Новые налоги: что изменится для логистики

Новые налоги: что изменится для логистики
Новые налоги: что изменится для логистики

Налоговая система России корректируется — президент России Владимир Путин в начале июля подписал пакет соответствующих законопроектов. Нововведения вступят в силу не ранее 2025 года, но подготовиться к переменам стоит заранее. Campus узнал, что изменится для транспортных компаний.

 

По действующему законодательству система налогообложения зависит от организационно-правовой формы. Например, есть упрощенная система налогообложения (УСН), которую вправе применять индивидуальные предприниматели (ИП) и общества с ограниченной ответственностью (ООО). При условии, что годовой доход не превышает 268,5 млн рублей, а сотрудников не больше 130 человек.

Те, кто не подпадает под льготные режимы (УСН, единый сельхозналог (ЕСХН), патентную систему (ПСН), налог на профессиональный доход (НПД) и автоматизированную упрощенку (АУСН)), автоматически применяют общую систему налогообложения (ОСНО). Это универсальный режим, на котором работает абсолютное большинство российских компаний независимо от масштабов деятельности, в том числе в секторе логистики.

Налоги на ОСНО

На общей системе налогообложения компании платят:

  • НДС
  • налог на прибыль
  • налог на имущество
  •  транспортный налог
  •  земельный налог
  • взносы на пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Также компания-работодатель выступает налоговым агентом по уплате налога на физических лиц, который взимается с оплаты труда сотрудников.

Что изменится

Налог на прибыль в России платят только юридические лица. Налогооблагаемой базой считается разница между полученными доходами и произведенными расходами. Эту часть изменения законодательства не затрагивают.

Новацией станет только ставка налога. Она увеличится с нынешних 20% до 25%. Из этой суммы 7% (в 2025–2030 годах — 8%) будет зачисляться в федеральный бюджет. Оставшаяся часть — в бюджеты регионов. Сейчас налог на прибыль распределяется в пропорции 3/17 соответственно.

Таким образом, если прибыль компании в 2025 году сохранится на прежнем уровне, то сумма налога вырастет на 5%.

Однако при расчете налога на прибыль можно будет воспользоваться федеральным инвестиционным налоговым вычетом. Если компания приобретает основное средство, которое включено в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, расходы на покупку можно учитывать с коэффициентом 2. Например, компания приобретает новое программное обеспечение для решения отраслевых задач в области транспорта за 100 тысяч рублей. В расходах можно будет учесть 200 тысяч рублей, соответственно уменьшится налогооблагаемая прибыль.

Налог на имущество — это региональный налог. Налоговый кодекс устанавливает только максимальную ставку 2,2%, а регионы могут снижать ставку для всех, вводить льготы и т. д.

В новой редакции Налогового кодекса предусмотрено, что для объектов недвижимости с кадастровой стоимостью, превышающей 300 млн рублей, регионы смогут устанавливать ставку налога на имущество организаций не более 2,5%.

В остальном налоговая реформа 2024 года не затронула налог на имущество, поэтому в 2025 году он будет рассчитываться и уплачиваться без изменений.

НДС сохранился в прежнем виде. Ставки 20%, 10% и 0% установлены для различных товаров и услуг. Например, нулевая ставка действует при экспорте товаров, транспортировке топлива для автотранспорта и морских судов, международных экспедиционно-транспортных услуг и перевозке товаров и материалов, связанных с космической отраслью. Право пользования такой ставкой нужно подтвердить.

Налоги на УСН

Более серьезные изменения коснутся компаний, которые применяют упрощенный режим налогообложения. Напомним, с 1 января 2024 года перейти на УСН могли ИП или компании, если:

  • годовой оборот не превышает 265 млн рублей
  • в компании работают не более 100 человек
  • остаточная стоимость основных средств менее 150 млн рублей.

В 2024 году доходы компаний, которые хотят остаться на УСН, должны составлять 199,35 млн рублей, если применяется ставка 6% от доходов, и 265,8 млн рублей — если 15% «доходы минус расходы».   

Если доходы компании превышают более низкий лимит, ставка вырастет с 6% до 8% и с 15% до 20% соответственно. А если компания зарабатывает больше предельной суммы, право на «упрощенку» утрачивается.

На УСН бизнес не платит НДС, налог на прибыль и налог на имущество организаций — их заменяет единый налог.

Что изменится?

Во-первых, лимиты — и при переходе на УСН и для применения спецрежима.

Так, чтобы перейти на УСН, компании можно будет иметь доход 337,5 млн рублей, число сотрудников может быть до 130 человек, размер остаточной стоимости основных средств вырастет до 200 млн рублей. При этом верхняя планка доходов для компаний на УСН вырастет до 450 млн рублей.

Во-вторых, в спецрежиме остаются только две налоговые ставки: 6% и 15%.

В-третьих (и это главная новация), бизнес, который применяет УСН, станет плательщиком НДС. Освободят от уплаты налога новые организации и ИП, которые сразу перешли на УСН. Вторая категория освобожденных от НДС — это бизнес (компании и ИП), который уже применял УСН, при этом его доходы за предыдущий налоговый период не превысили 60 млн рублей. Освобождение от НДС к бизнесу, который соответствует этим критериям, будет применятся автоматически — подтверждать ничего не нужно.

Для компаний, применяющих УСН, установлены пониженные налоговые ставки НДС 5% и 7%. Первая будет применяться, если за предшествующий налоговый период доходы не превысили 250 млн рублей. Вторая — если доходы составляют от 250 млн рублей до 450 млн рублей. Те компании, которые получили доходы свыше 450 млн рублей, теряют право на пониженную ставку НДС.

Но если компания применяет ставку НДС 5 или 7%, то «входной» НДС к вычету не принимается, суммы налога учитываются в стоимости приобретенных товаров, работ, услуг.

Государство активно продвигает цифровизацию грузоперевозок через платформу «ГосЛог», которая упростит мониторинг и сделает отрасль более прозрачной. Внедрение единого реестра перевозчиков и цифровых документов позволит улучшить контроль за перевозками и снизить аварийность. Законопроект, внесенный в Госдуму, предполагает обязательную регистрацию всех перевозчиков на платформе. Это поможет вывести из тени нелегальных перевозчиков и увеличить налоговые поступления. Если законопроект будет принят, он вступит в силу с 1 марта 2025 года. Подробнее читайте на Campus.

НДФЛ

Каждый работодатель выступает в качестве налогового агента по отношению к своим сотрудникам: рассчитывает и перечисляет в бюджет налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Сейчас действует так называемая «плоская» шкала НДФЛ, когда независимо от суммы доходов установлена единая налоговая ставка 13%.

Например, в трудовом договоре сотрудника прописана сумма оплаты труда 100 тысяч рублей в месяц. Из них 87 тысяч рублей получает работник, а 13 тысяч рублей перечисляется в бюджет.

В обновленной налоговой системе предусмотрена прогрессивная шкала НДФЛ, когда налоговая ставка зависит от суммы доходов:

  • если доход с начала года не превышает 2,4 млн рублей в год — 13%
  • если доход с начала года составляет от 2,4 млн рублей до 5 млн рублей включительно — 312 тысяч рублей плюс 15% с суммы превышения 2,4 млн рублей
  • если доход с начала года составляет от 5 млн рублей до 20 млн рублей включительно — 702 000 рублей + 18% с суммы превышения 5 млн рублей
  • если доход с начала года составляет от 20 млн рублей до 50 млн рублей включительно — 3,402 млн рублей + 20% с суммы превышения 20 млн рублей
  • если доход с начала года составляет более 50 млн рублей — 9,402 млн рублей + 22% с суммы превышения 50 млн рублей.

Например, зарплата водителя – 250 тысяч рублей в месяц. В 2024 году транспортная компания перечислит НДФЛ на общую сумму 390 тысяч рублей (250 тысяч рублей × 12 = 3 млн рублей, 3 млн рублей × 13% = 390 тысяч рублей).

С января по сентябрь 2025 года заработная плата будет облагаться по ставке 13%. В октябре доход с начала года превысит 2,4 млн рублей (250 тысяч рублей х 10 = 2,5 млн рублей). НДФЛ рассчитывается так:

2,4 млн рублей х 13% = 312 тысяч рублей

(2,5 млн рублей – 2,4 млн рублей) х 15% = 15 тысяч рублей

За 9 месяцев года налог по ставке 13% уже уплачен (292,5 тысяч рублей), поэтому останется доплатить разницу 19,5 тысячи рублей (312 тысяч рублей – 292,5 тысячи рублей). И отдельно заплатить 15 тысяч рублей — налог с превышения.

В ноябре и декабре водитель получит еще 500 тысяч рублей. Общая сумма дохода за год составит 3 млн рублей. Сумма превышения — 600 тысяч рублей, налог (15%) — 90 тысяч рублей.

В 2025 году общая сумма НДФЛ составит: 312 тысяч рублей + 15 тысяч рублей + 90 тысяч рублей = 417 тысяч рублей.

Сегмент LTL, или коммерческая доставка сборных грузов, быстро развивается в России, сталкиваясь с проблемами качества. В ответ на это «Общественная потребительская инициатива» создала рейтинг компаний, занимающихся такими перевозками, оценивая их по критериям качества работы и юридическим аспектам. Рейтинг помогает заказчикам выбрать надежных перевозчиков, а государству — увеличить налоговые поступления и улучшить регулирование отрасли. Успех в рейтинге зависит от финансовой стабильности, правового статуса и репутации компаний. Подробнее читайте на Campus.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок»

Читайте также

Перевод

Bayer обновляет глобальную логистику: полный перевод отчета

карточка
Перевод

20 прорывных стартапов в логистике: чего ожидать в 2025 году

карточка
Повестка

Сам себе водитель: самозанятые водители могут попасть под запрет

карточка
Повестка

Куда едут беспилотные грузовики: будущее уже наступило или еще нет

карточка
Повестка

Первая — макроэкономика. 5 причин: что помогает и мешает развитию внутреннего туризма

карточка
Инструкции

Фейковый пик: как отремонтировать автомобиль и не пожалеть

карточка
Умные решения

Гаджеты для склада: экзоскелет вместо грузчика, робот-инвентаризатор и другие

карточка
Повестка

Экологичный отпуск: почему россияне всё чаще выбирают для путешествий электромобили

карточка
Повестка

Дорога под наблюдением: как в России работает проект по дистанционному контролю за транспортом

карточка
Инструкции

Водитель-иностранец: как оформить его на работу в транспортной компании

карточка
Перевод

Платформы для электромобилей, рост новых рынков и другие топ-тренды развития автомобильной индустрии

карточка
Кейсы

Смена курса: как Amazon стал лидером рынка за счет внедрения инноваций в логистике

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка