Переход на «цифру»: как логистические компании справляются с дефицитом кадров

Переход на «цифру»: как логистические компании справляются с дефицитом кадров
Переход на «цифру»: как логистические компании справляются с дефицитом кадров

Переход на «цифру»: как логистические компании справляются с дефицитом кадров

Предприниматели по всему миру год от года наращивают инвестиции в цифровизацию цепей поставок. В попытках снизить зависимость от рынка труда международные логистические компании активно внедряют роботов и искусственный интеллект, который приходит на смену реальным сотрудникам. Российские предприятия не отстают от мирового тренда и переходят на цифровые решения в ключевых для логистики звеньях: на складах, в кабинетах логистов, бухгалтеров и даже при доставке до конечного потребителя.

В ближайшие 5 лет более половины транснациональных компаний (54%) планируют внедрить роботизированные системы комплектации заказов, говорится в отчете Deliver. При этом около 40% международных компаний собираются потратить порядка $1 млн на то, чтобы автоматизировать рутинные производственные процессы, свидетельствуют результаты исследования PwC. Более того, применение робототехники в цепочках поставок должно вырасти в три раза в период до 2028 года, прогнозируют эксперты MHI & Deloitte.

Серьезные инвестиции в цифровые решения позволяют бизнесу снизить коммерческие издержки. С каждым годом мировой рынок электронной коммерции растет, а вместе с ним увеличиваются транспортные и складские расходы, в то время как дефицит рабочих рук лишь усугубляется. Если по итогам 2023 года глобальная безработица находилась на минимальном уровне за последние годы (5,1%), а в России вообще был зафиксирован исторический минимум (3,2%), то уже в 2024 году Международная организация труда прогнозирует рост показателя безработицы.

Нехватка сотрудников коснулась и логистической сферы. Согласно результатам опроса Координационного совета по логистике (КСЛ), свыше 65% российских компаний в 2023 году страдали от дефицита операционного персонала для складов. По индустрии серьезно ударили коронавирусные ограничения, отметил в разговоре с Campus руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

Ассоциация автомобильных перевозчиков и экспедиторов ставит перед собой амбициозные задачи: сократить дефицит профессиональных водителей, снизить финансовую нагрузку на перевозчиков и разработать стандарты деятельности в сфере автоперевозок. В условиях роста себестоимости грузоперевозок и дефицита тягачей в отрасли ассоциация видит свою миссию в объединении усилий для решения проблем сектора. Подробнее читайте в материале Campus.

«В то время достаточно ярко проявилась тенденция ухода торговых предприятий в сферу онлайн-торговли, и пришлось резко наращивать складскую инфраструктуру. И если сегодня нехватка рабочих рук оценивается в 300–500 тысяч человек, то в ближайшие 6 лет, по оценкам некоторых аналитиков, ситуация усугубится, а суммарный кадровый голод вырастет до 4 млн человек», — подчеркнул эксперт.

По его словам, решить проблему способна роботизация логистической инфраструктуры. Роботы-погрузчики и умные системы учета позволят частично компенсировать нехватку складских рабочих, грузчиков и товароведов. Также современные цифровые сервисы на основе искусственного интеллекта способны помочь оптимизировать многие бизнес-процессы, в том числе модернизировать логистические схемы, снизить издержки и сократить неэффективные маршруты, считает Деев.

В мировой практике первыми запустили цифровые инструменты на своих производствах специалисты Amazon. Компания внедрила роботов, которые привозили стеллажи из палет с товарами к сотруднику. Специалистам склада оставалось лишь собрать необходимое число товаров в корзину для последующей отправки потребителю. В России самые современные склады также имеют минимальное количество персонала и делают ставку на роботов.

В 2023 году компания СДЭК первая в России протестировала роботизированный комплекс инструментов для сортировки отправлений в своем центре в Санкт-Петербурге. Эта система может в автоматическом режиме обрабатывать до 4 тысяч отправлений за час и обеспечивать сортировку по 144 направлениям. Цифровой «обитатель» склада состоит из сортировочных роботов Geek+ S20C. Они обучены сортировать магистральные и внутригородские грузы. При их работе не нужно останавливать линию, чтобы переключить их с одного режима на другой. Инновации позволили увеличить производительность центра более чем на треть. Также за счет роботизации компания смогла сократить сроки доставки товаров до клиентов.

Логистические компании стараются внедрить искусственный интеллект и в другие сегменты отрасли. Так, предприятия стали использовать чат-ботов для перевода документооборота из бумажного в электронный вид. Чат-бот Synerdocs был первым в России сервисом, который помог бизнесу избавиться от бумажных транспортных накладных. Водители теперь могут не бояться потерять накладные, а логисты могут принимать документы более оперативно. Кроме того, чат-бот с возможностью работы с электронными накладными позволяет сократить трудозатраты на 70%, что помогает оптимизировать рабочие процессы логистов или бухгалтеров. Подобный инструмент уже внедрили цифровой экспедитор «Обоз» и маркетплейс Wildberries.

Крупные грузоперевозчики для минимизации издержек стали применять умную систему управления транспортом TMS (Transportation Management System). Искусственный интеллект может самостоятельно построить оптимальный план маршрутов по доставке. Это помогает ускорить доставку товаров и разгрузить доставщиков, поскольку водитель может выполнить несколько заказов в рамках одного рейса. К примеру, ГК «Деловые линии» за счет внедрения системы смогла нарастить количество заказов в рамках одного маршрута на 30%, на 10% снизить транспортные издержки и сократить нагрузку на логистов.

Чтобы победить нехватку кадров в логистике и сократить затраты на оплату их труда, бизнесу необходимо встраивать инновации комплексно, а не точечно, уверен Артем Деев. «Параллельно с внедрением передовых информационных систем важно работать над улучшением предложения для сотрудников, модернизировать систему образования и расширять стимулирование программ повышения производительности труда», — заключил аналитик.

На вебинаре Кирилл Казарцев из компании «Инфотех» детально затронул темы автоматизации и цифровизации складов, такие как изменение ролей сотрудников, влияние технологий на операции и оборудование, а также перспективы и экономические аспекты инноваций в складской логистике. Подробности смотрите на Campus.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Перевод

Электротранспорт в 2024 году: цепочка поставок, сеть зарядки и рынок аккумуляторных материалов

карточка
Умные решения

Кто на новенького: каким топливом выгодно заменить бензин в коммерческом транспорте

карточка
Повестка

Куда едет логистика: тренды 2024 года

карточка
Перевод

Три тенденции в логистике электронной коммерции, которые меняют розничную торговлю прямо сейчас

карточка
Повестка

В едином потоке: за счет чего растет торговля между Россией и Китаем

карточка
Повестка

Проверки по требованию: что означает для бизнеса риск-ориентированный подход

карточка
Умные решения

Инфографика: Переход на роботизированную логистику склада

карточка
Повестка

Цифровой пропуск: в России стартует эксперимент по бесшовным грузоперевозкам

карточка
Инструкции

Майские путешествия: как подготовить бизнес к наплыву туристов

карточка
Умные решения

Долго или дорого: платные трассы для логистики

карточка
Повестка

Какие дороги и развязки построят в Москве в 2024 году

карточка
Повестка

Дептранс Москвы предлагает создать систему контроля курьеров

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка