Второе дыхание БАМа: куда идет магистраль

Второе дыхание БАМа: куда идет магистраль
Второе дыхание БАМа: куда идет магистраль

Знаменитая Байкало-Амурская магистраль (БАМ) переживает второе рождение. Спустя 50 лет после того, как БАМ объявили всенародной ударной стройкой, правительство утвердило план третьего этапа развития магистрали. Куда стремится обновленный БАМ и как модернизация повлияет на логистику, в том числе экспортную, рассказываем в этом материале.

В апреле 2024 года БАМу исполнилось 50 лет. На самом деле его история началась не в 1974 году, а гораздо раньше — в 1888 году. Тогда в Русском техническом обществе обсуждался вопрос возможности строительства Тихоокеанской железной дороги через северную оконечность Байкала. Большинство экспертов назвали идею неосуществимой. Проект признали только в 1913 году. А постановление Совета народных комиссаров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги» было принято в 1932 году.

Строительство начали, построили участки Тайшет — Братск, Тында — БАМ, Ургал — Известковая и некоторые другие. Но в 1942 году с завершенных участков сняли звенья пути и направили на строительство железной дороги от Сталинграда до Ульяновска. В послевоенные годы строительство БАМа возобновили, к 1958 году поезда пошли по участкам Тайшет — Братск — Усть-Кут, Советская Гавань — Ургал — Комсомольск-на-Амуре. Затем стройку снова заморозили, а в 1974 году объявили ударной всенародной. К 1988 году БАМ сдали в эксплуатацию.

После стройка продолжалась, но уже не такими ударными темпами. Например, в 2001 году пробили Северо-Муйский тоннель. Но еще в 1990-х магистраль записали в бесперспективную и тупиковую. Государство, потратив, по некоторым оценкам, более $37 млрд, получило магистраль, которую нечем было загрузить. Объемы грузовых перевозок составляли не более 60% от расчетных.

В 2024 году в Москве запланировано строительство 94 км дорог, 30 искусственных сооружений и 15 пешеходных переходов. Основные проекты включают завершение Южной рокады, реконструкцию развязок на МКАД и строительство новых путепроводов. Эти меры улучшат транспортную доступность и сократят время в пути по городу, что особенно важно для транспортных компаний. Читайте подробнее на Campus.

БАМ сегодня

Общая протяженность магистрали составляет 4 287 км. Современный БАМ проходит от Тайшета до Советской Гавани и пролегает по территории 9 регионов: Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии, Якутии, Забайкальскому, Приморскому и Хабаровскому краям и Еврейской АО.

Магистраль пересекает через 11 рек и 7 горных хребтов. Более 1 тысячи километров путей проходит по вечной мерзлоте или в зонах высокой сейсмичности. На БАМе пробито 8 тоннелей, построено 142 моста, 280 железнодорожных станций и разъездов, более 60 городов и поселков.

Часть магистрали двухпутная, другая — однопутная, а часть — однопутная с двухпутными вставками. С Транссибирской железной дорогой БАМ связан тремя железнодорожными линиями: Бамовская — Тында, Известковая — Ургал и Волочаевка — Комсомольск.

БАМ — часть Восточного полигона железных дорог. В 2024 году пропускная способность магистрали составила почти 42 млн тонн, за последние 12 лет рост — в 3 раза. В том числе магистраль работает на Нерюнгринское и Ургальское угольные месторождения и Коршуновское и Рудногорское — железорудные. Кроме того, БАМ перевозит около 12 млн пассажиров в год, но работает практически на пределе пропускной способности.

Новое начало

Не зря магистраль планировали построить еще в XIX веке: БАМ становится основой для развития Дальнего Востока. А с разворотом российской экономики на Восток БАМ, вместе с Транссибом, стал транспортной артерией, которая открыла для российского экспорта рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.

В 2024 году правительство утвердило третий этап развития БАМа. Работы будут финансироваться как из бюджета, так и внебюджетных источников — средств частных инвесторов. Финансирование программы запланировано в объеме 3,7 трлн руб. Будут модернизированы 24 участка магистрали, в том числе пробиты новые тоннели (Северомуйский, Кодарский и Кузнецовский), возведен мост через Амур, построен обход Хабаровского транспортного узла, модернизирован с увеличением мощности Находкинский транспортный узел и проложены новые пути, в том числе две линии, которые соединят БАМ и Транссиб. Всего на БАМе появятся более 300 новых инфраструктурных объектов.

Как отметил премьер-министр Михаил Мишустин, будут благоустроены территории вдоль магистралей, что повысит качество жизни людей в Сибири и на Дальнем Востоке.

Автодом на базе Газели NN предназначен для размещения и проживания четырех человек во время путешествий. Автомобиль оснащен душевой кабиной, биотуалетом, кухонным блоком, системами автономного отопления, кондиционирования, электро- и водоснабжения. В салоне предусмотрено 2 спальных места, а еще 2 дополнительных на втором этаже в раскладной палатке. В комплектацию входят выдвижная маркиза, автоматическая подножка и комплект переносной мебели для отдыха на улице.

Значение для логистики

БАМ — сегодня самый короткий железнодорожный путь к портам Тихого океана. Благодаря магистрали сокращается путь пассажирских и грузовых поездов в Приморье, Владивосток и Находку более чем на 200 км, в Ванино — почти на 500 км, в Якутию — на 600 км, на Сахалин, Камчатку, в Магадан — на 1000 км. Так, по БАМу пассажиры и грузы могут доехать из Тынды в Хабаровск, до Москвы — за 5 суток, а до Кисловодска — за 6 суток. Обратно — в те же сроки.

Значение БАМа для внутрироссийской логистики показала приостановка движения по магистрали летом 2023 года. Тогда 200 метров путей размыло из-за выхода из берегов реки Холодная. За шесть дней, в течение которых шли восстановительные работы, ущерб экономике России составил несколько миллиардов рублей.

Но, с точки зрения логистики, БАМ и Транссиб трудно оценивать только как внутренние российские логистические коридоры. Восточный полигон, включающий обе магистрали, — это сухопутный маршрут, который связывает страны Азиатско-Тихоокеанского региона с регионами России и европейскими странами. Его значение наглядно продемонстрировали контейнерный кризис, разразившийся из-за пандемии, и блокировка Суэцкого канала севшим на мель контейнеровозом. Тогда китайские производители перебросили часть грузов с морских перевозок на железнодорожные, а тарифы резко выросли.

Советский, а точнее еще дореволюционный проект железнодорожной магистрали и сегодня имеет большое значение для экономики страны. В том числе увеличивает экспортный потенциал добывающей и других отраслей.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок»

Читайте также

Повестка

Логистический год: с чем подошел рынок к концу 2024 года

карточка
Умные решения

Серой лентой вьется: какие автомобильные дороги планируется построить в 2025 году

карточка
Повестка

Выход на новые рынки: для чего российскому бизнесу понадобились хабы на Ближнем Востоке и в Азии

карточка
Повестка

Платформенная экономика: как она будет работать

карточка
Повестка

Комфорт и мобильность: россияне распробовали автодома

карточка
Повестка

Исследование: 20% транспортных компаний не обновляют автопарк из-за финансовых трудностей

карточка
Повестка

Как московские диаметры ускорят доставку

карточка
Умные решения

Большой брат для логистики «ГосЛог»: первые итоги эксперимента

карточка
Перевод

Встречайте стартап Scoobic: электромобили для чистого города и быстрой доставки

карточка
Повестка

Больше и быстрее: пункты пропуска на границе с Китаем

карточка
Инструкции

Как внедрить систему управления автопарком (и что это дает)

карточка
Перевод

Устойчивые доставки: как города и компании могут изменить логистику

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка