5 мегатенденций цифровизации цепочек поставок: чего ждать в 2024 году
20.03.2024 70 просмотров
5 мегатенденций цифровизации цепочек поставок: чего ждать в 2024 году
Технологии радикально меняют способы управления цепочками поставок, повышая их эффективность и устойчивость. Цифровизация открывает новые возможности для компаний по всему миру — от автоматизации процессов до улучшения прозрачности операций и устойчивости. Мы подготовили перевод материала от компании Maersk на эту тему.
Тренд 1: ИИ в цепочках поставок
С помощью ИИ можно в реальном времени отслеживать весь процесс от начала до конца — от сырья до готового продукта. Эта технология позволяет проводить тестирование различных сценариев и принимать взвешенные решения с учетом данных. Однако следует учитывать, что бизнес-модели, основанные на ИИ, могут серьезно трансформировать традиционные подходы и при этом исключить некоторых посредников из цепочек поставок. Возможности прогнозирования и аналитики, которые предоставляет ИИ, способны кардинально изменить управление и оптимизацию глобальной логистики. Цифровые двойники цепочек поставок, агрегация и структурирование данных для повышения прозрачности и контроля — всё это становится частью глобального конкурентного преимущества. Ключевой аспект — создание и координация самой динамичной и эффективной сетевой модели для оптимизации глобальных цепочек поставок.
Тренд 2: цифровизация в грузоперевозках
В грузоперевозках наблюдается важный сдвиг: растет доля использования автопилотов и электрификации. Эти технологии преобразуют транспортные сети, делают их цифровыми, более современными. Рынок бурлит. В 2023 году Ford Motor Co. и Volkswagen закрыли совместный стартап по разработке систем самоуправляемых автомобилей Argo AI. В переполненном секторе лидаров произошло слияние Velodyne с конкурентом Ouster. Кроме того, компания Nikola Corp., поддерживаемая SPAC, приобрела Romeo Power, что было вызвано скорее деловой необходимостью, чем альтруизмом, так как они были крупным клиентом Romeo и зависели от поставок их аккумуляторных батарей. Инвесторы обеспокоены перспективами рынка.
Появляются новые модели бизнеса, такие как «грузоперевозки как услуга», что способствует внедрению электрогрузовиков. Это может изменить традиционные методы логистики. Внедрение электрогрузовиков в автопарк поддерживается сервисными моделями, которые обеспечивают удобство и скорость развертывания при низких начальных затратах по сравнению с традиционной покупкой грузовиков.
По словам директора департамента аналитики ГК «Современные транспортные технологии» Анастасии Красильниковой, в ближайшие 3-5 лет автомобильная отрасль в России будет следовать мировым тенденциям, но с некоторыми особенностями. Экологическая тема разовьется медленнее из-за углеродной структуры экономики и климата, ограничивающего распространение электромобилей. Несмотря на это, доля электромобилей в рынке будет увеличиваться. Изменения коснутся и моделей владения: шеринг и долгосрочная аренда станут более популярными.
О трендах автомобильной индустрии до 2035 года читайте в этом материале.
Тренд 3: цифровое экспедирование
Цифровые платформы грузоперевозок трансформируют процессы в цепочках поставок, улучшая опыт клиентов и создавая комплексные торговые экосистемы. Они оптимизируют процессы, увеличивают видимость и предлагают настроенные решения, улучшая взаимодействие с клиентами. Облачные провайдеры могут стать ключевыми игроками, предлагая новую архитектуру ценностей и инфраструктуру. Пандемия способствовала росту цифровых грузоперевозок, которые используют технологии для организации перемещения товаров. Рынок цифровых грузоперевозок, составляющий около 8% от общего рынка, демонстрирует рост на уровне 23% годовых. Для сравнения: весь рынок грузоперевозок растет на 4,2% годовых.
Тренд 4: роботы на складах
Автоматизация и робототехника на складах играют важную роль в индустрии складского хранения и выполнения заказов. Рост электронной коммерции и проблемы с затратами на труд требуют всё большей эффективности. Технологии автоматизации, включая ИИ и робототехнику, позволяют оптимизировать операции и использовать пространства складов с максимальной пользой.
Рынок автоматизации складов растет в среднем на 15% в год и, по прогнозам Business Wire, к 2027 году достигнет $41 млрд. Около 80% складов практически не автоматизированы, 15% частично механизированы и только 5% полностью автоматизированы. Сложная автоматизация склада стоит в среднем $50 млн, а для ее реализации требуется 9–12 месяцев. Несмотря на высокие затраты, сектор транспорта и складирования, по данным McKinsey, занимает третье место по потенциалу автоматизации среди всех отраслей.
Тренд 5: круговые цепочки поставок
Круговая цепочка поставок — это система, нацеленная на минимизацию отходов и максимальное использование ресурсов. В ней материалы непрерывно перерабатываются или перепрофилируются. В отличие от традиционных линейных цепочек поставок, где сырье превращается в продукты и в конечном итоге становится отходами, круговая цепочка поставок стремится исключить отходы, разрабатывая продукты и процессы, которые позволяют повторно использовать или перерабатывать материалы на каждом этапе. Это не только экологически выгодно, но и экономически эффективно.
Переход от линейных цепочек поставок к круговым имеет решающее значение для устойчивости. Это поддерживается логистикой круговой экономики, включая обратную логистику. Согласно опросу Gartner 2022 года, 54% руководителей цепочек поставок уже интегрируют продукты круговой экономики в свои планы. Рынок обратной логистики оценивается в $635,6 млрд в 2020 году и, по прогнозам, достигнет $958,3 млрд к 2028 году. Устойчивость становится важным приоритетом для бизнеса, рост интереса к улучшению устойчивости стимулирует пересмотр цепочек поставок. Цепочки круговой экономики основаны на закрытой системе, включающей повторное использование, ремонт и рециркуляцию.
Внедрение ИИ, цифровизация грузоперевозок, развитие цифрового экспедирования, автоматизация и роботизация на складах, а также переход к круговым цепочкам поставок не только улучшают эффективность и сокращают затраты, но и способствуют устойчивому развитию. Компании, которые быстро адаптируются к этим тенденциям, получают конкурентные преимущества, обеспечивая более гибкое и эффективное управление своими цепочками поставок.
Михаил Коптев, коммерческий директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго»:
Сегодня российские логистические компании сосредоточены на решении совсем других проблем. Можно выделить 10 основных.
Первая связана с данными, которых стало так много (распространение цифровых технологий, устройств интернета вещей, передовых систем отслеживания), что сложно понять, какие из них важные, качественные и надежные, а какие — нет. А ведь данные — именно то, что позволяет предприятиям принимать взвешенные решения в плане, например, оптимизации процессов или устойчивости при сбоях или в кризисных ситуациях. Без правильного толкования данных не будет целостного представления о цепочке поставок.
Вторая задача — укрепление бизнес-сетей. Речь идет о сотрудничестве с производителями, поставщиками, перевозчиками, дистрибьюторами, клиентами и т. д. После пандемии многие обнаружили, что привычная корпоративно ориентированная система больше не работает, поэтому необходимы способы поддержки тесных совместных рабочих процессов, прогнозирования, заказов, поставок, расчета сроков прибытия.
Третья — так называемая холодовая цепь, которая в период той же пандемии стала важным компонентом цепочки фармпоставок (вакцины должны храниться и перевозиться при определенных температурах). Поэтому компании будут еще внимательнее отслеживать все этапы транспортировки грузов.
Четвертая — цифровизация логистики: автоматизация складов и портов, использование автономных транспортных средств, оптимизация маршрутов.
Пятая — люди: обучение, выявление и развитие талантов. Всё это побуждает делиться новыми идеями, что помогает развиваться новейшим технологиям и приводит к реальным успехам в цепочках поставок.
Шестая — готовность к различного рода сбоям, которая обеспечивается благодаря эффективному управлению рисками.
Седьмая — тренд на устойчивость в условиях быстро меняющегося спроса. Он потребует новых возможностей и инструментов. Например, роботы и умная упаковка.
Восьмая — кибербезопасность. Рост киберпреступности, к сожалению, не остановить, а утечек данных и, как следствие, задержек с поставками и репутационного ущерба допускать нельзя.
Девятая — ESG-повестка. На фоне текущих геополитических событий она, конечно, несколько теряется. Но многие организации ставят перед собой цели, например, быть углеродно нейтральными или безотходными.
Десятая — деглобализация. Постепенно региональные цепочки поставок превратятся в более простые, но основанные на доверии сети со схожими ценностями и убеждениями. Это может привести к тому, что безопасность и устойчивость станут выше, но, с другой стороны, могут вырасти цены, при этом выбор будет ограничен и инновации сократятся из-за меньшего размера рынка.
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».