Не спать за рулем: как работают системы контроля усталости водителя для LCV-автопарка
20.03.2024 445 просмотров
Не спать за рулем: как работают системы контроля усталости водителя для LCV-автопарка
До 40% аварий на дорогах происходят из-за усталости водителей. Государство нормирует режим труда и отдыха работников, ограничивая время вождения. Этого недостаточно, поэтому перевозчики используют системы контроля состояния сотрудника за рулем. Разберемся, какие лучше использовать на автомобилях категории LCV.
К системам мониторинга состояния водителей относят высокотехнологичное оборудование, которое сочетает искусственный интеллект (ИИ), видеокамеры, распознающие частоту моргания, активность надбровной мышцы (миографический датчик) и другие физиологические маркеры. Также к ним относят гаджеты вроде нейрокепок, наушников, браслетов и перстней, отслеживающих сердечный ритм или угол наклона головы.
Гаджеты против сна
Самые простые приспособления не допускают, чтобы водитель засыпал. Это браслеты или кольца, которые считывают пульс. Как только ритм снижается и говорит о сонном состоянии, гаджет начинает вибрировать. Это должно разбудить водителя.
В российской разработке — кольце StopSleep — за состоянием человека за рулем следят 8 датчиков. Гаджет весит 60 г и работает без подзарядки до 15 часов. Заряжается через USB-кабель и автомобильное зарядное устройство. Если сердечный ритм и электрическая активность кожи свидетельствуют, что водитель скоро уснет, на кольце начинает светиться красный индикатор, и гаджет издает звуковые сигналы для привлечения внимания. Дальше всё зависит от самого водителя: он может остановиться или продолжить движение.
Встречаются модели с расширенным функционалом. Браслет-антисон Vigiton совместим с системами автомобиля и внешними световыми устройствами. Если водитель засыпает, подключенный к системам автомобиля браслет передает сигнал на аварийную сигнализацию автомобиля — она предупреждает об опасности других участников движения.
К этой же категории относятся наушники-антисон, действие которых основано на изменении угла наклона головы у засыпающего за рулем человека. Если голова наклоняется вперед на 15–25 градусов, наушник издает резкий звук или вибрирует, в зависимости от конкретной модели, чтобы разбудить водителя. Однако практика показала: если голова запрокидывается назад, устройство может и не сработать.
Еще одно устройство российской разработки — Dunobil Insomnia — отслеживает, как часто водитель моргает, отводит взгляд в сторону и наклоняет голову. Камера, направленная на водителя, непрерывно следит за тем, куда он смотрит. По специальному алгоритму электроника распознает, когда водитель отводит глаза от дороги или закрывает их. Через 1–2 секунды устройство издает звуковой сигнал через встроенный динамик. Гаджет устанавливают на приборной доске и заряжают от автомобильного прикуривателя.
Второе поколение прибора дополнено встроенным GPS-датчиком для отслеживания скорости машины. Но связь с диспетчером устройство не обеспечивает.
Плюсы: на рынке представлены различные модели гаджетов по доступным ценам, можно выбрать подходящий. Свою функцию такие приборы лучше всего выполняют, судя по отзывам, во время ночных поездок.
Минусы: устройства, которые должны предотвращать засыпание, могут разрядиться в пути, их можно забыть надеть или не надеть намеренно. Ключевой минус: все эти гаджеты не позволяют контролировать состояние водителя извне, а значит, и вмешиваться в случае, например, аварийной ситуации.
Анализ состояния водителя
Эти устройства эффективнее гаджетов против сна. Также они позволяют связаться с водителем в критической ситуации. Система контроля бодрствования Sleep Alert — разработка российской компании «Нейроматикс». Эту нейрокепку впервые представили на международной выставке «Иннопром» в 2017 году. Тогда предполагалось одеть в нейрокепки всех водителей московского общественного транспорта. Позже от этой идеи отказались в пользу другой системы контроля состояния водителей.
Устройство непрерывно снимает энцефалограмму, следит за морганием, контролирует равновесие тела. Эти данные позволяют определить состояние человека. Если водитель начинает засыпать, нейрокепка подает звуковой сигнал и информирует диспетчера.
Систему можно дополнить браслетом, который следит за пульсом и вибрирует при снижении сердечного ритма. Можно установить и видеокамеру, которая будет снимать водителя и покажет, если он нехарактерно двигает головой, реже моргает. В этом случае устройство подаст звуковой сигнал.
В версии 2020 года гаджет дополнен пульсометром, акселерометром-гироскопом, определяет угол наклона относительно земли и ускорение относительно земной поверхности. Есть датчики контроля спазматических реакций лица.
Еще одна российская разработка — система контроля усталости водителя «Видеомобиль» от компании Videomobil из Екатеринбурга. В этот комплект входят камера контроля усталости, мини-монитор для отображения отклонений (для водителя) и интеллектуальный обработчик.
Комплект наблюдения «Видеомобиль» ведет постоянную запись на носитель информации, мониторинг лица и действий водителя. Если человек отвлекся, говорит по мобильному телефону или курит за рулем, система предупредит его об этом. Еще она может выявить признаки усталости и посоветовать остановить движение. Одновременно ведется журнал с отчетами обо всех событиях (отклонениях) — статистика действий водителя в отдельном текстовом файле с указанием времени и типа срабатывания датчика. Комплект можно дополнить 3G/4G-модемом для отслеживания критических отклонений ключевых параметров в онлайн-режиме.
Плюсы: возможность контролировать движение автомобиля и состояние водителя в реальном времени.
Минусы: относительно высокая цена подобного оборудования — примерно 30 тысяч рублей для одного автомобиля. Приобретение в расчете на автопарк означает серьезные расходы для перевозчика. Кроме того, несмотря на довольно компактный размер, нейрокепка Sleep Alert все-таки мешает профессиональным водителям, которые проводят за рулем до 12 часов в день.
С использованием искусственного интеллекта
«Антисон» от российской компании XOR основан на технологиях компьютерного зрения и искусственного интеллекта. Включает оборудование для кабины из видеокамеры, дисплея и комплекта громкой связи. В работе задействованы нейросети, которые анализируют видеопоток, выявляют сонливое состояние, сообщают об использовании телефона за рулем, оповещают об отсутствии водителя в кабине. В компании работает круглосуточный сервисный центр и аналитическое подразделение.
В кабине водителя камера анализирует более 60 точек, включая движение глаз, зевоту и другие мимические движения. Алгоритмы подстраиваются под поведение водителя, то есть если днем он надевает солнечные очки, система будет делать выводы на основе суммы факторов, а не только по движению глаз. Если алгоритмы видят, что водитель устал, срабатывает система оповещения для привлечения его внимания, а ситуационный центр получает сигнал. В критической ситуации сообщение поступает и перевозчику, который принимает решение: едет ли водитель дальше или останавливается.
Плюсы: интеллектуальная система распознавания усталости, возможность мгновенной связи с водителем и перевозчиком. По данным разработчика, «Антисон» позволяет экономить до 85% расходов, связанных с ремонтом и простоем транспорта из-за аварий по вине водителей.
Минусы: стоимость системы компания-разработчик не раскрывает. Решение становится эффективным для больших автопарков — на более чем 10 тысяч транспортных средств.
Для автопарка LCV-автомобилей гаджеты, предотвращающие засыпание водителя, менее эффективны. Водители на таких автомобилях передвигаются внутри городов с интенсивным движением. Чаще — днем.
Сложные интеллектуальные системы на основе ИИ стоят дорого, требуют расходов и подойдут крупным перевозчикам. Для небольших и средних компаний с автопарком LCV-автомобилей оптимален выбор систем, включающих два вида устройств: тех, что мешают водителю заснуть, и тех, которые контролируют его поведение.
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».