Долго или дорого: платные трассы для логистики

Долго или дорого: платные трассы для логистики
Долго или дорого: платные трассы для логистики

Число платных трасс в России растет как внутри крупных городов, так и между регионами. Campus задался вопросом, насколько маршруты и их использование экономически эффективны для логистических компаний.

Начнем с цифр. Первой платной трассой в России стал участок М-4 в Липецкой области еще в 1999 году. На апрель 2024 года в России — шесть платных трасс общей протяженностью около 4 тысяч км: ЦКАД, почти вся магистраль М-1 «Беларусь», участки М-3 «Украина», М-4 «Дон», практически вся М-11 «Нева», недавно открытая М-12, проспект Багратиона и МСД в Москве, Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, четыре участка региональных дорог в Псковской области, два моста в Удмуртии и путепровод в Рязани.

Нормативное регулирование

Деятельность, связанная со строительством и управлением платными дорогами, регулируется федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», принятом в 2007 году.

В законе, помимо процедуры введения платы за проезд по дорогам, прописано, что у каждой платной трассы или ее участка должен быть бесплатный и общедоступный дублер. Кроме того, на любой трассе не взимается плата за проезд специального и общественного транспорта. Также при проезде по платным участкам федеральных трасс не взимается плата в систему «Платон».

Большинством платных дорог управляет один оператор — компания «Автодор — платные дороги». Это дочерняя структура владельца — госкомпании «Российские автомобильные дороги» («Автодор»).

С транспондером и без него

Плату за проезд по трассам устанавливают операторы, причем тарифы регулярно индексируются. В 2024 году, например, проезд по М-4 «Дон» от пересечения с МКАД до Краснодара для тяжелого грузовика (IV категория) будет стоить 9,9 тысячи рублей.

Если установить транспондер, то за каждую поездку по платной дороге «Автодора» начисляются баллы. Их можно использовать для оплаты до 15% стоимости будущих поездок, но на текущую поездку транспондер скидку не дает. Стоит оборудование 4–5 тысяч рублей.

На участке М-11 «Нева» Москва — Солнечногорск (оператор Северо-Западная концессионная компания) транспондер дает преимущество в оплате. Например проезд для грузовика в будний день по всей протяженности участка без транспондера стоит 3 780 рублей, с его использованием — 3 205 рублей. При этом плата за транспондер в 2024 году у этого оператора выросла в 2 раза. Теперь юридические лица должны заплатить за использование транспондеров 300 рублей в месяц.

На любой платной магистрали преимущество транспондера в автоматическом списании платы за проезд, а значит, экономится время в пути. Покупать несколько транспондеров у каждого оператора необязательно. Так, для безбарьерного проезда по дорогам других владельцев на транспондере T-pass от «Автодора» должна быть подключена услуга интероперабельности.

Логистика платных трасс

Главное преимущество платных трасс — более высокая разрешенная скорость движения. Как пояснили в сервисе «Грузовичкоф», за счет отсутствия пешеходных переходов, светофоров и других барьеров и сдерживающих факторов по платной трассе можно развить большую скорость движения. Бесплатные трассы зачастую пролегают через населенные пункты, где скорость движения ограничена 60 км/ч.

В результате время в пути сокращается, что важно для транспортных компаний. Но за ускорение доставки приходится платить — в буквальном смысле.

Однако тарифы ТК и так регулярно растут. Причина — в увеличении цен на топливо, зарплат персонала, в том числе водителей на фоне дефицита кадров, и в целом себестоимости перевозки. По данным Ассоциации автомобильных перевозчиков и экспедиторов, за 2023 год показатель прибавил порядка 30%. Примерно на столько же выросли и тарифы на грузоперевозки — в среднем по рынку.

Весомая прибавка в виде оплаты стоимости проезда по платным трассам экономически оправдана, только когда она включена в стоимость заказа, считает директор сервиса «Грузовичкоф» Михаил Назаров.

Как пример, эксперт приводит расчет проезда по трассе М-11 «Нева»: время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом занимает около 6 часов. По бесплатному маршруту по трассе М-10 — 10–11 часов, ночью время в пути немного сокращается. 

При этом общая стоимость проезда между двумя городами складывается из оплаты проезда нескольких участков. Первый — от Москвы до Солнечногорска (15–58 км), второй — от Солнечногорска до Твери (58–149 км) и третий — от шоссе Бежецкое до Санкт-Петербурга (177–684 км). Часть пути в объезд Твери проходит по бесплатной трассе М-10. В будние дни проезд для грузовика стоит 3 780 рублей (3 205 рублей — с транспондером), 760 рублей и 4 850 рублей соответственно. Общая стоимость проезда между двумя столицами составит 12 120 рублей.

При полезной нагрузке почти 10 тонн тягача «Валдай 45» (полная масса 18 тонн, снаряженная около 8 тонн), на 1 тонну груза придется более 1,2 тысячи рублей. Чем выше полезная нагрузка тягача, тем меньше финансовая нагрузка на тариф. У «Валдая 45» этот показатель — один из лучших в своем классе.

При, казалось бы, небольшом увеличении транспортные компании для обычных перевозок выбирают бесплатные трассы. На условиях анонимности представитель транспортной компании рассказал Campus, что ТК используют платные дороги в основном для экспресс-доставки грузов. Эта наиболее маржинальная часть перевозок с высокими тарифами, причем клиент готов платить за скорость.

«Если у платной трассы есть достойная альтернатива, то ТК всегда выбирает ее, даже с потерей скорости доставки. Например, на участке Москва — Солнечногорск грузовики едут по М-10 до деревни Пешки, где расположен въездной пункт взимания платы 58 км», — пояснил собеседник Campus.

Аналогичная ситуация с ЦКАД. Чаще всего ТК используют А-107 — Малое московское кольцо, или «бетонку». Логисты принимают решение перестроить маршрут через ЦКАД, если на А-107 затор, а грузовик не укладывается в график доставки.

«Сервис использует все платные трассы в логистических маршрутах, если это потребуется и целесообразно для конкретного заказа», — подтверждают в «Грузовичкоф».

Ложка дегтя

При всех преимуществах у платных трасс есть и минусы. И прежде всего — недостаточная дорожная инфраструктура. 

«Пока на многих платных трассах не хватает АЗС, газозаправочных станций, мест отдыха и съездов для них, туалетов, магазинов, кафе и т. д. При этом водители жалуются, что цены на заправках, в магазинах и общепите выше, чем на бесплатных трассах», — говорит Михаил Назаров.

Например, на ЦКАД протяженностью 336,5 км, по данным «Автодора», 15 АЗС. В среднем это одна заправка на 22 км дороги. Но расположены они неравномерно. Например, нет заправок между Ярославским и Ленинградским шоссе, а это около 60 км.

Есть вопросы и со съездами. Сейчас построены 23 развязки на пересечении трассы с крупными автомагистралями. В том числе в 2023 году был открыт новый съезд на 49-м км трассы М-11 «Нева», при движении со стороны Санкт-Петербурга. В 2024 году еще два съезда с ЦКАД построят в Дмитровском округе: на Московское малое кольцо и Дмитровское шоссе.

Но съездов всё равно не хватает, это приводит к перепробегу автомобиля, росту топливных затрат и дополнительной нагрузке на себестоимость перевозки.

В ближайшие годы количество платных дорог будет расти. В том числе М-12 планируется продлить до Екатеринбурга, платными будут Восточный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге (первый участок запустят в 2024 году), четвертый мост через Обь в Новосибирске (существующие три бесплатные), трасса Алексеевское — Альметьевск в Татарстане (запуск намечен на конец 2024 года). Значит, транспортным компаниям придется строить маршруты с учетом новых возможностей.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Повестка

Серый импорт под запретом: как будет работать система отслеживания иностранных товаров в России

карточка
Повестка

Логистика БРИКС: транспортные коридоры, хабы и единая платформа

карточка
Повестка

Все поехали: итоги летнего туристического сезона — 2024

карточка
Колонки

Эксперт Яндекса: 5 ошибок бизнеса при организации собственной доставки последней мили

карточка
Инструкции

Предрейсовый контроль оставят за водителями

карточка
Перевод

Доставка с помощью дронов: новый уровень для ретейла и логистики

карточка
Перевод

Как гиганты логистики упускают шанс кардинально изменить сферу доставки

карточка
Умные решения

Технологии на колесах: как логистика стала лидером цифровизации

карточка
Повестка

Экспансия ОСАГО: куда расширяется полис

карточка
Повестка

Склад на воде: к 2027 году в России откроют шесть крупных мультимодальных центров

карточка
Повестка

Продажи грузовиков падают, хотя грузы едут все быстрее: разбираем парадокс

карточка
Повестка

Осторожно, ПВЗ закрывается. Или нет

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка