Платформа «ГосЛог»: уход от серых схем и бумажных документов

Платформа «ГосЛог»: уход от серых схем и бумажных документов
Платформа «ГосЛог»: уход от серых схем и бумажных документов

Повышение прозрачности и цифровизация отрасли грузовых перевозок — тренды последних нескольких лет. Активно способствует этим процессам государство, которое заинтересовано в том, чтобы вывести логистику из серой зоны в правовое поле и повысить тем самым доходы бюджета. В этом заинтересованы и крупные игроки рынка, которым трудно конкурировать с компаниями, уходящими от налогов. В чем суть национальной цифровой транспортно-логистической платформы «ГосЛог», когда ее планируется запустить и для каких компаний она будет обязательна — узнал Campus.

 

В апреле 2024 года в Госдуму был внесен законопроект «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Инициатор проекта — глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев.

Законопроект предполагает создание национальной цифровой транспортно-логистической платформы РФ «ГосЛог». В проекте закона эта платформа определяется как цифровая система, которая включает единую программно-аппаратную среду, цифровые продукты, информацию, государственные информационные системы, функционирующие в сфере транспорта, а также все нормативные правовые, организационные, методологические правила и процедуры, обеспечивающие деятельность участников отношений, возникающих в связи с перевозками.

Иными словами, возникает единая система, которая будет содержать информацию обо всех грузовых перевозках в стране, в том числе о транспортных компаниях, грузах, а также нормативную базу.

В 2023 году на автомобильный транспорт пришлось 73,6% объема перевозки грузов — 6,2 млрд тонн.

ГК «СТТ» в сотрудничестве с технологической группой «Рексофт» разработала «Платформу накопления и хранения больших данных». Этот программно-аппаратный комплекс предназначен для эффективного управления данными об эксплуатации автопарка. Особенности системы включают возможность интеграции новых аналитических инструментов и обработку информации из различных источников компании. Результаты проекта улучшают качество услуг, повышают безопасность и способствуют развитию новых продуктов, основанных на интеллектуальном анализе данных.

Подробнее о реестре перевозчиков

Одним из элементов системы станет единый реестр перевозчиков грузов. Осуществлять грузовые перевозки смогут только юридические лица, индивидуальные предприниматели и самозанятые, включенные в этот реестр. Исключение сведений о компании или ИП из реестра означает прекращение права на осуществление перевозок грузов.

Для регистрации в реестре перевозчик должен будет передать следующие сведения:

  • наименование юрлица на русском языке, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, адрес и место нахождения, ИНН, телефонный номер и адрес электронной почты и сайта

или

  • ФИО индивидуального предпринимателя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации, ИНН, телефонный номер и адрес электронной почты и сайта
  • ФИО специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, номер документа, подтверждающего его профессиональную компетентность
  • сведения о ТС, которые принадлежат юрлицу или ИП по праву собственности или другом основании и используются в перевозках:

    • марка, модель ТС, госномер транспортного средства, технически допустимая максимальная масса ТС (в тоннах)
    • дата заключения и окончания срока действия, номер договора, подтверждающего право владения и пользования транспортным средством
    • номер полиса страхования (ОСАГО).

Также перевозчик может передать в реестр сведения о перевозимых грузах, их массе и размерах, территориях, в пределах которых преимущественно осуществляются перевозки, а также максимальной страховой сумме, в пределах которой страховщик перевозчика при наступлении любого страхового случая, связанного с перевозкой груза, обязуется возместить причиненный грузу вред.

После регистрации в реестре перевозчику будет присвоен регистрационный номер.

Хорошая новость для владельцев легких коммерческих автомобилей: регистрироваться в реестре нужно, только если перевозки осуществляются на грузовых автомобилях с максимальной массой свыше 3,5 тонны, то есть категорий N2 и N3.

Уведомлять о начале деятельности в отношении транспортных средств, имеющих более 2,5 тонны и не более 3,5 тонны (категория N1), можно будет в том же порядке, что и сейчас.

Также авторы законопроекта считают, что не нужно регистрировать в реестре ТС, которые используются в перевозках для собственных нужд, в международных автомобильных перевозках, без выезда на автомобильные дороги общего пользования. Кроме того, не регистрируются перевозки Минобороны и других силовых ведомств.

Важно: законопроект предполагает, что реестр будет использоваться не только для контроля со стороны государства, но и станет единой базой для выбора перевозчика грузоотправителями. Можно будет подобрать компанию, которая работает в том или ином регионе, имеет в автопарке соответствующие ТС, компетенции в перевозке определенных видов грузов и т. д.

Зарегистрируют в реестре не всех, в законопроекте содержится целый перечень требований к участникам. Могут из реестра и исключить, но через суд. Перечень оснований для отказа в регистрации и исключения из реестра также приведен в проекте закона.

Планы по упорядочиванию придорожного сервиса в России призваны стимулировать развитие дорожной инфраструктуры и повысить ее доступность для инвесторов. Минтранс предлагает упростить процедуры для размещения объектов дорожного сервиса (ОДС), таких как АЗС, кафе, и гостиницы, на автодорогах. Основная цель – создать унифицированный подход к развитию сервисных объектов вдоль трасс, что способствует более эффективному использованию дорожного пространства и повышает комфорт путешествий. Подробнее — на Campus.

Все в плюсе

В пояснительной записке к законопроекту авторы расшифровывают плюсы от его принятия.

Во-первых, это снижение аварийности. В 2023 году по вине водителей грузовых ТС в России произошло почти 9,9 тысячи ДТП, в которых погибли почти 1,6 тысячи человек. По статистике, это в 9 раз больше, чем число погибших по вине водителей автобусов. И это при том, что президент России Владимир Путин поставил задачу к 2024 году снизить смертность от ДТП в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом.

Авторы законопроекта считают, что причина роста количества ДТП с грузовиками — отсутствие должного контроля за грузовыми перевозками в связи с отменой лицензирования этой деятельности. Напомним, в 2008 году был принят федеральный закон, в котором содержалось требование об уведомлении о начале осуществления перевозочной деятельности вместо получения лицензии.

Во-вторых, по данным Ространснадзора, на 2 апреля 2024 года о перевозочной деятельности уведомили только 46,1 тысячи владельцев автомобилей. Всего же в органах МВД России зарегистрированы 6,79 млн грузовых автомобилей.

По экспертным оценкам, их собственники — 250–300 тысяч юридических и физических лиц, причем более 56% грузовых ТС зарегистрированы на физических лиц. О своей деятельности государство уведомили только 20% собственников. 80% перевозчиков остаются в лучшем случае в серой зоне, которую государство «не видит». При этом они осуществляют порядка 60% всех грузовых перевозок в стране.

С наличием проблемы согласны и участники отрасли.

«К началу 2024 года на российском рынке автомобильных грузоперевозок сохранилась большая доля серых операторов, которые занижают финансовые показатели для ухода от налогов, то есть демпингуют», — подчеркивает руководитель Ассоциации автомобильных перевозчиков и экспедиторов, совладелец и заместитель директора ПЭК Вадим Филатов.

В результате добросовестные перевозчики находятся в неравных конкурентных условиях с нелегальными перевозчиками.

В-третьих, от серых и черных перевозчиков страдают не только те, кто платит налоги, но и бюджеты. Авторы законопроекта в пояснительной записке приводят экспертную оценку: в случае легализации грузовых перевозок налоги с доходов от перевозки грузов могут составить порядка 450 млрд рублей ежегодно.

И наконец, бонус. Использование «ГосЛога» позволит отказаться от бумажного документооборота в логистике.

Планируется, что закон вступит в силу с 1 марта 2025 года. Конечно, если будет принят Госдумой, одобрен Советом Федерации и подписан президентом. Пока законопроект находится только в начале этого пути и, скорее всего, подвергнется серьезным коррективам, в том числе со стороны бизнеса. Так, большинство опрошенных Campus достаточно скептически отнеслись к необходимости передавать информацию о своей деятельности. Но если закон будет принят, выбора у них не останется.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок»

Читайте также

Перевод

Платформы для электромобилей, рост новых рынков и другие топ-тренды развития автомобильной индустрии

карточка
Кейсы

Смена курса: как Amazon стал лидером рынка за счет внедрения инноваций в логистике

карточка
Повестка

Склад и шоурум в одном месте: что такое light industrial и почему он становится всё популярнее у бизнеса

карточка
Повестка

По своим маршрутам: в России запустят единую навигационную сеть для автотуристов

Как это поможет бизнесу

карточка
Повестка

Новые налоги: что изменится для логистики

карточка
Инструкции

Складская арифметика: как выгодно арендовать склад

карточка
Умные решения

Даркстор как логистическое плечо: как это работает

карточка
Инструкции

5 способов оптимизировать топливные расходы

карточка
Повестка

5 основных трендов в логистике в середине 2024 года

карточка
Умные решения

Самая-самая: популярная модель ГАЗ

карточка
Перевод

6 шагов к доверию: как бизнесу укрепить связь с клиентами

карточка
Перевод

Основные тенденции в сфере клиентского опыта в 2024 году: как удержать покупателя?

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка