Без права на ошибку: как логистике работать в условиях новых таможенных тарифов США
02.05.2025 13 просмотров

2025 год начался с новой реальности — новых таможенных тарифов, введенных США. Причем последствия ощущаются сразу на нескольких уровнях — как в глобальной логистике, что означает сбои в планировании и рост затрат на перевозку, так и для отдельных компаний, в том числе в изменении маршрутов и географии поставок. Campus узнал, как можно минимизировать негативное влияние новых таможенных тарифов США на бизнес компании и клиентов и обеспечить эффективную и бесперебойную доставку грузов.
В начале апреля президент США Дональд Трамп объявил о введении новых ставок таможенных тарифов на импорт из 183 стран. Отличие от обычных тарифов в том, что новые пошлины рассчитаны по принципу так называемой зеркальной логики (взаимности). Это означает, что США вводят те же ограничения, с которыми, по мнению администрации, сталкиваются американские товары за границей.
Этот чек-лист поможет логистической компании адаптироваться к новым таможенным тарифам США, минимизировать риски и сохранить конкурентоспособность на рынке.
1. Анализ текущей ситуации
Несмотря на глобальные последствия, не все товары и грузы попадают под новые тарифы. Поэтому на первом этапе нужно понять, какие именно из них наиболее подвержены тарифным новеллам.
- Составьте список товаров, которые доставляет ваша компания.
- Сопоставьте этот список с перечнем товаров, на которые введены новые тарифы. Полный перечень приведен на официальных сайтах Торгового представительства США, Министерства торговли США.
- Если в списке есть позиции, которые перевозит компания, оцените потенциальное увеличение стоимости импорта/экспорта этих товаров.
- Проанализируйте, какие клиенты наиболее сильно пострадают от повышения тарифов.
- Оцените риск потери клиентов из-за повышения цен на перевозку. Возможно, часть клиентов откажется от перевозок, будет искать поставщиков из стран, не затронутых новыми тарифами, и т. д.
- Проведите консультации с клиентами о возможных вариантах оптимизации логистики. Предложите возможность диверсификации маршрутов и поиска альтернативных поставщиков.
- Оцените свои финансовые возможности. Насколько компания готова взять на себя часть дополнительных расходов, связанных с тарифами.
В логистической компании Pony Express рассказали, что на текущий момент не ощутили существенных изменений в связи с новыми тарифами. Однако руководитель Управления таможенных операций Алексей Чернышев подчеркнул, что таможенные нововведения могут иметь отложенный эффект с горизонтом 2–3 месяца в части диверсификации логистики.
2. Оптимизация логистических процессов
- Исследуйте альтернативные маршруты доставки грузов. Используйте современные системы оптимизации маршрутов для минимизации транспортных расходов, например возможности ИИ.
- Сравните стоимость и сроки доставки различными маршрутами.
- Предложите клиентам консолидацию грузов для снижения стоимости доставки.
- Оптимизируйте складские операции для эффективной консолидации грузов.
- Проведите переговоры с перевозчиками: авиакомпаниями, морскими линиями и другими перевозчиками для получения более выгодных тарифов.
- Рассмотрите возможность заключения долгосрочных контрактов с перевозчиками.
«С учетом изменений логистики за последние годы, нашей компанией уже приходилось перестраиваться в режиме онлайн. Мы осуществляем мониторинг изменений и при необходимости будем рассматривать альтернативные маршруты и перенастраивать операционные процессы», – комментирует Алексей Чернышев.
Платные трассы экономят время, но увеличивают затраты — особенно для владельцев коммерческого транспорта. При этом правильный расчет маршрута помогает сократить пробеги, расходы на топливо и количество штрафов. Что важно знать перевозчику о тарифах, скидках, путевых листах и требованиях к проезду по платным дорогам — читайте на Campus.
3. Таможенное оформление
- Таможенное законодательство любой страны требует специальных знаний. Убедитесь, что сотрудники компании обладают достаточной квалификацией в области таможенного оформления.
- Если собственных сил недостаточно, используйте сотрудничество с таможенными брокерами, которые специализируются на конкретных маршрутах доставки и досконально знают все нюансы нормативной базы.
- Проконсультируйтесь с брокерами по вопросам оптимизации таможенных платежей.
- Убедитесь, что товары правильно классифицированы. Неверная или неточная классификация может привести к увеличению таможенных пошлин.
- Предотвратите задержки и штрафы из-за неправильного оформления документов.
4. Работа с клиентами
- Оперативно информируйте клиентов о новых тарифах и их влиянии на стоимость перевозок, чтобы для клиентов не стали сюрпризом новые суммы в счетах на доставку.
- Предоставьте клиентам информацию о возможных вариантах оптимизации логистики. Те самые варианты новых маршрутов, которые уже разработаны компанией.
- Разрабатывайте индивидуальные решения для каждого клиента с учетом их специфических потребностей и возможностей.
- Предлагайте клиентам гибкие условия оплаты, дополнительные услуги и бонусы. Важно сохранить лояльность клиентов в период турбулентности.
Но всё не так плохо. Практически сразу после объявления о новых тарифах руководство США заявило, что временно приостанавливает повышенные пошлины для стран, которые не ввели ответных мер. Вместо этого будет применяться универсальная сниженная зеркальная ставка в 10%, пока продолжаются переговоры. А в начале мая США и КНР уже договорились временно приостановить взаимные тарифы на 90 дней. Тарифы с американской стороны снизятся со 145% до 30%, а с китайской — со 125% до 10%. Так что, возможно, повышенные тарифы со временем сдуются до размеров обычных.
Электронная коммерция диктует новые правила: покупатели ждут быстрой доставки, гибкости и прозрачности. Чтобы бизнес успевал за растущими ожиданиями, логистика должна трансформироваться. Какие пять шагов помогут выстроить современную e-com-цепочку поставок — читайте на Campus.
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».