Логистический год: с чем подошел рынок к концу 2024 года
14.12.2024 79 просмотров
Завершается год — время подводить первые итоги. Campus разбирался, с чем подошла логистическая отрасль к приближающемуся Новому году, какие тренды стали определяющими на рынке грузоперевозок в уходящем 2024 году и каких изменений стоит ожидать в перспективе следующих 12 месяцев.
Грузооборот и выручка: плюс
Грузооборот автотранспорта растет, как ни крути. Соответственно, прибавляют и другие показатели. Например, в транспортной компании «ЛогистикАвто» наблюдается рост по объему перевозок примерно на 7–10%.
«Текущий год мы завершаем с ростом по выручке на 20%. В количественном эквиваленте на конец 2023 года выручка составила 250 млн рублей, по итогам 2024 года планируемая выручка — около 300–320 млн рублей», — говорит директор транспортной компании «ЛогистикАвто» Сергей Масовец.
Грузооборот и выручка федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» остались на прежнем уровне. «С учетом того, что с 2020 года мы живем в условиях нестабильности, в целом это хороший результат — сохранить в нынешний ситуации те объемы, которые были», — считает генеральный директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Сергей Чернов.
Но есть и проблемы. В «ЛогистикАвто» отмечают, что несмотря на общий рост грузооборота, к концу года наметился тренд на снижение заказов у клиентов. Это связано с заморозкой или приостановлением проектов развития, проблемами с получением кредитов и перекредитованием по текущим ставкам, сложностью с возвратом дебиторской задолженности.
Маржинальность: минус
Маржинальность грузоперевозок снижается. В «ЛогистикАвто» подсчитали: по итогам года показатель будет меньше прошлогоднего ориентировочно на 5%. Причины известны.
Острый дефицит водителей грузовых автомобилей сохраняется, подтверждают в «Скиф-Карго». По оценкам экспертов рынка, нехватка составляет около 15–20% от общей потребности. Дефицит квалифицированных водителей категории Е еще более значительный — 25–30%. Дефицит также наблюдается среди линейного персонала (менеджеры, логисты, диспетчеры) — 10–15%.
«Выросли заработные платы менеджеров и специалистов, в том числе водителей. Достаточно сильно увеличились рекламные затраты. Рост цены запроса составил около 60%, а окупаемость рекламы упала на 40%», — перечисляет Сергей Масовец.
Также значимо подорожали запасные части и грузовые автомобили. По мнению Сергея Масовца, ставки по лизингу делают практически невозможным приобретение новых сцепок (тягач + прицеп) и сводят к нулю возможность получения прибыли с грузоперевозок на них. «Скиф-Карго» оценивает рост расходов на ремонт собственного транспорта и стоимость запчастей на 12–17%, в том числе ростом инфляции.
Кроме того, на себестоимость давят рост стоимости топлива (в среднем на 8%) и увеличение утилизационного сбора (на 70–85% с 1 октября 2024 года).
Средний рост себестоимости перевозки участники рынка оценивают в 7% за 10 месяцев 2024 года. По итогам года увеличение может оказаться еще более заметным.
Тарифы: плюс на минус
Рост затрат и снижение маржинальности в первой половине 2024 года привели к устойчивому росту тарифов на грузоперевозки. Эти услуги — единственный источник дохода для транспортных компаний. Например, по данным «Скиф-Карго», среднее увеличение тарифов за период с мая 2023 года по май 2024 года составило 15–40% в зависимости от направлений перевозок.
Но к концу года наметился тренд на снижение ставок: с января по октябрь 2024 года ставки снизились на 13,5%. Казалось бы, хорошая новость для грузовладельцев, но при этом негативная для автомобильных грузоперевозок. Как пояснил Сергей Масовец, стоимость перевозки стала дешевле, в том числе из-за сокращения объемов и количества грузов. Например, заметно снизилась ставка по маршрутам из восточных городов, особенно из Владивостока, Хабаровска и Уссурийска, в европейской часть России.
«После переориентации экономики в сторону Китая водители едут на Восток по низким ставкам. Машины простаивают, и водители соглашаются везти грузы по более низкой стоимости», — отмечает эксперт.
Цифровой выход
Выход из замкнутого круга роста себестоимости транспортные компании видят в применении цифровых инструментов. Отрасль уже стала одним из флагманов цифровизации в России. Тренд будет развиваться и в среднесрочной перспективе.
«Скиф-Карго» 2024 году активно развивала цифровые решения, в том числе внедряла системы мониторинга транспорта, что позволяет отслеживать местоположение транспортных средств в режиме реального времени, оптимизировать маршруты, сокращать время доставки и снижать топливные расходы на 5%.
Кроме того, были модернизированы мобильные приложения водителей и работников склада. «Это обеспечивает быстрый доступ к заказам, документации, системе связи с диспетчерами, повышая эффективность работы водителей на 10%. Переход на ЭДО с клиентами и поставщиками сократил время обработки документов на 30% и снизил риски ошибок», — перечисляет Сергей Чернов.
Компания также внедрила модули прогнозирования спроса, оптимизации маршрутов и ценообразования, в результате производительность увеличилась на 7%. А модуль маршрутизации позволил автоматизировать планирование перевозок, оптимизировать использование транспортных средств и повысить производительность на 8%.
«ЛогистикАвто» также в течение нескольких лет оцифровывает все основные бизнес-процессы. Компания не использует в работе бумагу и печать, все заявки и договоры подписываются электронно по ЭДО и хранятся на сервере компании.
«В 2024 году мы внедрили автоматическое формирование ТТН по заказу клиента. Также внедрено автоматическое страхование: по одному клику данные клиента отправляются в страховую компанию, и оформляется полис. Кроме этого, мы разработали и внедрили в своей CRM собственную базу перевозчиков», — Сергей Масовец перечисляет цифровые инструменты, применяемые компанией.
Логистика продолжает меняться: компании осваивают экологичные технологии, автоматизируют склады и оптимизируют доставку на последней миле. Цифровые решения и анализ больших данных помогают предсказывать спрос и делать перевозки быстрее. Главный фокус в 2024 году — на скорости, точности и экономии. Подробнее о главных трендах логистики года читайте на Campus.
Прогнозы
В оценках развития ситуации в течение ближайших 12 месяцев участники рынка осторожны. Пока есть неопределенность из-за введения прогрессивной шкалы НДС, принятия закона и реестра перевозчиков «ГосЛог», поправок в Федеральный закон о транспортно-экспедиционной деятельности, в том числе создания реестра экспедиторских и логистических организаций и новых правил в работе экспедиторов.
«Высокие ставки не будут способствовать росту количества заказов и грузов, а значит, стоит ожидать усиления конкуренции, удорожания рекламы и стоимости привлечения новых клиентов», — считает Сергей Масовец.
Тем не менее «Скиф-Карго» в 2025 году планирует увеличить объемы перевозок на 10% по сравнению с 2024 годом, расширить географию доставок, выйти в новые регионы. А также продолжить работать над сокращением сроков доставки и улучшением качества сервиса, в том числе за счет внедрения новых цифровых инструментов для отслеживания грузов. В целом компания ставит перед собой задачу оптимизировать издержки, включая сокращение топливных расходов на 8% за счет оптимизации маршрутов и использования более экономичного транспорта. И конечно, одна из основных целей — развитие кадрового потенциала: увеличение численности водителей на 12% и линейного персонала на 5%.
Летний сезон 2024 года показал: внутренний туризм набирает обороты. Автопутешествия и отдых в регионах привлекли миллионы россиян, а лидерами по посещаемости стали Краснодарский край, Москва и Санкт-Петербург. Развитие инфраструктуры и новых маршрутов делает путешествия удобнее и доступнее, превращая туризм в сильный драйвер экономики. Подробнее об итогах сезона читайте на Campus.
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».