Склад на воде: к 2027 году в России откроют шесть крупных мультимодальных центров
16.10.2024 176 просмотров
Уже через три года в стране появятся шесть мультимодальных логистических центров. Новые транспортные хабы заработают в Омске, Амурской области, Перми, Саратове, Самаре, Дмитрове и Свияжске. Эти объекты будут построены вблизи крупных речных акваторий, однако дальше доставлять грузы нужно будет сухопутными маршрутами. По оценкам экспертов, в 2023 году автотранспортом было доставлено более четырех пятых от общего объема перевозок, который достиг 7,9 млрд тонн. В этих условиях для дальнейшего развития отрасли бизнесу нужно активнее наращивать складскую инфраструктуру, чтобы успеть занять выгодные позиции на рынке транзита.
Загрузка транспортно-логистических центров (ТЛЦ) в 2030 году должна вырасти в 2,5 раза и пересечь отметку 18 млн ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент — Twenty-foot Equivalent Unit, TEU). Такими прогнозами во время выступления на Восточном экономическом форуме поделился заместитель министра транспорта РФ Валентин Иванов.
«На сегодняшний день у нас мощность транспортно-логистических центров достигает 7,5 миллиона ДФЭ», — добавил чиновник.
Как ранее отмечал замминистра, с подачи государства в РФ стремительно развивается сеть транспортно-логистических центров. Так, весной 2023 года в стране уже работал на полную мощь 21 ТЛЦ, а по итогам 2024-го должны быть введены в эксплуатацию еще 9 таких объектов. Кроме того, 19 транспортных хабов пройдут через реновацию для увеличения своей пропускной способности. При этом все они находятся в непосредственной близости от ключевых логистических сухопутных коридоров.
Также для роста объемов грузопотоков по стране власти намерены построить крупные мультимодальные центры вблизи водных пространств. В 2027-м такие точки притяжения коммерческого речного транспорта организуют в шести регионах РФ. Речь идет об Омске, Перми, Саратове, Самаре, Дмитрове, а также Амурской области. По задумке властей, инициатива позволит создать единую транспортно-логистическую сеть. Она должна соединить Центральную часть России и Дальний Восток, рассказал журналистам в сентябре директор Росморречфлота Андрей Тарасенко. В Свияжске такой комплекс уже функционирует, добавил он.
Центр расположился в устье реки Свияг в непостредственной близости от Казанского транспортного узла. Площадь комплекса составляет 244,5 га, а зона резервирования — 2 193 га. В 2,5 км находится железнодорожная станция. Кроме того, местные власти построили дорогу до центра протяженностью 8 км, которая примыкает к федеральной трассе М-7 «Волга». Для бизнеса объект привлекателен не только с точки зрения высокой транспортной доступности, но и выгодными условиями сотрудничества. Например, для резидентов действуют налоговые льготы, предоставляются субсидированные кредиты и возмещается часть затрат на электроэнергию. Кроме того, он входит в состав индустриального парка Зеленодольск, что дает дополнительные льготы инвесторам.
В последние годы в России наблюдается значительный рост запроса на строительство транспортных и логистических центров, особенно в восточной части страны. Это свидетельствует о стратегическом переориентировании отечественного бизнеса, что связано с изменением глобальной торговой динамики и новыми экономическими реалиями. Такое мнение в беседе с Campus выразил руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
«При этом значительная часть новых транспортных хабов строится в речных акваториях. Это обусловлено рядом факторов: реки обеспечивают экономически выгодные маршруты для грузоперевозок, а также позволяют использовать дополнительные мощности водного транспорта. В целом развитие речной инфраструктуры способствует не только снижению логистических затрат, но и созданию более устойчивой системы грузоперевозок», — подчеркнул эксперт.
