Сам себе водитель: самозанятые водители могут попасть под запрет
19.09.2024 100 просмотров
В России хотят запретить самозанятых дальнобойщиков. С такой инициативой выступила ассоциация «Грузавтотранс» и другие общественные организации. Как это отразится на рынке в условиях дефицита кадров, и почему компаниям до сих пор было выгодно привлекать работе водителей со статусом самозанятого, Campus погрузился в проблему.
Рынок автомобильных перевозок в России отличается низкой консолидацией. В FTL-перевозках на пять крупнейших перевозчиков с большегрузами свыше 12 тонн приходится всего 7,5% рынка.
По данным контрольного управления ФНС, служба контролирует только порядка 30% рынка. Есть проблемы со сбором НДС и НДФЛ. Большую долю рынка, примерно 70%, составляют индивидуальные предприниматели, малый и средний бизнес.
Выйти из серой зоны
Государство активно стимулирует обеление рынка. На это «работают» переход на электронный документооборот и создание электронного реестра перевозчиков «ГосЛог».
На эту же цель, по замыслу авторов, направлен и законопроект, вносящий поправки в закон «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом» (принят в первом чтении 24 июля 2024 года).
В проекте закона содержится запрет на осуществление самозанятыми гражданами грузоперевозк на автомобилях с максимальной массой свыше 3,5 тонны. Также предлагется уточнить порядок допуска к работе на грузовиках с максимальной массой от 2,5 до 3,5 тонны водителей-плательщиков НПД.
Разработчики поправок уверены, эти меры позволят раз и навсегда прекратить серые схемы по минимизации налогов, которые используют транспортные компании, привлекая самозанятых водителей.
Проведение стажировки водителя — важный этап для обеспечения безопасности и качества перевозок. Компании внедряют программы, которые включают практическую подготовку на маршруте, обучение правилам эксплуатации транспортных средств и работу с современными технологиями для повышения эффективности. Успешная стажировка помогает новым сотрудникам быстрее адаптироваться и работать на высоком уровне, снижая количество ошибок и аварийных ситуаций. Узнайте больше о лучших методах проведения стажировок водителей на Campus.
Как это работает
Налог на профессиональный доход (НПД) действует в России с 2019 года в рамках эксперимента. Его итоги подведут в 2029 году и заодно решат, нужно ли оставить НПД в налоговой системе. Для тех, кто получит статус самозанятого, есть плюсы и минусы. Например, не нужно сдавать декларации, покупать ККТ и платить страховые взносы.
Именно последнее условие применения НПД стало привлекательным для многих работодателей. Достаточно перевести сотрудников в самозанятые — и не нужно платить налоги с ФОТ: единый социальный (ЕВН) и на доходы физлиц (НДФЛ). А в сумме они составляют 43% от начисленной заработной платы.
Например, заработная плата сотрудника в трудовом договоре прописана в размере 100 тысяч рублей в месяц. В 2024 году компания-работодатель платит с этой суммы 30% ЕСН 30 тысяч рублей. Плюс из 100 тысяч рублей вычитается 13%, то есть 13 тысяч рублей, которые работодатель удерживает в качестве налогового агента. Итого 43 тысяч рублей. Сотрудник получает на руки 87 тысяч рублей.
Самозанятые при работе с юридическими лицами платят в бюджет 6% от суммы чека.
Например, при сумме 100 тысяч рублей в месяц самозанятый заплатит налог 6 тысяч рублей. При этом компании никаких налогов платить не нужно.
По данным ФНС, число плательщиков НПД с 2019 года выросло до 11 млн человек. Как считают в ведомстве, в том числе из-за подмены трудовых отношений договорами гражданско-правового характера.
Обратная сторона
Но у медали, как известно, две стороны. На фоне сегодняшнего кадрового кризиса в транспортной отрасли какие-либо запреты на работу водителей могут только обострить ситуацию.
По данным общероссийской организации «Водители России», дефицит водителей в грузоперевозках составляет порядка 30%. В результате простаивает, подсчитали в Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов, до 18% грузового автопарка страны. А средний возраст водителей за 5 лет увеличился с 48 до 52 лет.
Если тренд не переломить, то через 10–15 лет в России не останется водителей-дальнобойщиков. В Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов предлагают решать проблему совместно, объединив усилия государства и бизнеса в рамках федерального проекта. Скорректировать федеральный образовательный стандарт обучения водителей грузовиков, сделать обучение более доступным по цене, сократить время подготовки водителей категории СЕ с 1,5 лет до 3 месяцев и создать межрегиональные учебные центры по всей стране.
По расчетам Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов, каждый учебный центр сможет готовить в год до 1,5 тысячи водителей для дальнемагистральной доставки.
Но пока это только планы, а транспортные компании находят выход из положения самостоятельно, в том числе и привлекая самозанятых водителей. Причем далеко не всегда в рамках серых схем.
По информации ФНС, в настоящее время в группе риска находится 0,7% от общего числа организаций, осуществляющих выплаты самозанятым. Отследить такие схемы в рамках налогового режима НПД проще, чем при применении упрощенной системы налогообложения (УСН) и патентной системы налогообложения (ПСН).
Проблема с самозанятыми в перевозках не критична, а вот вред от введения предложенных законодательных новелл может быть нанесен существенный. По некоторым оценкам, с рынка могут уйти 70% грузоперевозчиков. Цели обеления рынка будут достигнуты, но за счет роста стоимости услуг и увеличения сроков доставки.
По мнению эксперта по логистике Максима Губанова, если самозанятым запретят работать водителями, это уменьшит предложение рабочей силы на рынке. Со всеми вытекающими последствиями.
«Минусы в привлечении самозанятых водителей сегодня лежат в области ответственности и ее размера. При этом самозанятый гражданин не имеет активов для компенсации рисков. Да, и действующим законодательством административная ответственность для них не предусмотрена. Выход, на мой взгляд, лежит в сферах страхования ответственности и лицензирования деятельности самозанятых в части автоперевозок», — говорит эксперт.
Системы контроля усталости водителей LCV значительно снижают риски ДТП, отслеживая поведение на дороге. Эти системы анализируют частоту морганий, положение головы и реакцию водителя, чтобы вовремя предложить сделать паузу. Подобные технологии помогают транспортным компаниям обеспечивать безопасность водителей и снижать аварийность на дорогах. Узнайте больше о том, как эти системы работают и повышают безопасность автопарков на Campus.
Без самозанятых
Но, возможно, всё не так плохо. Если закон будет принят, то водителям, имеющим сегодня статус самозанятых, нужно будет зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, чтобы продолжить работу. А транспортным компаниям — перестроить документооборот и платить больше налогов.
Тем более и сейчас есть компании, которые не привлекают самозанятых водителей. Например в «Шатл Логистик» Campus пояснили, что не работают с самозанятыми по грузоперевозкам.
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок»