Роботы уже здесь: на складах и в доставке
27.01.2025 98 просмотров
Тренд на роботизацию в логистике набирает обороты. Роботы внедряются на складах, Яндекс, судя по всему, потерял монополию на роверов-доставщиков, а искусственный интеллект всё чаще заменяет логистов в построении маршрутов доставки.
Аналитики маркетинговой компании Mordor Intelligence прогнозируют, что к 2030 году глобальный рынок автоматизации и роботизации логистики увеличится с нынешних $75,24 млрд до $120,6 млрд. В течение 5 лет рынок будет расти в среднем на 10% в год. Это значит, что процессы роботизации в логистике ускорятся по всем направлениям их применения.
Роботы на складе
Логистические роботы уже не просто существуют, но и работают на складах по всей России, причем выполняя самые разные функции. Без роботизации бизнесу уже не справиться с растущими объемами онлайн-заказов, тем более не сделать склады эффективными.
Складские роботы обладают четкой специализацией.Транспортировочные перемещают грузы по складу, например из зоны комплектации в зону погрузки. Роботы с подъемным механизмом способны достать необходимую единицу хранения с самой высокой полки складского стеллажа. Сортировочные роботы заменяют человека на этапах приема грузов или товаров на хранение и комплектации заказов.
Например, компания Ronavi Robotics, российский разработчик и производитель серийных логистических роботов для автономной работы на складах, производит несколько моделей, ориентированных на работу на складе. Так, Ronavi H-1500 подходит для перевозки европалет общим весом до 1,5 тонны. M500 при собственном весе 180 кг способен перевозить до 500 кг, ориентирован на перевозки товара к человеку. S50 грузоподъемностью до 50 кг создан для сортировки писем и посылок. Преимущество отечественных роботов в том, что они не требуют адаптации складского помещения к роботизации. Робот интегрируется в WMS-систему по API, при движении ориентируется по ToF-сенсорам и лидарам, находит нужный груз по QR-кодам, а перезаряжается всего за 15 минут.
Независимо от функционала, современные роботы уже эффективнее человека. Их применение увеличивает производительность и эффективность логистических цепочек. Так, на выполнение одинаковых задач робот в среднем тратит в 4 раза меньше времени, чем человек. Кроме того, снижается число ошибок, аварий и травм сотрудников, а также уменьшаются операционные расходы на складах. Если ровер — это курьер, которому не нужно платить зарплату, то складской ровер успешно заменяет линейный персонал на всё большем перечне работ.
Цифровизация цепочек поставок развивается под влиянием пяти мегатенденций: использование искусственного интеллекта для прогнозирования спроса, автоматизация складов, внедрение IoT-устройств, устойчивые решения и анализ больших данных. Эти технологии помогают ускорить процессы, сократить затраты и повысить прозрачность логистических операций. Узнайте больше о ключевых трендах, которые формируют будущее цепочек поставок, на Campus.
Роверы: не только Яндекс
Все привыкли, что роверы — это Яндекс. Действительно, до конца 2024 года все роверы, которые доставляли заказы в Москве и еще нескольких городах, были разработками российского технологического гиганта.
Напомним, первые роверы были замечены на улицах еще в 2018 году, когда начались тесты в Москве и Иннополисе. В следующие годы в СМИ постоянно появлялись новости, связанные с роверами: «X5 Group запустила собственную доставку онлайн-заказов из магазинов “Пятерочка” с помощью роботов в Москве», «Как роботы-доставщики Яндекса ездят зимой?», «Почему роботы-доставщики Яндекса такие милые» и даже «Роботы-доставщики устроили митинг в Парке Горького».
Но, как и следовало ожидать, монополия однажды закончилась. Это произошло в декабре 2024 года, когда инженеры московской компании «Дронсхаб Групп» вывели на рынок универсальный автономный ровер. «Пиранья» (так назвали новый ровер) способна перевозить до 300 кг грузов и тянуть еще около 500 кг. Время безостановочной работы — 8 часов при температуре воздуха от –25°C до +40°C, затем роверу нужна зарядка. Главное назначение разработки — выполнение функций в логистике. «Пиранья» также может осуществлять мониторинг, охрану и патрулирование различных объектов и территорий.
Разработчики рассказали, что управлять «хищницей» можно удаленно, в том числе за тысячи километров, используя дистанционные каналы связи. Кроме того, при необходимости ровер работает автономно, причем не только передвигается, но и выполняет другие функции, включая перевозку грузов.
Впервые «Пираньи» показали в инновационно-образовательном комплексе «Техноград» на ВДНХ. А их первое место работы — Международный учебный центр беспилотной авиации Максима Кондратьева. Здесь же будет эксплуатироваться еще одна отечественная разработка — Cargo Unit. Это роботизированная электрическая платформа для перевозки не более 150 кг единовременно. Ее функционал — перемещение грузов на складах, промышленных предприятиях, транспортных компаниях. Платформа может работать до 6 часов без подзарядки.
Использование роверов в перспективе, причем не слишком отдаленной, позволит компаниям сэкономить на курьерах, зарплаты которых уже превысили оплату труда востребованных в России IT-специалистов.
ИИ решает…
…по какому маршруту поедет грузовой автомобиль, курьер или всё тот же ровер-доставщик. Он анализирует десятки факторов, в том числе реперные точки (адреса доставки заказов), дорожную ситуацию, температурный режим заказов, характеристики транспортного средства, окна доставки и многие другие. И находит оптимальный маршрут, чтобы заказ был доставлен в самый короткий срок. И не только. За счет оптимизации маршрутов сокращается расход топлива, а значит, и расходы транспортных компаний.
ИИ нашел себе применение и на складах. Он способен размещать миллионы единиц хранения самым эффективным способом, управлять запасами, прогнозировать спрос, снижать количество ошибок из-за человеческого фактора.
Прогнозное моделирование на основе ИИ и мониторинг в реальном времени могут повысить точность прогнозирования спроса до 30%. ИИ способен автоматически корректировать уровни запасов на основе данных в реальном времени и повышать точность до 95%.
Согласно различным исследованиям, внедрение ИИ помогает компаниям сократить расходы на логистику на 15%, в том числе на 20% сократить транспортные расходы. Управление запасами улучшается на 35%.
Роботизация логистики неизбежна, особенно учитывая дефицит рабочих рук и растущую скорость обработки и доставки заказов. Скорее всего, развитие пойдет по пути полностью автономных роботизированных складов, но пока роботы выполняют только некоторые функции.
Логистические компании решают проблему дефицита кадров с помощью автоматизации процессов, повышения квалификации сотрудников и создания привлекательных условий труда. Также активно внедряются гибкие графики и программы адаптации для новых работников. Эти меры позволяют минимизировать текучесть кадров и повышать эффективность работы. Подробнее о стратегиях борьбы с кадровым дефицитом читайте на Campus.
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».