Комбинированные склад и шоурум — это удобное решение для бизнеса, позволяющее в одном месте не только хранить продукцию, но и демонстрировать ее клиентам. Такой формат помогает сократить затраты на логистику и ускорить процесс продаж. Компании могут организовать шоурум рядом с местом хранения, что делает взаимодействие с клиентами более оперативным и эффективным. Узнайте, как интеграция склада и шоурума помогает бизнесу оптимизировать процессы на Campus.
Выход на транзит
С начала введения западных санкций российские транспортные компании заметно нарастили свои мощности, заняв ниши иностранных игроков. В результате по итогам 2023 года объем перевезенных товаров на внутреннем рынке вырос на 3,6% и достиг 7,9 млрд тонн. Об этом свидетельствуют данные исследования АО «СПГ» (Strategy Partners) и ГК «Дело». При этом на автоперевозки пришлось более четырех пятых от этого значения.
Позитивную динамику авторы доклада объясняют развитой сетью магистралей, а также гибкостью транспортных компаний, которые могут безубыточно перевозить небольшое количество товаров, в отличие от авиа и ж/д сегментов. Также на руку дальнобойщикам сыграли усилия властей по модернизации трасс. Благодаря нацпроекту «Безопасные качественные дороги» доля дорог в городах в нормативном состоянии увеличилась до 82,2% в 2023 году, что более чем на 40% выше показателя 2019-го. Одновременно доля региональных дорог в нормативном состоянии составила свыше 53% (+11%, в 2019-м).
Кроме того, прирост доли перевозок отчасти обусловлен перенастройкой торговых потоков на новые направления, уверены эксперты. С 2022 года российский бизнес стал активнее заходить на восточные рынки на фоне возросших западных ограничений. При этом первые шаги по расширению экспансии на Восток отечественные предприниматели начали делать еще в 2014 году после введения первых санкций ЕС и США. Товарооборот России со странами Азии за последние 10 лет увеличился более чем вдвое — с 29% до 66%, подсчитали представители Федеральной таможенной службы (ФТС). Одновременно взаимная торговля РФ и Евросоюза снизилась более чем в три раза — с 47% до 11%. Ключевым партнером для Москвы стал Пекин: только на торговлю с Китаем приходится 34% от всех внешнеторговых сделок России, а на все остальные, кроме Китая, страны Азии — 32%.
Для транспортных компаний поворот на Восток означает не только рост перевозок российских и китайских товаров в Поднебесную и обратно, но открывает возможности по наращиванию транзитных мощностей. Речь идет о концепции «Один пояс — один путь». Проект предполагает формирование коридоров для более оперативной доставки товаров из КНР в Европу. Через российскую территорию проходят несколько маршрутов, но на роль коридора между Европой и Азией претендуют также Азербайджан, Иран и Турция.
Кроме того, РФ развивает направление Север — Юг. Ключевая задача маршрута — увеличить поток товаров из Индии, Ирана и государств Персидского залива через Россию в европейские государства. Сегодня коридор связывает ряд транспортных сетей независимых стран. Если его участникам удастся создать единый коридор, то, в сравнении с морским путем через Суэцкий канал, расстояние от Индии до стран Евросоюза сократится вдвое.
Успех на транзитном рынке зависит от многих факторов, в том числе от скорости движения грузов, считает Деев. Строительство новых центров в восточных регионах должно уменьшить время доставки товаров и улучшить доступ к новым рынкам.
«Это также создает новые рабочие места и способствует развитию инфраструктуры в этих регионах. С учетом активного развития торговых отношений с Азией, включая Китай и другие страны Тихоокеанского региона, российские компании будут и дальше стремиться оптимизировать свои логистические цепочки», — уверен эксперт.
Формат «склад под ключ» набирает популярность благодаря возможности полностью адаптировать пространство под нужды бизнеса. Преимущества включают гибкость в проектировании и возможность интеграции современных технологий. Однако процесс требует значительных временных и финансовых вложений, что может стать сложностью для небольших компаний. Узнайте о плюсах, минусах и трудностях, с которыми сталкиваются предприятия при реализации складов под ключ на Campus.
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».