Как московские диаметры ускорят доставку

Как московские диаметры ускорят доставку
Как московские диаметры ускорят доставку

Московские диаметры — новый вид городского транспорта, который объединяет форматы метрополитена и пригородных поездов. На сегодня четыре существующих диаметра и строящийся пятый — полностью пассажирские линии. Но всё может измениться с их продлением. Campus узнал, до каких городов Центральной России дотянутся МЦД и как это может повлиять на логистику.

 

На конец 2024 года запущены четыре московских диаметра: МЦД-1 (Одинцово — Лобня) и МЦД-2 (Нахабино — Подольск), МЦД-3 (Зеленоград — Раменское) и МЦД-4 (Апрелевка — Железнодорожный). МЦД-5 находится на проектной стадии.

Несколько фактов об МЦД

Первые линии наземного метро были открыты в 2019 году. Идея состояла в том, что строительство таких линий дешевле, чем подземное метро, при этом такой вид транспорта не менее эффективен. И если метро призвано разгрузить улицы мегаполиса, то МЦД разгружает уже метрополитен. Например, после запуска МЦД-1 из Лобни в Одинцово можно добраться за 80 минут без пересадок, а четыре линии метро стали менее загруженным в среднем на 9%.

Последним из действующих запустили МЦД-4 — в 2023 году. Линия прошла через центр Москвы в широтном направлении, с востока на запад, и связала 7 железнодорожных вокзалов Москвы.

Общая протяженность четырех московских диаметров — более 300 км.

МЦД-5 длиной около 63 км сейчас проектируется. Он соединит Пушкино и Домодедово. В 2017 году предполагалось создание семи диаметров. Часть планов изменилась, например, Пушкино изначально планировали соединить с Подольском.

Все московские диаметры работают с 5:30 утра до 01:00 ночи, как и метро.

💡 Примите участие в опросе! 


Давайте вместе узнаем, как устроена логистика в России в 2024. Все участники получат чек-лист для подготовки к новогоднему пику заказов, а 10 компаний смогут пройти персональную консультацию с экспертом по бережливой логистике Екатериной Журавлевой.


Пройти опрос

По шпалам

В 2023 году стало известно, что московские центральные диаметры будут продлены за пределы Московского региона. Первым проект анонсировал президент России Владимир Путин. Он заявил, будет реализована масштабная программа модернизации Центрального транспортного узла. В рамках этого проекта диаметры будут продлены до Калуги, Тулы и других крупных городов в регионах, окружающих Москву.

Уже в 2024 году вице-премьер РФ Марат Хуснуллин сообщил: правительство, власти Москвы и РЖД прорабатывают проект продления МЦД до 11 регионов Центрального транспортного узла. Сергей Собянин назвал Калужскую, Смоленскую, Тульскую, Ярославскую области и поделился подробностями.

Продление коснется всех четырех действующих диаметров плюс Ярославское и Павелецкое направления Московской железной дороги. Реализация проекта начнется уже в 2025 году. На первом этапе увеличат частоту движения поездов от Москвы до региональных центров и в обратном направлении. Они будут ходить в 3 раза чаще. Планируется модернизировать железнодорожную инфраструктуру, закупить новый подвижной состав в регионах Центрального транспортного узла. Работы займут три-четыре года. И на следующем этапе позволят увеличить частоту поездов в 6 раз по сравнению с сегодняшней.

В 2024 году в Москве завершится строительство Южной рокады — хордовой магистрали протяженностью около 40 км, соединяющей МКАД с ключевыми проспектами и шоссе города. Это сократит время передвижения по столице. Также будут реконструированы развязки на МКАД и построен путепровод через железнодорожные пути МЦД-1. В ТиНАО продолжается создание дублера Калужского шоссе, что улучшит транспортное сообщение в этом районе. Подробнее на Campus.

Cui prodest? (Кому это выгодно?)

Коротко можно ответить, что почти всем. Но есть нюансы. Во-первых, Москве, которая сможет привлекать трудовые ресурсы из соседних регионов, не приглашая работников на постоянное место жительство.

Сейчас минимальное время в пути из Москвы в Смоленск (и обратно) составляет 3 часа 38 минут. Для жителей города добираться до работы/с работы в сумме около более 7 часов не кажется привлекательным. Но с увеличением частоты движения и скорости движения время в пути сократится. А количество желающих работать в Москве, где зарплаты традиционно выше, увеличится. Московские власти уже подсчитали, что это позволит привлечь на работу в столицу 20–30 млн человек.

Во-вторых, соседним с Москвой регионам. Доходы населения будут расти, оживится местный бизнес, вырастут поступления налогов в бюджеты. Но при этом уже сейчас в той же Владимирской области, согласно данным выборочного обследования рабочей силы, численность безработных в возрасте 15 лет и старше составила 12,4 тысячи человек, или на 9,4% меньше, чем год назад. Среднее время поиска работы — 4,8 месяца. При этом общая потребность в работниках, по данным Федеральной службы по труду и занятости, на 1 июля составила 22,2 тысячи человек. Это на 2,1% выше, чем годом ранее. Получается, что даже если все безработные найдут работу в регионе, еще около 10 тысяч вакансий останутся открыты. Так что избытка рабочей силы в регионе нет.

В-третьих, жителям регионов Центральной России, которым соседство с Московской агломерацией позволяет зарабатывать больше. Но при этом они и больше времени тратят на дорогу.

И наконец, среди неочевидных выгодоприобретателей продления московских диаметров окажутся логисты.

Загибаем пальцы

С ростом внутреннего туризма стали популярными поездки выходного дня в соседние города. Как правило, расстояние, которое готовы преодолеть туристы, не более 500 км. Например, между Москвой и Тулой — 182 км по автодорогам. При этом город интересен уникальными достопримечательностями и архитектурными памятниками, к примеру Тульский кремль, Казанская набережная, старинная улица Металлистов, Музейный квартал, Пряничный музей. В Тульской области — Ясная Поляна, усадьба Поленова и множество других объектов. В 2023 году регион посетили 1,7 млн туристов. Не все из них москвичи и не все приезжали в короткие поездки, но все добирались до Тулы по дорогам. Гражданского аэропорта в Туле нет.

Для коротких поездок формат комфортной современной электрички гораздо удобнее: вещей с собой немного, а время в пути серьезно экономится. Если цена на билеты будет адекватной, многие туристы выберут железную дорогу. В результате автомобильные трассы станут свободнее. Этот эффект уже отмечали в Москве. С запуском МЦД-3 и МЦД-4 соседние магистрали разгрузились на 6,9 тысячи и 3,4 тысячи авто в сутки соответственно.

Но и грузы тоже можно будет отправлять по железной дороге. Линии МЦД в Москве для грузоперевозок не используются, нет такой задачи и потребности. Но поезда, идущие на более дальние расстояния, и сегодня перевозят, например, почтовые отправления. В перспективе электрички, которые двигаются по продленным московским диаметрам, можно будет использовать для экспресс-доставки документов. Этот способ будет быстрее, чем по воздуху.

А еще транспортные и логистические компании, работающие в Москве, смогут привлекать сотрудников из регионов. Например, водителей, курьеров, линейный персонал на склады в Московской области.

С 15 мая 2024 года службы доставки в Москве работают по новым правилам. Курьеры обязаны поддерживать опрятный внешний вид, использовать чистый транспорт и носить одежду со светоотражающими элементами. На форме должен быть логотип компании, а у курьера — личный бейдж. Работодатели регистрируют сотрудников в системе «Таксомотор». Подробнее на Campus.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Повестка

Как московские диаметры ускорят доставку

карточка
Умные решения

Большой брат для логистики «ГосЛог»: первые итоги эксперимента

карточка
Перевод

Встречайте стартап Scoobic: электромобили для чистого города и быстрой доставки

карточка
Повестка

Больше и быстрее: пункты пропуска на границе с Китаем

карточка
Инструкции

Как внедрить систему управления автопарком (и что это дает)

карточка
Перевод

Устойчивые доставки: как города и компании могут изменить логистику

карточка
Повестка

Один на двоих: единый автомобиль для Союзного государства

карточка
Повестка

Серый импорт под запретом: как будет работать система отслеживания иностранных товаров в России

карточка
Повестка

Логистика БРИКС: транспортные коридоры, хабы и единая платформа

карточка
Повестка

Все поехали: итоги летнего туристического сезона — 2024

карточка
Колонки

Эксперт Яндекса: 5 ошибок бизнеса при организации собственной доставки последней мили

карточка
Инструкции

Предрейсовый контроль оставят за водителями

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка