Один на двоих: мультибрендовые ПВЗ увеличивают доходы

Один на двоих: мультибрендовые ПВЗ увеличивают доходы
Один на двоих: мультибрендовые ПВЗ увеличивают доходы

В России работают около 110 тысяч ПВЗ маркетплейсов. Конкуренция на этом рынке жесткая: часто два пункта выдачи одной онлайн-площадки находятся в одном здании. В результате доходы снижаются, а сроки окупаемости бизнеса, напротив, растут. Возможное решение — открыть ПВЗ двух маркетплейсов в одном помещении. Campus узнал, как это работает.

 

На конец октября в России работали 109 тысяч ПВЗ. Эту цифру озвучила команда Бизнес-секретов, проанализировав данные крупнейших маркетплейсов. Причем за год прирост составил 54%. 50 тысяч точек относятся к сети Ozon, 46 тысяч — Wildberries. У этих площадок рост числа пунктов выдачи за год превысил 60%.

Итоги 2024 года еще не подведены, но все онлайн-площадки уже заявили о планах по расширению сетей пунктов выдачи. Например, третий по числу ПВЗ Яндекс Маркет планирует увеличить сеть с 13 тысяч до 18 тысяч пунктов в 2025 году. Сети растут как в крупных городах, за счет открытий в новых микрорайонах, так и благодаря географической экспансии — маркетплейсы уверенно осваивают небольшие населенные пункты.

Закрытие ПВЗ становится вызовом для бизнеса, который зависит от пунктов выдачи заказов. Это приводит к увеличению затрат на логистику и снижению удобства для клиентов. Компании адаптируются, развивая курьерскую доставку и оптимизируя цепочки поставок. Узнайте, как бизнес справляется с проблемой закрытия ПВЗ и какие альтернативы существуют, на Campus.

Эксперименты с форматами

Помимо экстенсивного роста, меняется структура ПВЗ. Например, Яндекс Маркет увеличил число брендированных точек, а число мультибрендовых (ранее открывались совместные точки с Ozon) сократилось. Но в целом это против общего тренда. Другие онлайн-площадки, наоборот, экспериментируют с форматами.

Так, в октябре стало известно, что «Почта России» и Wildberries создают объединенную сеть ПВЗ. Точки открывают в действующих отделениях почтовой связи. К осени 2024 года в ЦФО работали более 250 таких пунктов. Для этого в отделениях почты оборудованы специальные зоны для выдачи заказов Wildberries. Выдают заказы сотрудники «Почты России».

Компании заявляли о планах по открытию более 3 тысяч таких ПВЗ до конца 2024 года. В 2025 году предполагается создать ПВЗ во всех 38 тысячах почтовых отделениях страны, в том числе в отдаленных населенных пунктах.

В декабре 2024 года СДЭК и Ozon объявили, что объединяют пункты выдачи заказов, и 10 таких ПВЗ уже работают. Первые точки Ozon открыл в действующих точках СДЭКа.

До конца прошлого года компании планировали расширить сеть до 100 точек, а в 2025 году — до 500 ПВЗ. Все они должны быть расположены в городах и поселках с населением до 50 тысяч человек. Пункты будут работать под двумя вывесками — СДЭК и Ozon. Маркетплейс и логистический оператор намерены запустить такой формат и в мегаполисах, но сроки пока не раскрываются.

Под занавес 2024 года, в декабре, Wildberries рассказал о запуске нового формата: заказы начали выдавать в газетных киосках. Пока нововведение тестируется в 26 точках в нескольких городах, включая Санкт-Петербург.

Компании поясняют, что объединенные форматы помогают увеличить покупательский трафик, расширить географию сетей, сделать сервис более удобным и доступным для клиентов.

Рост затрат

Но дело, конечно, не только в заботе о клиентах, но и в растущих затратах на открытие и содержание ПВЗ, а с увеличением сетей — и во всё более жесткой конкуренции за клиента.

По оценке экспертов, за прошлый год инвестиции в открытие пункты выдачи выросли примерно на 15% за счет удорожания ремонта, мебели, техники роста арендных плат и т. д. Кроме того, в 2025 году перешедшие на упрощенную систему налогообложения предприниматели стали плательщиками НДС по ставке 5% и 7% в зависимости от доходов. А именно упрощенку часто выбирает арендный бизнес.

Пресс-служба Wildberries & Russ сообщила, что открытие нового ПВЗ потребует от партнера маркетплейса вложить 300–500 тысяч рублей.

ПВЗ остаются лидерами среди способов получения заказов в сфере внутригородской доставки. Гибкость, удобство и экономичность делают их популярными среди покупателей. Компании продолжают развивать инфраструктуру пунктов выдачи, предлагая клиентам еще больше возможностей для комфортного обслуживания. Узнайте, почему ПВЗ сохраняют лидерство на рынке доставки, на Campus.

Мультибрендовый ПВЗ выгоднее

Это показало исследование T-Bank eCommerce. Выяснилось, доход пункта выдачи заказов, который работает сразу с двумя маркетплейсами, в 3 раза выше, чем у точки в аналогичной локации, но работающей только с одной онлайн-площадкой. Если ПВЗ объединяет три маркетплейса, доход вырастет в 7 раз по сравнению с монобрендовой точкой.

Казалось бы, идеальное решение для партнеров маркетплейсов. Но есть подводные камни. Первый — сложно найти локацию, которая устраивала бы два или три маркетплейса одновременно. Площадки публикуют карты с приоритетными и не очень районами для открытия ПВЗ, и нужно основательно потрудиться, чтобы найти микрорайон или поселок, где интересы маркетплейсов совпадают. Обычно это новостройки или отдаленные села.

Вторая сложность — поиск подходящего помещения. Например, Wildberries требует, чтобы площадь ПВЗ была не менее 50 м², Ozon — от 25 м², Яндекс Маркет — от 20 м². К тому же даже при открытии двух пунктов в одном здании у помещений должны быть разные выходы и отдельные сотрудники. Но для открытия точки Boxberry или DPD в действующем ПВЗ таких требований нет.

По данным исследования T-Bank eCommerce, доля предпринимателей, которые управляют одновременно Ozon и Wildberries, за год с июня 2023 года по июнь 2024 года выросла на 1 п. п. — до 9%. Причем в Ozon отмечают, что рады, когда партнеры диверсифицируют бизнес и открывают пункты выдачи заказов разных маркетплейсов.

Тем более что обороты владельцев ПВЗ растут, а бизнес становится более привлекательным, несмотря на сложности. Так, в T-Bank eCommerce подсчитали, за год выплаты от Wildberries выросли на 97%, от Ozon — на 70%, от Яндекс Маркет — на 19%. Те, кто управляет ПВЗ Wildberries и Ozon, увеличили обороты на 88%, Ozon и Яндекс Маркет — на 63%. Wildberries и Яндекс Маркет – на 3%. Собственники ПВЗ трех лидирующих маркетплейсов увеличили доходы на 14%.

В маркетплейсах поясняют, что это связано как с общим ростом онлайн-торговли, так и со сроком жизни самого ПВЗ. Так, каждый месяц оборот точки в среднем растет на 5%. Что касается развития e-commerce, цифры впечатляют. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), рынок онлайн-продаж в январе — октябре 2024 года составил 7 трлн рублей. Это на 43% больше показателя аналогичного периода прошлого года. По итогам 2024 года ожидается 9–11 трлн рублей.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Умные решения

Роботы уже здесь: на складах и в доставке

карточка
Перевод

DHL: логистические тренды, которые преобразят ваш бизнес в 2025 году

карточка
Повестка

От склада до двери: как e-commerce трансформирует логистику

карточка
Инструкции

А ты записался в курьеры? Или как компании найти сотрудников на эту позицию

карточка
Повестка

Беспилотные «Газели» уже в пути: как едут и где уже эксплуатируются

карточка
Повестка

Какие тренды городской доставки останутся в 2025 году

карточка
Повестка

Льготный кредит: как в 2025 году получить субсидию от государства на лизинг

карточка
Повестка

Импортозамещение в действии: отечественные автомобили лидируют в сегментах LCV, MCV и автобусов

карточка
Повестка

Складские заботы: как логистика решает проблему дефицита качественных складов

карточка
Повестка

Платные дороги для перевозчика: время vs деньги

карточка
Умные решения

Один на двоих: мультибрендовые ПВЗ увеличивают доходы

карточка
Повестка

Транспорт в цифре: как логистические компании переходят на электронные сервисы

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка