Выход на новые рынки: для чего российскому бизнесу понадобились хабы на Ближнем Востоке и в Азии

Выход на новые рынки: для чего российскому бизнесу понадобились хабы на Ближнем Востоке и в Азии
Выход на новые рынки: для чего российскому бизнесу понадобились хабы на Ближнем Востоке и в Азии

Москва и Тегеран планируют построить мультимодальный хаб. Транспортный центр появится в особой экономической зоне Серахс (Иран). По оценкам бизнеса, новый логистический узел послужит стимулом для развития одного из приоритетных направлений транспортной политики двух стран — международного транспортного коридора «Север — Юг». Сегодня Россия довольно активно открывает мультимодальные хабы как за рубежом, так и вблизи своих границ. Речь идет об организации совместных площадок с ключевыми партнерами из дружественных государств. Впрочем, и про свои внутренние транспортные центры РФ не забывает: к концу года на территории страны суммарно заработают почти 40 крупных хабов.

 

На полях II Международного форума «Ростки: Россия и Китай — взаимовыгодное сотрудничество» в Казани представители российского и иранского бизнеса подписали соглашение о совместном строительстве мультимодального хаба. Объект появится на территории особой экономической зоны Серахс — одного из основных центров торговли на северо-востоке Ирана. Зона расположена на ключевом сухопутном маршруте, связывающем Иран, Туркменистан, Казахстан и Россию.

Ожидается, что новый хаб станет точкой притяжения предприятий, которые занимаются торговлей и транспортировкой зерна. Ежегодно площадка сможет принимать более 5 млн тонн товаров. Центр будет включать в себя создание складских комплексов, терминалов для обработки грузов, а также системы для автоматизированной сортировки и контроля товаров.

Важная особенность будущего хаба — его способность обслуживать грузы, которые могут быть отправлены как в Европу, так и в страны Ближнего Востока и Азии. Это стратегически выгодное местоположение для обеих стран, так как оно позволит существенно увеличить объемы внешней торговли и обеспечить более стабильные логистические цепочки. Таким образом новый центр поможет российскому бизнесу заметно нарастить торговые отношения с дружественными странами региона, в особенности с Ираном. Два государства активно развивают проекты в сфере транспорта и логистики. Ключевой из них — международный коридор «Север — Юг» общей протяженностью 7,2 тысячи километров.

Этот путь связывает Северную Европу, Россию, Иран и Индию с возможностью дальнейшего выхода в страны Юго-Восточной Азии. Коридор, обеспечивающий перевозку товаров по морю, железной дороге и автомобильным дорогам, постепенно становится альтернативой традиционным маршрутам через Суэцкий канал. С 2022 года грузопоток по коридору «Север — Юг» вырос в 10 раз. При этом в 2026 году будут завершены строительные работы, которые заметно увеличат пропускную способность маршрута. В частности, после модернизации откроются автомобильные пункты пропуска Тагиркент-Казмаляр, Ново-Филя и Нижний Зарамаг, железнодорожный пункт Дербент, а также морской пункт Махачкала. Суммарно пункты смогут пропускать дополнительно 1300 грузовых машин в сутки. По оценкам властей, к 2030 году объем транспортировки российских грузов по маршруту увеличится почти вдвое: с 17 млн тонн (по состоянию на сентябрь 2024 года) до 32 млн тонн.

Склад на воде — инновационное решение для хранения и транспортировки грузов в условиях ограниченного пространства. Такие плавучие склады используются в портах для оптимизации логистических процессов, сокращения времени погрузки и разгрузки. Это помогает компаниям снизить затраты и повысить эффективность операций. Узнайте, как склады на воде меняют подход к хранению и транспортировке товаров, на Campus.

Взгляд на Восток

Россия активно развивает мультимодальные хабы не только в рамках сотрудничества с Ираном, но и в других странах. Одно из наиболее перспективных направлений — создание логистических хабов в ОАЭ. Эти объекты играют ключевую роль в международной торговле и имеют стратегическое расположение для торговли не только со странами Азии и Ближнего Востока, но и с государствами Африканского континента.

Так, порт Джебель Али в Дубае уже стал для России хабом, через который российский бизнес импортирует товары из Кении. Вьетнам и Малайзия тоже включаются в торговлю с РФ: собирают грузы в регионе, а дальше российские транспортные компании вывозят товары в Россию. Мультимодальные хабы в этих странах позволяют соединить морские маршруты с наземным транспортом, что создает для РФ новые возможности для более быстрых и экономичных перевозок товаров.

И Россия, и наши соседи уже сегодня активно вкладываются в развитие товарно-логистическую отрасли, подчеркнул в разговоре с Campus аналитик «Цифра брокер» Иван Ефанов. Например, в начале 2025 года будет запущен «Бесшовный транзит» по маршруту Китай — Казахстан — Россия — Беларусь. Это поможет решить определенные проблемы с инфраструктурой и квалифицированными кадрами в сфере логистики, уверен эксперт.

Помимо этого, в рамках инициативы «Один пояс — один путь» Москва развивает логистические центры на территории Китая. Эти хабы служат связующим звеном для транспортировки товаров между странами. Например, в Синьцзяне и других западных районах КНР активно строятся склады и терминалы для удобной перевозки контейнеров по автомобильным, железным дорогам и морю.

«Россия в международной торговле, прежде всего, ориентируется на две крупные экономики Китая и Индии. Пока есть отдельные успехи, товарооборот постепенно растет, но полностью ему раскрыться мешают западные санкции. Это логично, так как Пекин и Нью-Дели работают в своих интересах и не хотят попадать под вторичные санкции. Впрочем, некоторые страны Азиатско-Тихоокеанского региона с нами активно наращивают торговлю, так как местный бизнес уверен, что риск невелик, а прибыльность от сотрудничества довольно высокая», — объяснил Ефанов.

По данным Федеральной таможенной службы РФ (ФТС), за прошедшие 10 лет доля партнеров России из стран Азии выросла более чем вдвое и по состоянию на сентябрь 2024 года составила 66%. Ключевой партнер по товарообороту — Китай, но следом с небольшим отрывом идут страны АТР. По оценкам ФТС, переориентация торговых потоков привела к увеличению загруженности пунктов пропуска на Дальнем Востоке. По сравнению с 2021 годом объем перевозки грузов через приграничные пункты увеличился на треть в 2024-м. Примечательно, что чаще всего бизнес доставлял товары из стран Азии, используя автомобильный транспорт.

Внутренний стимул

Стоит отметить, что власти и бизнес стремительно налаживают сеть мультимодальных хабов и на территории России. По состоянию на 2023 год в стране было открыто более 20 транспортно-логистических центров (ТЛЦ). По итогам текущего года должны быть введены в эксплуатацию ТЛЦ, а еще на 19 объектах будут завершены ремонтные работы, цель которых — увеличить свою пропускную способность. Все центры построены вблизи основных логистических сухопутных коридоров.

«Это сделано специально для того, чтобы помочь бизнесу сократить время доставки товаров и упростить доступ к новым рынкам. Более того, строительство таких объектов способствует появлению дополнительных рабочих мест в небольших городах, позитивно влияет на экономику регионов, а также приводит к увеличению грузопотоков в стране», — отметил в беседе с Campus руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

В 2023 году объем доставляемых автотранспортом грузов по России в денежном выражении составил 4,6 трлн рублей, свидетельствуют данные консалтинговой компании Kept. По итогам 2024-го российские автоперевозчики доставят крупнотоннажных грузов на общую сумму 5,2 трлн рублей, прогнозируют специалисты. Более того, к 2028 году значение может достичь 6,9 трлн рублей. Таким образом, рынок крупнотоннажный перевозок будет расти более чем на 7% ежегодно.

Логистика стран БРИКС развивается через создание транспортных коридоров, логистических хабов и единой цифровой платформы. Эти проекты ускоряют товарооборот, упрощают таможенные процедуры и открывают новые возможности для бизнеса. Совместные инициативы делают перевозки быстрее и эффективнее, укрепляя экономические связи между странами. Подробнее о логистических решениях БРИКС читайте на Campus.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Повестка

Логистический год: с чем подошел рынок к концу 2024 года

карточка
Умные решения

Серой лентой вьется: какие автомобильные дороги планируется построить в 2025 году

карточка
Повестка

Выход на новые рынки: для чего российскому бизнесу понадобились хабы на Ближнем Востоке и в Азии

карточка
Повестка

Платформенная экономика: как она будет работать

карточка
Повестка

Комфорт и мобильность: россияне распробовали автодома

карточка
Повестка

Исследование: 20% транспортных компаний не обновляют автопарк из-за финансовых трудностей

карточка
Повестка

Как московские диаметры ускорят доставку

карточка
Умные решения

Большой брат для логистики «ГосЛог»: первые итоги эксперимента

карточка
Перевод

Встречайте стартап Scoobic: электромобили для чистого города и быстрой доставки

карточка
Повестка

Больше и быстрее: пункты пропуска на границе с Китаем

карточка
Инструкции

Как внедрить систему управления автопарком (и что это дает)

карточка
Перевод

Устойчивые доставки: как города и компании могут изменить логистику

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка