Логистика БРИКС: транспортные коридоры, хабы и единая платформа
08.11.2024 275 просмотров
Прошедший в Казани саммит БРИКС обозначил начало нового этапа в развитии мирового сообщества. Новые альянсы, новые деньги и новая логистика стали основными темами встречи глав государств объединения. Campus изучил и обобщил всё, что говорили о логистике на саммите БРИКС.
Она стала одной из тем, обсуждавшихся на XVI саммите БРИКС в Казани. В итоговой декларации главы государств признали важность комплексного использования различных видов транспорта для создания эффективной и устойчивой системы в странах объединения. В частности, в документе говорится, что развитая соответствующая инфраструктура, безопасные, надежные и экономически эффективные международные маршруты, инновационные технологии и нормы будут способствовать развитию торговых потоков и трансграничному передвижению людей.
Но страны-члены БРИКС не только заявляют о значении логистики. На саммите обсуждались предложения по конкретным проектам. О чем шла речь и как реализация отразится на российской логистике — в обзоре Campus.
💡 Примите участие в опросе!
Давайте вместе узнаем, как устроена логистика в России в 2024. Все участники получат чек-лист для подготовки к новогоднему пику заказов, а 10 компаний смогут пройти персональную консультацию с экспертом по бережливой логистике Екатериной Журавлевой.
Единая логистическая платформа
Страны объединения изучат возможность создание единой логистической платформы. Ее цель — обеспечение мультимодальной логистики между государствами, координация и совершенствования транспортных услуг в странах-участницах.
Так, по итогам 2023 года отмечается рост количества перевезенных пассажиров российскими авиакомпаниями в страны объединения. По информации Минтранса России, этот тренд сохраняется в 2024 году. В том числе развивается нормативная правовая база в области авиаперевозок, заключаются соответствующие соглашения о воздушном сообщении. В текущем году на основе такого соглашения запущены регулярные рейсы между Аддис-Абебой и Москвой.
Железнодорожные перевозки со странами БРИКС по итогам 4 месяцев 2024-го года составили 96 млн тонн. Это на 4,5% выше того же периода прошлого года. Но с учетом географического расположения стран-участниц основным для объединения является морской транспорт. Впрочем, как и для всего мира: 90 мировой торговли осуществляется по морю. И здесь у БРИКС есть козырная карта — это принадлежащий России Северный морской путь (СМП). Это маршрут, который соединяет незамерзающий порт Мурманска на берегу Баренцева моря и бухту Провидения с одноименным поселком на Чукотке. Но СМП часто трактуется шире — как мост между Владивостоком и Мурманском и даже Санкт-Петербургом.
В прошлом году по СМП перевезли более 36 млн тонн. Немного в масштабах мировых грузоперевозок, но рекордный объем для СМП, где работает 41 судно ледокольного флота России. Согласно плану развития Северного морского пути до 2035 года, за 10 лет показатель должен вырасти до 220 млн тонн. Это базовый (или негативный) сценарий. Перспективный (позитивный) вариант, предложенный «Росатомом», предполагает в 2035 году перевозку 192 млн тонн.
Что касается автоперевозок, на саммите БРИКС о них говорили в контексте развития международных транспортных коридоров, таких как «Север — Юг», который уже сейчас обеспечивает грузоперевозки из России в Иран, Индию, страны Персидского залива и Южной Азии. Всего МТК соединяет 11 государств.
Увеличение транспортной взаимосвязанности между странами БРИКС даст дополнительные возможности для роста и диверсификации взаимной торговли. Президент России Владимир Путин предложил странам БРИКС+ принять участие в развитии СМП — самой короткой магистрали между Европой и Дальним Востоком, а также МТК «Север — Юг».
Как проект поможет транспортным компаниям: предполагается, что единая логистическая платформа будет содержать информацию обо всех маршрутах стран-участниц — как пассажирских, так и грузовых. Это позволит грузоотправителям выбирать оптимальные направления с точки зрения времени, стоимости доставки, отправки и прибытия товаров в конкретные города, а ТК — планировать перевозки, привлекать зарубежных партнеров, организовывать мультимодальные маршруты. Кроме того, у транспортных компаний появится возможность диверсифицировать направления, чтобы не зависеть от одного порта или даже одной страны. Например, в случае заторов, ограничений, санкций, можно будет отправлять грузы по другим надежным маршрутам.
Единый полис ОСАГО для России и Беларуси упрощает перемещение между странами, позволяя водителям использовать один страховой документ вместо оформления нескольких. Это нововведение снижает бюрократические сложности и облегчает процесс пересечения границы для автомобилистов, что особенно важно для транспортных компаний и частных лиц, регулярно передвигающихся между государствами. Узнайте больше о преимуществах единого полиса и особенностях его оформления на Campus.
Логистические хабы
Также страны БРИКС обсуждают создание логистических хабов. Это территории, на которых сконцентрированы складские помещения различных форматов, фасовочные цеха, таможенные участки, производственные здания и т.д., — вся необходимая инфраструктура для концентрации товаров и перераспределения грузопотоков по направлениям.
Одной из первых рассматривается возможность открытия зернового терминала в Египте, поскольку Россия уже является основным поставщиком пшеницы в эту страну и заказы только растут. Кроме того, в перспективе этот логистический хаб сможет обслуживать грузы не только для Египта, но и для других стран континента.
В будущем транспортные узлы различной специализации могут быть созданы и в других странах-участницах БРИКС.
Как проект поможет транспортным компаниям: перевозка через логистический хаб значительно упрощает и ускоряет доставку грузов. Хаб решает вопросы перевалки, консолидации товаров для отправки по направлению, а также переупаковки, оформления таможенных документов и т.д.
Перестраховочный пул
В Казанской декларации БРИКС также указана целесообразность создания «независимого перестраховочного потенциала объединения, включая компанию BRICS (Re)Insurance, с участием на добровольной основе».
Перестрахование — экономический инструмент, позволяющий разделить крупные риски между несколькими страховщиками. В России оно регулируется статьей 13 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Но на практике многие компании, в том числе логистические, сталкиваются с проблемой его отсутствия. По сути, на этом рынке работает только Российская национальная перестраховочная компания, которая является 100-процентной дочкой ЦБ РФ.
Крупные транспортные компании оперируют большим количеством грузов, в денежном выражении это сотни миллионов рублей, поэтому логистике необходимо увеличение перестраховочных мощностей. Тем более если речь идет о росте грузопотоков в рамках БРИКС.
Как проект поможет ТК: перестрахование позволит клиентам страховых компаний гарантированно получить даже самые крупные выплаты. В случае форс-мажорных обстоятельств, включая погодные катаклизмы, техногенные катастрофы, а также такие происшествия, как перекрытие Суэцкого канала севшим на мель контейнеровозом, страховые компании погасят потери грузовладельцев, а транспортные не понесут многомиллионных убытков.
Товарооборот между Россией и Китаем активно растет благодаря нескольким ключевым факторам. Переориентация на восточные рынки, увеличение экспорта российских энергоносителей, развитие сельскохозяйственных поставок и создание новых логистических маршрутов укрепляют торговые связи. Эти изменения помогают бизнесу и поддерживают устойчивое сотрудничество между странами. Подробнее о причинах роста торговли с Китаем читайте на Campus.
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».