Платные дороги для перевозчика: время vs деньги

Платные дороги для перевозчика: время vs деньги
Платные дороги для перевозчика: время vs деньги

Платных автодорог в России становится всё больше. Трассы соединяют регионы и проходят внутри агломераций. Как вписываются платные дороги в рентабельность перевозок, включают ли их в маршруты транспортные компании и в чем плюсы/минусы таких магистралей, узнал Campus.

 

В прошлом году число проездов на платных дорогах «Автодора» выросла почти на 30%. Наибольшая динамика — на трассах М-4 (+24%) и М-12 (+322%). Популярность М-12 связана с открытием движения от Москвы до Казани, а трафик на М-4 вырос из-за закрытых аэропортов на Юге России. На других платных трассах также зафиксирован рост от 5 до 14%, а загрузка ЦКАД, М-1 и М-3 сопоставима с 2023 годом. Так, М-1 стали пользоваться на 6% чаще. Техническое состояние бесплатных магистралей часто уступает платным, поэтому и бизнес, и автотуристы чаще выбирают вторые.

По статистике «Автодора», 30% всех проездов приходится на грузовики и автобусы. Трафик растет, несмотря на регулярное увеличение тарифов за проезд.

Планов громадье

Сейчас в России 15 платных трасс. В ближайшие (и не очень) годы платных дорог будет становиться больше. Так, уже в 2025 году будет введена плата за проезд по Мытищинской хорде — северному дублеру МКАД. Новая трасса длиной 16 км связывает Дмитровское и Ярославское шоссе в Московской области. Сейчас открытая в декабре 2024 года трасса работает в тестовом режиме, но тарифы уже озвучены.

Стоимость поездки будет зависеть от категории транспортного средства и пройденного расстояния. Всего на дороге пять участков, для каждого из них установлены тарифы: 25–72 рублей для легковых автомобилей и 80–228 рублей — для грузовиков и автобусов. Например, стоимость проезда по всей протяженности трассы для ТС категории 4 (грузовики и автобусы с тремя осями высотой 2,6 м и более) составит 755 рублей.

Еще одна строящаяся в Московском регионе платная трасса — Южно-Лыткаринская автодорога. Это высокоскоростная магистраль — дублер МКАД, проект, который пройдет по территории четырех городских округов. Магистраль протяженностью 45 км соединит М-12 с Варшавским шоссе. По подсчетам, ЮЛА примет до 25% трафика МКАД в зоне прохождения дороги-дублера. Расчетный трафик — более 40 тысяч автомобилей в сутки, а скорость передвижения между населенными пунктами должна вырасти на 50%.

Всего до 2030 года «Автодор» — оператор большинства платных трасс — планирует построить еще порядка 10 дорог. Это дублер дороги Джубга — Сочи, Юго-Западная хорда, которая соединит Тюмень, Екатеринбург и Казань, примкнет к обходу Тольятти, а далее пройдет через Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону и протянется до дальнего обхода Краснодара. В «Автодоре» подсчитали, что новая трасса сократит время в пути между Екатеринбургом и Краснодаром до 24 часов вместо 36. Также планируется построить Пулковскую развязку на М-11 «Нева», которая свяжет трассу М-11 с аэропортом Пулково, КАД-2 вокруг Санкт-Петербурга и обход Орехово-Зуева в Московской области.

Платные трассы становятся важным инструментом для развития логистики, предлагая бизнесу возможность ускорить доставку и повысить эффективность перевозок. Использование таких дорог позволяет минимизировать задержки, улучшить прогнозируемость маршрутов и сократить затраты на топливо. Узнайте больше о преимуществах платных трасс для логистических компаний на Campus.

Что меняется для логистики

Главное, у ТК появляется выбор. По словам генерального директора федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Сергея Чернова, компания всегда пользуется платными дорогами, если они есть на пути следования ее автомобиля.

«Что касается наемного транспорта, то мы выбираем цену и время, за которые будет доставлен груз, а как поедет автомобиль, нам в целом неважно — по платной трассе или бесплатной», — уточняет Сергей Чернов.

Иная позиция у PONY EXPRESS. Как пояснили в пресс-службе, компания в редких случаях пользуется платными трассами при внутригородской экспресс-доставке. В основном это происходит, когда сроки доставки сжаты.

«На наш взгляд, необходимо рассмотреть возможность снижения тарифов на платный проезд для транспортных компаний, осуществляющих доставку экспресс-грузов, на уровне государства», — подчеркивают в компании.

Плюсы и минусы

Основный плюс — это скорость доставки, считают в «Скиф-Карго». Сокращение сроков доставки считают основным преимуществом платных трасс и в PONY EXPRESS.

«Чем быстрее мы вернем наш автомобиль на базу, тем быстрее отправим его в следующий рейс. Кроме этого, водитель меньше устает во время езды по платной дороге благодаря отсутствию светофоров, примыкающих дорог. А это влияет на безопасность в первую очередь», — комментирует позицию компании Сергей Чернов.

Среди минусов можно выделить недостаточное развитие инфраструктуры, например, трассы М-12. Речь идет об автозаправках, местах отдыха и т. д.

«Важно учитывать, что эта дорога еще не так давно построена, и развитие инфраструктуры — вопрос времени. Вот трасса М-4 уже более оснащенная», — говорит Сергей Чернов.

И конечно, основной минус — высокая стоимость проезда по платным трассам, которая увеличивает себестоимость перевозки. Например, проезд ТС категории 4 от Москвы до Шали, где завершается трасса М-12, обойдется почти в 10,9 тысячи рублей.

«Платные тарифы в экономику перевозки не “вписываются”. Из-за высокой стоимости проезда не все клиенты готовы оплачивать повышенный тариф, даже несмотря на сокращение времени доставки», — рассказали в PONY EXPRESS.

Поэтому в компании расчет доставки по платной трассе осуществляется по факту согласования тарификации с клиентом.

«На текущий момент мы не включаем стоимость платных дорог в основную затратную часть, так как хотим сохранять максимально рыночную стоимость перевозок. Вопрос о включении платных трасс в маршруты находится на рассмотрении», — отмечают в PONY EXPRESS.

Однако, по словам Сергея Чернова, даже если проезд по платной трассе заметно влияет на себестоимость перевозки, компания всё равно выбирает этот маршрут.

«Время стоит дороже, чем деньги, а преимуществ больше, чем недостатков, поэтому мы планируем и дальше пользоваться платными трассами», — аргументирует эксперт.

Весогабаритный контроль помогает сохранять дороги и повышать безопасность перевозок, но вызывает трудности у транспортных компаний. Среди проблем — нехватка пунктов контроля, технические сбои и высокие штрафы. Решением могут стать автоматизированные системы взвешивания в движении и улучшение инфраструктуры. Узнайте, как сделать весогабаритный контроль более эффективным, на Campus.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Умные решения

Роботы уже здесь: на складах и в доставке

карточка
Перевод

DHL: логистические тренды, которые преобразят ваш бизнес в 2025 году

карточка
Повестка

От склада до двери: как e-commerce трансформирует логистику

карточка
Инструкции

А ты записался в курьеры? Или как компании найти сотрудников на эту позицию

карточка
Повестка

Беспилотные «Газели» уже в пути: как едут и где уже эксплуатируются

карточка
Повестка

Какие тренды городской доставки останутся в 2025 году

карточка
Повестка

Льготный кредит: как в 2025 году получить субсидию от государства на лизинг

карточка
Повестка

Импортозамещение в действии: отечественные автомобили лидируют в сегментах LCV, MCV и автобусов

карточка
Повестка

Складские заботы: как логистика решает проблему дефицита качественных складов

карточка
Повестка

Платные дороги для перевозчика: время vs деньги

карточка
Умные решения

Один на двоих: мультибрендовые ПВЗ увеличивают доходы

карточка
Повестка

Транспорт в цифре: как логистические компании переходят на электронные сервисы

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка