Какие тренды городской доставки останутся в 2025 году
18.01.2025 58 просмотров
Неформальный девиз городской доставки: быстрее, дальше, больше — остается актуальным и в 2025 году. Ускорение («день в день»), расширение сетей ПВЗ, рост объема перевозок, в том числе за счет появления новых форматов — эти устойчивые тенденции в доставке продолжат развиваться.
Далеко и близко
Как уже рассказывал Campus, несмотря на сложности с персоналом, сети ПВЗ продолжают расширяться. Причем как вглубь — в мегаполисах увеличивается концентрация точек выдачи, так и вширь — за счет географической экспансии в небольшие города.
Это означает изменения для всей логистической структуры: нужны новые склады в регионах, новые цепочки доставки, новые маршруты и алгоритмы работы. И конечно, обновление и рост автопарков. Без транспортных средств доставить заказ со склада в областном центре в районный центр не удастся.
В 2024 году городская доставка в регионах вышла на новый уровень. В относительно небольшие населенные центры пришел новый сервис — доставка продуктов питания и товаров повседневного спроса через маркетплейсы и службы доставки. Часто в таких поселениях вообще нет офлайн-магазинов, но есть спрос, который как раз и удовлетворяется за счет онлайн-площадок.
Для покупателей это возможность получить те же товары, включая продукты, которые доступны жителям мегаполисов. А для ретейла — через маркетплейс открыть новую для себя потребительскую аудиторию. Хотя сроки доставки, конечно, отличаются от столичных — большие расстояния между городами и населенными пунктами в России никто не отменял.
Тем не менее приоритеты развития служб доставки, например «Купера» — продвижение в крупных региональных мегаполисах и одновременно в небольших городах с населением менее 500 тысяч человек. В компании пояснили, что динамика развития рынка в них выше общерыночной.
Электронная коммерция формирует новые тренды в логистике: ускорение доставки, развитие инфраструктуры последней мили и внедрение устойчивых решений. Компании активно работают над автоматизацией процессов, оптимизацией маршрутов и экологичностью упаковки, чтобы соответствовать ожиданиям клиентов. Узнайте больше о ключевых тенденциях в логистике e-commerce на Campus.
Формат, еще формат
Меняются и привычные форматы: от монобрендовых ПВЗ к мультибрендовым и точкам выдачи на почте. Но есть и более глубокие изменения. Например, «Мегамаркет» переходит только на курьерскую доставку, а пункты выдачи заказов и постаматы развивать не будет.
Храниться все товары будут только на складских площадях онлайн-площадки, модель FBS больше не используется. Напомним, FBS — модель продажи, в рамках которой продавец хранит товары самостоятельно, обрабатывает заказы, упаковывает и доставляет в пункт приема или сразу на склад маркетплейса. Такая модель реализована на Wildberries и Ozon, например. В отличие от них, теперь «Мегамаркет» сам получает, обрабатывает, комплектует, упаковывает и доставляет заказы клиенту.
С середины декабря маркетплейс работает только в тех регионах, где у него есть склады на бывших на площадях IKEA. Таких всего 14 по России. Соответственно, отменили и доставку в другие города, а в ассортименте основной акцент будет на товарах повседневного спроса.
В компании прокомментировали, что глобальная задача «Мегамаркета» — формирование широкой товарной матрицы из популярных товаров в различных разных ценовых категориях для доставки «день в день».
E-grocery в роли локомотива
Возможно, стратегия «Мегамаркета» по концентрации на товарах повседневного спроса — вполне перспективная идея. В исследовании FMCG 2025 (Fast Moving Consumer Goods — потребительские товары), проведенного компанией NielsenIQ, среди основных трендов, продукты питания стали группой номер один по доле онлайн-продаж. На эту категорию пришлось 17% оборота российской интернет-торговли в январе — июле 2024 года. Причем в течение года она росла, тогда как у других крупнейших категорий, таких как цифровая и бытовая техника, мебель и товары для дома, одежда и обувь, снижалась по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Тем более что и категории товаров в e-commerce расширяются. NielsenIQ отмечает, что рост онлайн-продаж продуктов питания и товаров первой необходимости в 3 раза опережает динамику тех же товаров в офлайн-торговле. В обзоре «Ключевые цифры FMCG-рынка» (июль 2024 года) аналитики компании отмечают, что онлайн-продажи товаров этой категории выросли на 42,5% в первой половине года, а в традиционных магазинах — только на 16,5%.
По прогнозу Data Insight, e-grocery по итогам 2024 года вырастет на 50% — до 1,2 трлн рублей, количество заказов увеличится в 1,4 раза — до 810 млн. Напомним, что за 2023 год сегмент уже прибавил 50% к 2022 году.
Появление и уход (к примеру, постаматов) различных форматов, расширение географии и глубины проникновения доставки, опережающий рост тех или иных — процесс естественный. Молодой отечественный рынок онлайн-торговли быстро растет, экспериментирует с форматами доставки, моделями и каналами продаж.
К концу 2024 года рынок логистики столкнулся с новыми вызовами и адаптировался к ключевым трендам. Рост внутренних перевозок, развитие цифровых платформ и внедрение устойчивых технологий стали основными движущими силами. Компании продолжают оптимизировать цепочки поставок и искать пути снижения издержек. Узнайте, как рынок подошел к завершению года и какие направления определяют его развитие, на Campus.
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».