Чек-лист: как проверить автопарк после зимней эксплуатации за 5 шагов

Чек-лист: как проверить автопарк после зимней эксплуатации за 5 шагов
Чек-лист: как проверить автопарк после зимней эксплуатации за 5 шагов

Зима, даже такая теплая, как в сезоне 2024/2025 годов, создает дополнительную нагрузку на автомобили — как грузовые, так и легкие коммерческие. Поэтому с наступлением тепла транспортным компаниям нужно проверить весь автопарк, в том числе и новые грузовики, нет ли повреждений. Campus подготовил чек-лист весеннего осмотра автопарка.

 

1. Шины

Самое очевидное — смена резины, как только температура стабильно держится на уровне +5–7°C и выше. Для фур сезонная замена шин менее актуальна. Как правило, для грузовых автомобилей используют аналог всесезонных шин резину с маркировкой M/S — Mud and Snow («грязь и снег»). Это связано с тем, что фуры не ездят по бездорожью, а передвигаются по автотрассам, в большинстве случаев очищенным от снега и льда.

Но так бывает не всегда, поэтому существует специальная зимняя резина для грузовиков. Такие шины отличаются специальным рисунком протектора, который обеспечивает устойчивое сцепление со снежным покровом или поверхностью льда. Кроме того, для их производства используют резину с особым составом, за счет которого шины эластичны при низких температурах. Если грузовые автомобили переобували в зимнюю резину, ее придется поменять на летнюю или всесезонную. В любом случае шины нужно осмотреть на предмет повреждений: разрывов, грыж, порезов, деформации и т. д. И при необходимости привести в порядок.

Легкие коммерческие автомобили, в том числе «Газели» и авто семейства «Соболь», в отличие от тяжелых грузовиков, нуждаются в сезонной смене шин. Зимние осматривают, не повреждены ли они специальными реагентами, ремонтируют при необходимости и отправляют на хранение.

2. Корпус, кузов и кабина

Внешние части грузовика принимают на себя основное негативное воздействие внешней среды: дождь, снег, лед, а также реагенты, которые попадают на металлические части автомобиля и вызывают их коррозию. Зимой под снегом и льдом, а чаще грязью они могут быть незаметны. Поэтому внешний осмотр начинают с тщательной мойки.

Даже незначительная царапина, повредившая краску, может стать причиной появления ржавчины, опасной для металлической части автомобиля. Все повреждения нужно устранять как можно быстрее. Не стоит забывать о порогах, кромках дверей и колесных арках — эти детали также в списке наиболее уязвимых для коррозии.

Внедрение системы управления автопарком (FMS) позволяет компаниям оптимизировать логистику, снизить расходы на топливо и сократить простои транспорта. Современные решения обеспечивают контроль маршрутов, технического состояния и расхода топлива, а также предотвращают нецелевое использование техники. Узнайте, как правильно выбрать и внедрить FMS, чтобы повысить эффективность вашего автопарка, на Campus.

3. Технические жидкости

После зимы обязательно нужно проверить все технические жидкости: моторное и трансмиссионное масла, тормозную и охлаждающую жидкости. Эксперты советуют поменять ДВС после 7–8 тысяч км пробега, особенно если этот пробег пришелся на холодное время года.

Тормозную и охлаждающую жидкость лучше тоже слить и заменить на свежие. Или хотя бы проверить уровень и долить до нормативного. Что касается масла в трансмиссии, оно сохраняет свои свойства, в том числе охлаждающие, если остается прозрачным. Такое масло можно заменить частично, но если жидкость потемнела или пенится, требуется полная замена, которая проводится на специальном оборудовании.

При проверке технических жидкостей нужно обратить внимание на узлы, места подключения шлангов. После эксплуатации в условиях отрицательных температур могут появиться течи, что потребует замены соответствующих деталей.

4. Ходовая и рулевое

Ходовая часть и рулевое управление также нуждаются в тщательной проверке. Течи, люфты, повреждения могут стать фатальными. Особое внимание — амортизаторам, шаровым опора, втулкам, не забываем о сайлентблоках и пыльниках. Эти элементы чаще других требуют замены после холодного сезона.

5. Тормозная система

Зимой — из-за перепадов температуры воздуха и попадания снега и льда с дальнейшим таянием и дорожной грязи на открытые узлы — ресурс тормозных колодок снижается. Кроме того, на скользкой дороге водители чаще применяют торможение, в том числе экстренное, в результате тормозные колодки изнашиваются быстрее, чем в теплое время года. Такие звуки, как скрип, скрежет или стук при нажатии на педаль тормоза тоже могут указывать на износ или повреждение колодок. Поэтому осмотр и, скорее всего, замена тормозных колодок — почти обязательный пункт программы весной.

Также нужно проверить состояние тормозных дисков. Считается, что средний срок их службы равен пробегу 100 тысяч км. Но в реальных условиях он может оказаться гораздо короче. Тормозные диски на тяжелом грузовике, имеющем большую массу, перевозящем тяжелые грузы или регулярно буксирующем прицеп, выйдут из строя быстрее, чем на легком коммерческом автомобиле. Но эксплуатация в городских условиях с резким сбросом скорости и частыми торможениями также сокращает ресурс тормозных дисков и колодок.

И последнее. Такая незначительная, казалось бы, деталь, как щетки стеклоочистителя, может серьезным образом сказаться на безопасности движения и сохранности груза. Зимние щетки, разработанные для борьбы со снегом, плохо справляются с потоками воды во время весенних и летних дождей. А плохая видимость чревата аварийной ситуацией. Учитывая относительно невысокую стоимость, щетки лучше менять на новые после каждого сезона.

Автоперевозчики объединяются для решения отраслевых проблем: дефицита водителей, нехватки техники и роста затрат. Созданная в 2023 году Ассоциация автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов предлагает совместные закупки, стандарты и поддержку для участников рынка. Узнайте, как отрасль справляется с вызовами и какие меры предпринимаются для улучшения ситуации, на Campus.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Инструкции

Весне дорога: 6 советов, как учесть ограничения на автотрассах

карточка
Инструкции

Чек-лист: как проверить автопарк после зимней эксплуатации за 5 шагов

карточка
Перевод

Меняется всё: как инфраструктура и транспорт войдут в май 2025 года

карточка
Повестка

Продолжается просушка: где в мае сохраняются ограничения для грузовиков

карточка
Инструкции

Как работать с биржами грузоперевозок

карточка
Инструкции

Как меняться, обучать и экономить: инструкция для логистов в условиях 2025 года

карточка
Повестка

Куда растут склады

карточка
Умные решения

Инновационное решение от Pony Express: мобильные ПВЗ на базе «Газель NEXT»

карточка
Перевод

Беспилотный транспорт в 2025 году: амбиции Tesla, успехи конкурентов и новый расклад сил

карточка
Повестка

Альтернативное топливо, каршеринг и беспилотники: как изменится российский автопром

карточка
Повестка

Собственные «Платоны» могут появиться в российских регионах

карточка
Инструкции

ИИ в логистике: куда и как внедрять

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка