Топ-3 факторов, влияющих на выбор логистического партнера
07.05.2025 9 просмотров

Исследование, проведенное среди компаний-клиентов, пользующихся логистическими услугами, показало, что более половины из них выбирают надежную компанию, даже если ее услуги дороже. Фактор цены стоит ниже, чем фактор скорости. Campus узнал, каким транспортным компаниям доверяют грузоотправители.
При выборе логистического партнера российские грузовладельцы готовы платить больше, если доверяют компании-перевозчику. Это результаты исследования, проведенного логистической платформой «Монополия».
Об исследовании
В опросе участвовали 104 грузоперевозчика и 114 компаний, пользующихся их услугами: производителей, ритейлеров, девелоперов. При этом значительная часть (82,5%) участников опроса имеет ключевых партнеров, с которыми работает на постоянной основе. Однако полностью доверяют своим постоянным партнерам только 44,7% клиентов ТК.
Топ-3 факторов
В результате исследования были выявлены три основных фактора, которые оказывают наибольшее влияние на выбор транспортной компании. Интересно, что фактор цены оказался только на втором месте.
1. Надежность/репутация
Фактор надежности компании, которой грузовладелец доверяет грузы, поставили на первое место 60% отправителей. Репутация заняла 6-е место, поскольку важна для 13% отправителей грузов.
Совладелец и замдиректора ПЭК, президент ассоциации «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов считает, что компания оценивает перевозчиков по четырем основным критериям. В их числе — срок деятельности: клиенты не рассматривают компании, зарегистрированные менее года назад. Финансовая дисциплина, то есть отсутствие задолженностей по налогам, кредитам и страховым взносам. Ресурсы, то есть собственный автопарк, и чем больше, тем лучше, и соответствие числа транспортных средств с официально работающими в компании водителям. И наконец, репутация бренда: для этого изучают отзывы клиентов и позиции в рейтингах. Комплексный подход позволяет снижать риски и обеспечивать безопасность цепочек поставок.
Все эти факторы можно объединить в одно понятие надежности. Около 25% грузоотправителей не доверяют грузы компаниям с плохой репутацией.
2. Цена доставки/прозрачность
Цена заказа у отправителей грузов поделила второе место с прозрачностью. Более половины грузоотправителей выбирают надежного перевозчика даже при более высоких тарифах.
Под прозрачностью грузоотправители, скорее всего, понимают предоставление информации о том, как формируется тариф на перевозку. Если компания показывает, сколько стоит забор груза с адреса, упаковка, собственно перевозка, страхование, погрузочно-разгрузочные работы, доставка по адресу в точке назначения, хранение, то грузовладельцу проще сориентироваться. Он понимает, за что платит деньги, и скорее выберет компанию, которая не скрывает составляющие цены перевозки.
К прозрачности можно отнести и возможность отслеживать статус груза: на складе, в пути и т. д.
Онлайн-торговля продолжает трансформировать логистику в России. В 2024 году рынок e-commerce вырос на 40%, достигнув 11 трлн рублей. Это привело к бурному развитию фулфилмента и 3PL-услуг, а также к дефициту складских площадей: вакантность по стране — менее 1%. Маркетплейсы занимают до 85% новых складов, а ставки аренды в Москве достигли 12 тысяч рублей за м². Подробнее о влиянии e-commerce на логистику — на Campus.
3. Сроки/их соблюдение
В современных реалиях скорость — одна из важных составляющих эффективности, а значит, успешности бизнеса. Клиенты стали требовательнее к срокам доставки и их соблюдению, а для некоторых, например фэшн-ритейла и поставщиков маркетплейсов, этот фактор имеет определяющее значение. В целом участники опроса, проведенного логистической платформой «Монополия», поставили срок доставки на третье место среди факторов, влияющих на выбор логистического партнера.
С приоритетностью сроков доставки связан также тренд на увеличение перевозок воздушным транспортом. О развитии тенденции Campus рассказывает здесь.
Рейтинги
Рейтинги имеют значение. Участники опроса рассказали, что ориентируются, в числе прочего, и на отраслевые позиции компании, отраженные в различных рейтингах. Логистическая компания «Монополия» также составила рейтинги — как заказчиков грузоперевозок, так и исполнителей. Рейтинги основаны на данных о сотнях тысяч состоявшихся перевозок. Алгоритмы проанализировали более 500 тысяч перевозок по 20 параметрам, в том числе таким, как количество и качество выполненных заказов, частота перевозок, задержки и опоздания, срывы и отмены заказов. При помощи рейтингов можно проверить репутацию партнера прямо на платформе.
Представители «Монополии» пояснили, что рейтинги повысят доверие участников друг к другу и самой платформе в целом, а также помогут развить культуру профессионального взаимодействия. Чем выше рейтинг участника, тем лучше будут предложения, которые ему выдает наша рекомендательная система. Это позволит повысить качество сервиса.
В перспективе оценить потенциального логистического партнера поможет единый реестр грузоперевозчиков на базе «ГосЛог» — единого цифрового реестра автоперевозчиков. В реестр «ГосЛог» будут внесены данные о перевозчиках — юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, а также о принадлежащих им транспортных средствах с максимальной массой свыше 3,5 тонны, перевозимых грузах и максимальной страховой сумме. Осуществлять деятельность смогут только участники реестра, а те, кто им не соответствуют, останутся за рамками правового поля.
Сегодня, по данным «АвтоГрузЭкс», более 60% игроков отрасли работают вне правового поля, демпингуя за счет оптимизации налогов и сборов. И как раз перечень в системе «ГосЛог» может стать инструментом, позволяющим выбрать надежного логистического партнера. Поэтому ассоциация «АвтоГрузЭкс» предлагает, кроме общей информации о транспортных компаниях, размещать в системе сведения о налоговой нагрузке, включая средний уровень заработной платы в компании-перевозчике, численность сотрудников, долю облагаемых НДС расходов.
Логистические компании России активно переходят на электронные сервисы, внедряя цифровые решения для оптимизации процессов. Примером служит система электронной очереди на границе с Азербайджаном, работающая на базе ГИС ЭПД и портала Госуслуги, которая уже применяется на пунктах пропуска с КНР и Литвой. Такие инициативы позволяют сократить издержки, улучшить условия для водителей и повысить прозрачность логистических операций. Подробнее о цифровизации логистики — на Campus.
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».