовики, которые перевозят продукты питания, животных, лекарственные препараты, горюче-смазочные материалы, семенной фонд, удобрения и почту. В Архангельской и Ленинградской областях перечень дополнили международными перевозками, а в Ненецком автономном округе — гуманитарным грузами.
Важно: если транспортная компания занимается перевозками продуктов питания, то может не менять маршруты грузовиков. Но если везете мебель — придется искать другой маршрут.
3. Узнаем дороги-исключения
Исключения, на которые не действуют ограничения, вводятся не только для отдельных категории грузов, но и для некоторых участков дорог. Так, в Тульской области нет ограничений на проезд по магистрали М-4 «Дон» и на дороге Тула — Новомосковск. Справедливости ради отметим, что М-4 — это федеральная трасса, на которой нет ограничений не по решению властей Тульской области, а по приказу Федерального дорожного агентства (Росавтодор). В Рязанской области сделали исключение только для одного участка моста через Оку на дороге Спас — Клепики — Рязань.
Важно: при планировании маршрута нужно изучить исключения в нужном регионе. Возможно, вносить изменения не придется.
4. Узнаем ограничения по массе
Общего правила, какие грузовики во время весенней просушки могут проезжать по дорогам беспрепятственно, а для каких весной вводятся ограничения, нет. Каждый регион решает, какая нагрузка может стать губительной для дорог. Как правило, устанавливаются либо максимальные нагрузки на одну ось, либо максимально допустимые нагрузки для автодороги.
Иногда даже для конкретных трасс или в зависимости от типа покрытия: асфальтобетон или грунт. Например, в Ленинградской области по дорогам с асфальтобетонным покрытием можно проехать грузовику с нагрузкой 5 тонн на ось, по дорогам с гравийным покрытием — 3 тонны на ось.
Осевая нагрузка — это нагрузка от массы автомобиля, передаваемая на дорожную поверхность колесами одной оси. Масса автомобиля — это сумма нагрузки от всех осей. Так, масса ГАЗ-3302 составляет 3 500 кг, она складывается из осевой нагрузки на переднюю ось 1 200 кг и заднюю 2 300 кг. Напомним, что с 2012 года законодательством установлена допустимая нагрузка 10 тонн на ось, для вновь строящихся дорог 1-й и 2-й категорий — 11,5 тонны на ось для федеральных трасс.
В 2025 году, например, в Брянской области ввели ограничения 4 тонны на ось для дорог, рассчитанных на нагрузку в 10 тонн на ось. В Карелии допускается движение ТС, которые перевозят топливо для теплоснабжающих организаций жилищно-коммунального комплекса и населения (топливная щепа, торф, дрова) или рубительные машины для производства топливной щепы, при условии превышения ими предельно допустимой массы не более чем в три раза. А также ТС, перевозящих грузы для компаний, включенных в реестр резидентов Арктической зоны РФ или в реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территории монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов), при условии превышения ими предельно допустимой массы не более чем в два раза. В Калмыкии нагрузка ограничена 6 тоннами для одиночной оси, 5 для каждой оси в двухосной тележке и 4 — для каждой оси в трехосной тележке.
5. Учитываем ограничения
Учесть все введенные ограничения сложно, но можно. Построить оптимальные маршруты можно с помощью цифровых инструментов, в том числе на основе ИИ.
Второй способ — использовать на маршрутах с ограничением такие ТС, которые не подпадают под ограничения по осевой или максимальной нагрузке. Как пояснили в пресс-службе ГК «Деловые линии», весной, при вводе временных ограничений в связи с просушкой дорог, в компании заранее планируют оптимальные маршруты доставок, чтобы обеспечить их своевременность.
«В период просушки мы также следим за оптимальным распределением груза в транспортных средствах, чтобы показатели соответствовали установленным нормам и не превышали их», — отметили в пресс-службе компании.
6. Получаем разрешение на проезд
И наконец, если изменить маршрут или заменить ТС не получается, а груз не входит в список исключений, можно получить разрешение на проезд. Оформляют специальный пропуск либо на сайте Росдормониторинга с помощью сервиса «Личный кабинет перевозчика», либо на портале Госуслуг.
Обычно пропуск оформляется не более четырех рабочих дней, а действует в течение трех месяцев с даты получения. Исключение — перевозка крупногабаритных грузов, которую нужно согласовать с ГИБДД. В этом случае оформление разрешения может занять до 9 рабочих дней.
Новые дороги и интеллектуальные транспортные системы (ИТС) меняют логистику и туризм в России. Благодаря ИТС, которые анализируют трафик и управляют движением, снижается количество пробок и повышается безопасность на дорогах. Это способствует увеличению туристического потока и улучшению условий для перевозчиков. Подробнее о влиянии новых дорог на туризм и логистику — на Campus.
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».