Платформенная экономика: как она будет работать

Платформенная экономика: как она будет работать
Платформенная экономика: как она будет работать

Правительство России поручило Минэкономразвития разработать законопроект о платформенной экономике до февраля 2025 года. Что скрывается под этим понятием, насколько серьезно уже изменило нашу жизнь и как изменится с принятием закона, разбирался Campus.

 

В мире развивается глобальный тренд формирования платформенной экономики. Именно цифровые платформы и экосистемы становятся драйверами экономического роста, инноваций, цифровизации, а для бизнеса — конкурентным преимуществом и фактором успеха. Причем касается он не только собственно экономики, но и серьезно влияет на социальные процессы. Например, предопределяет трансформацию рынка труда.

Экосистемы вносят вклад в обеспечение устойчивости экономики, они более динамичны, адаптивны к меняющимся условиям, предлагают различные сервисы, удобны для пользователей.

Отечественные платформы

Эксперты Высшей школы экономики отмечают, что активное развитие цифровых платформ в России началось в конце 1990-х годов. Например, лаборатория Касперского начала работать в цифровом формате с 1997 года, а Ozon — в 1998 году.

Сейчас на российском рынке развиваются более десятка цифровых платформ и экосистем. Среди крупных отечественных игроков — Wildberries, Авито, Ozon, AliExpress Россия, Сбер, СберМаркет, ВТБ, Тинькофф, Яндекс, VK, Лаборатория Касперского, 1С, ЦФТ, HeadHunter. В 2023 году совокупные продажи четырех крупнейших маркетплейсов (Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет и Мегамаркет) превысили 4 трлн рублей.

Во втором квартале 2024 году численность платформенных работников немного снизилась и составила 3,2 млн человек, или 4,3% от общей численности занятых. Около 40% платформенных работников приходится на торговлю, транспортировку и хранение. Еще около 30% — на строительство, обрабатывающие производства, профессиональную, научную и техническую деятельность. На все остальные отрасли приходится менее 25%.

По данным опроса Высшей школы экономики, проведенного среди компаний в различных отраслях, цифровые платформы востребованы не только сегментом B2C, но и бизнесом. 80% опрошенных используют цифровые платформы для взаимодействия с поставщиками и партнерами, 74% участников опроса — для подбора персонала, более 50% из опрошенных компаний, используя цифровые платформы, сократили затраты. А 78% компаний-участниц отметили, что маркетплейсы и агрегаторы позволили им оптимизировать бизнес-процессы и ускорить решение задач.

В логистике также развиваются цифровые платформы. Например, на бирже ATI.SU размещаются заявки на перевозку грузов и информация о наличии свободного транспорта. Платформа также помогает участникам перевозки обмениваться электронными документами. Помимо ATI.SU, функционируют биржи и сервисы Ingruz, 2082, COM-STIL, ISSA.RU, «Везет Всем», а также корпоративные площадки. Кроме того, логистические подразделения есть у крупных экосистем, например Яндекса.

Национальный рынок цифровых платформ растет, сталкивается с вызовами из-за внешних ограничений, проблем с логистикой, роста тарифов и конкуренции. С вызовами операторы платформ справляются, тем не менее рынок требует законодательного и нормативного регулирования.

Поэтому премьер Михаил Мишустин поручил разработать проект закона о платформенной экономике. 

Россия и Беларусь разрабатывают концепцию единого автомобиля для Союзного государства. Совместный проект направлен на создание транспорта, отвечающего современным требованиям качества, доступности и функциональности. Такой автомобиль станет не только символом интеграции, но и удобным решением для жителей обеих стран. Узнайте больше о проекте и его перспективах на Campus.

Закон

Поручение дано, и проект закона «О платформенной экономике в РФ», а также проекты изменений в другие законы, требующие корректировки («О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием закона "О платформенной экономике в РФ"» и «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях»), проходят процедуру общественного обсуждения на портале проектов нормативных правовых актов.

В законопроекте прописана единая система основных понятий. Например, под платформенной экономикой понимается «совокупность имущественных отношений, складывающихся в результате взаимодействия неограниченного круга лиц посредством цифровых платформ для осуществления предпринимательской деятельности или в иных целях». Также прописывается, кто такой владелец пункта выдачи заказов, а кто — оператор посреднической цифровой платформы, что такое заказ, поисковая выдача и логистическая инфраструктура оператора.

Помимо понятийного аппарата, законопроект предполагает создание реестра посреднических цифровых платформ и вводит базовые правила для прозрачного взаимодействия с предпринимателями. Например, в одной из статей будущего закона прописано, что предоставление доступа к посреднической цифровой платформе, а также ее использование основывается на равенстве, в том числе равенстве технических возможностей ‎и информационного обеспечения использования посреднической цифровой платформы.

В законопроекте взаимодействию оператора платформы и партнеров-предпринимателей посвящена целая глава. Прописаны порядок заключения договора, его изменения, обеспечения доступа на платформу и т. д.

Еще одна глава содержит порядок использования оператором своей логистической инфраструктуры. К ней относятся склады, распределительные центры, пункты выдачи заказов, пункты приема заказов и иные необходимые для выдачи и (или) доставки товаров объекты, принадлежащие оператору или привлекаемым им третьим лицам на праве собственности или ином законном основании.

Также в законопроекте определяется ответственность цифровых платформ в вопросах защиты прав потребителей, устанавливаются особенности сотрудничества с партнерами-исполнителями услуг — физлицами.

Регулирование деятельности — не единственная цель закона. Главная задача — обеление этого рынка. Но, как отметил председатель Наблюдательного совета Ассоциации цифровых платформ Андрей Шаронов, платформенной экономике нужны иные подходы, так называемое умное (smart) регулирование. По словам эксперта, это может быть синтез различных регуляторных, контрольных и добровольных механизмов. Не только прямого государственного регулирования, но и экспериментального и саморегулирования.

Что касается регулирования, недавно стало известно об инициативе Минэкономразвития о внесении дополнений в Кодекс административных правонарушений РФ. Поправки касаются административной ответственности операторов посреднических цифровых платформ и их партнеров — за нарушение закона «О платформенной экономике». Суммы штрафов для операторов цифровых платформ предлагается установить в диапазоне от 20 тысяч до 2 млн рублей. А для продавцов на маркетплейсах, партнеров в терминологии закона, — 10–500 тысяч рублей.

По прогнозу Data Insight, в 2024 году объем продаж в онлайн-торговле вырастет на 36%, до 10,7 трлн рублей, количество выполненных заказов — более чем на 40%, до 7 млрд рублей. И это только один сегмент платформенной экономики, хотя и самый крупный. И конечно, государство не оставит ее без пристального внимания. Тем более цифровые платформы уже стали не только частью экономики, но и драйвером качественных преобразований социальной сферы.

Московские диаметры становятся ключевым элементом для ускорения грузоперевозок в столичном регионе. Новая транспортная сеть позволяет сократить время доставки благодаря высокой пропускной способности и оптимальным маршрутам. Для бизнеса это означает снижение затрат на логистику и улучшение сроков выполнения заказов. Узнайте, как Московские диаметры меняют логистику города, на Campus.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Повестка

Логистический год: с чем подошел рынок к концу 2024 года

карточка
Умные решения

Серой лентой вьется: какие автомобильные дороги планируется построить в 2025 году

карточка
Повестка

Выход на новые рынки: для чего российскому бизнесу понадобились хабы на Ближнем Востоке и в Азии

карточка
Повестка

Платформенная экономика: как она будет работать

карточка
Повестка

Комфорт и мобильность: россияне распробовали автодома

карточка
Повестка

Исследование: 20% транспортных компаний не обновляют автопарк из-за финансовых трудностей

карточка
Повестка

Как московские диаметры ускорят доставку

карточка
Умные решения

Большой брат для логистики «ГосЛог»: первые итоги эксперимента

карточка
Перевод

Встречайте стартап Scoobic: электромобили для чистого города и быстрой доставки

карточка
Повестка

Больше и быстрее: пункты пропуска на границе с Китаем

карточка
Инструкции

Как внедрить систему управления автопарком (и что это дает)

карточка
Перевод

Устойчивые доставки: как города и компании могут изменить логистику

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка