Один на двоих: единый автомобиль для Союзного государства

Один на двоих: единый автомобиль для Союзного государства
Один на двоих: единый автомобиль для Союзного государства

Не так давно депутат Госдумы Евгений Москвичев предложил российским и белорусским заводам объединиться и выпустить единую транспортную единицу для Союзного государства. Каким может быть союзный автомобиль — разбирался Campus.

 

Российский рынок

Спрос на легкие коммерческие автомобили растет. В октябре в стране было реализовано более 12,9 тысячи новых LCV-авто. Это данные «Автостата», аналитики которого отмечают, что это на 43% больше, чем год назад. Более того, это лучший ежемесячный результат с 2022 года. Впервые в течение 2024 года за месяц продано более 10 тысяч таких автомобилей.

Самыми популярными остались автомобили Горьковского автомобильного завода: на него пришлось 55% рынка, или 7 181 проданный автомобиль. Остальные четыре позиции в топ-5 заняли отечественные марки и одна китайская. Причем все они следуют со значительным отрывом от лидера.

Всего за 10 месяцев 2024 года в России реализовано почти 88,5 тысячи легких коммерческих автомобилей. Это превышает показатели того же периода 2023 года более чем на четверть.

💡 Примите участие в опросе! 


Давайте вместе узнаем, как устроена логистика в России в 2024. Все участники получат чек-лист для подготовки к новогоднему пику заказов, а 10 компаний смогут пройти персональную консультацию с экспертом по бережливой логистике Екатериной Журавлевой.


Пройти опрос

Белорусский рынок

По данным Белорусской автомобильной ассоциации (Автомобильная ассоциация «БАА»), продажи новых автомобилей через дилерские сети компаний, входящих в эту ассоциацию, наглядно продемонстрировали сохранение тенденции к росту рынка.

Сложность в том, что эксперты считают легковые и легкие коммерческие автомобили вместе. Общие продажи по итогам 2023 года выросли на 47,5%, но это на фоне низкой базы 2022 года. Тогда падение составило 63% к 2021 году.

Всего в 2023 году продали 3 647 LCV-автомобилей. Причем в сегменте LCV Large лидировала «Газель». За год было продано 885 «Газелей NEXT Van», 668 «Газелей NEXT Track» и 256 «Газелей Van». А по итогам 2022 года на автомобили ГАЗ приходилось 53% всех продаж. Более свежих данных получить не удалось. Это связано в том числе с решением Автомобильной ассоциации «БАА» сократить объем публикуемых данных о продажах новых автомобилей членами ассоциации.

Логистика стала лидером цифровизации благодаря активному внедрению технологий, таких как искусственный интеллект, автоматизация процессов и блокчейн. Эти решения помогают оптимизировать цепочки поставок, улучшать управление запасами и ускорять доставку. Инновационные подходы делают отрасль более гибкой, сокращают затраты и повышают качество обслуживания клиентов. Узнайте, какие технологии и стратегии помогают логистике быть на шаг впереди на Campus.

Отечественные авто

Лидерство российской марки в продажах LCV-автомобилей неудивительно. Широкая линейка закрывает практически все потребности рынка, а производитель постоянно расширяет модельный ряд. Но есть надежные, уже проверенные в эксплуатации модели. Например, «Соболь NN» — компактный, маневренный и в то же время вместительный и комфортабельный развозной фургон, идеально подходящий для служб доставки и компаний.

Белорусские авто

На рынке Беларуси ситуация иная. Страна известна своими карьерными самосвалами «БелАЗ». До санкций белорусский завод занимал долю в 30% мирового рынка карьерных самосвалов особо большой грузоподъемности.

Что касается легких коммерческих автомобилей, на белорусском БРЕСТМАШе, входящем в холдинг БЕЛАВТОМАЗ, с 2019 года собирают китайские фургоны JAC Sunray. Это цельнометаллический грузовой фургон МАЗ-365 и пассажирская версия МАЗ-281.

Также в 2020 году Минский автозавод представил модель МАЗ-4381Е0. Это полностью электрический грузовик с полной массой 12,5 тонны и грузоподъемностью до 5,7 тонны для работы в городских условиях.

Каким может быть российско-белорусский гибрид

Основа для разработки совместного автомобиля есть. В 2023 году Россия и Беларусь подписали соглашение о единой промышленной политике. В ее рамках уже реализуется несколько проектов. Например, при производстве 220-тонных БелАЗов теперь используются российские двигатели. Также страны договорились о производстве унифицированных узлов и автокомпонентов для МАЗа и КАМАЗа. Так что инициатива депутата Москвичева не оторвана от реальности.

По словам руководителя направления операционной поддержки транспортной логистики торговой сети «Магнит» Николая Федорова, на рынке будет востребован универсальный автомобиль, способный доставлять грузы по внутригородским маршрутам.

«За основу можно взять конструкцию магнитной сцепки, когда есть “голова”, которая перевозит порядка 18 палет, и прицеп, рассчитанный на столько же палет. При необходимости прицеп можно оставить, что увеличивает маневренность автомобиля и упрощает подъезд к точкам выгрузки внутри города», — поясняет эксперт.

Не менее важны для LCV-автомобиля бортовой компьютер, контролирующий параметры поездки, встроенный навигатор, выстраивающий оптимальные маршруты с учетом быстро меняющейся дорожной ситуации в городе, электронный ассистент, подсказывающий ближайшую заправку при понижении уровня топлива в баке, и мультимедиа, чтобы можно было позвонить клиенту, согласовать точное время доставки и решить другие вопросы. И все эти системы должны работать на голосовом управлении, чтобы водитель мог не отрывать руки от руля.

А если автомобиль будет создаваться специально для курьерской доставки, возможно, в бортовой компьютер можно встроить базовые приложения основных грузоотправителей, например маркетплейсов.

Часть этих функций уже реализована. Например, в Connect, единой платформе для доступа к цифровым услугам, есть система мониторинга и управления автопарком, которая разработана с учетом особенностей владения и эксплуатации коммерческих автомобилей.

Подключение автомобиля к сервису также позволяет повысить безопасность движения, снизить аварийность и количество штрафов, предотвратить порчу груза или его кражу.

Логистика стран БРИКС развивается благодаря созданию транспортных коридоров, логистических хабов и единой цифровой платформы. Эти проекты направлены на улучшение грузоперевозок, упрощение таможенных процедур и ускорение товарооборота между странами. Совместные усилия помогают выстраивать более эффективные маршруты и укреплять экономические связи. Узнайте больше о том, как БРИКС совершенствует логистическую инфраструктуру, на Campus.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Повестка

Как московские диаметры ускорят доставку

карточка
Умные решения

Большой брат для логистики «ГосЛог»: первые итоги эксперимента

карточка
Перевод

Встречайте стартап Scoobic: электромобили для чистого города и быстрой доставки

карточка
Повестка

Больше и быстрее: пункты пропуска на границе с Китаем

карточка
Инструкции

Как внедрить систему управления автопарком (и что это дает)

карточка
Перевод

Устойчивые доставки: как города и компании могут изменить логистику

карточка
Повестка

Один на двоих: единый автомобиль для Союзного государства

карточка
Повестка

Серый импорт под запретом: как будет работать система отслеживания иностранных товаров в России

карточка
Повестка

Логистика БРИКС: транспортные коридоры, хабы и единая платформа

карточка
Повестка

Все поехали: итоги летнего туристического сезона — 2024

карточка
Колонки

Эксперт Яндекса: 5 ошибок бизнеса при организации собственной доставки последней мили

карточка
Инструкции

Предрейсовый контроль оставят за водителями

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка