Как службам доставки организовать работу в Москве по новым правилам

Как службам доставки организовать работу в Москве по новым правилам
Как службам доставки организовать работу в Москве по новым правилам

В Москве утвержден стандарт работы курьеров. В документе прописаны требования к проверке личности, внешнего вида, сумки курьера, транспортного средства. Но не только. Компаниям-работодателям придется обучить и зарегистрировать курьеров в автоматизированной информационной системе правительства Москвы «Таксомотор». Рассказываем, какие именно требования содержатся в стандарте, когда вступают в силу и что нужно сделать службе доставки, чтобы ее деятельность соответствовала новым правилам.

Стандарт работы курьеров содержится в приказе от 11 апреля 2024 года № 61-02-196/24 «О выполнении поручений по пунктам 12.1–13.1.4 протокола заседания Антитеррористической комиссии города Москвы от 26 декабря 2023 года № 4-13-3367/23».

В документе прописаны требования к курьерам и их внешнему виду, к транспорту, на котором они передвигаются, а также обязательное обучение курьеров и их регистрация в информационной госсистеме Москвы.

Требований достаточно много, поэтому их введение разделили на три части, чтобы бизнесу было легче адаптироваться. Организуем работу по новым правилам.

Шаг 1. Переодеваем курьеров

С 15 мая 2024 года вступили в силу требования к внешнему виду курьера. Вид у сотрудника службы доставки должен быть опрятным, то есть его одежда, сумка и транспортное средство должны быть чистыми и без видимых повреждений. В темное время суток на одежде курьера должны быть светоотражающие элементы (с 1 октября 2024 года). За это отвечает работодатель.

Важно: курьер необязательно должен быть одет в униформу. Но на его одежде должны быть элементы, например наклейка с логотипом компании или брендовые цвета, по которым можно узнать службу доставки. Также у курьера должен быть личный бейдж.

В стандарте подчеркивается, что внешний вид курьера, включая элементы одежды и снаряжения не должен мешать распознаванию городскими камерами фото- и видеофиксации идентификационных номеров на велосипедах, средствах индивидуальной мобильности и сумках курьеров.

Новый выпуск подкаста "Едем дальше" уже в эфире! Узнайте, почему водительское удостоверение — это только начало пути к профессионализму в доставке. Директор филиала Москвы и Московской области компании Pony Express Евгений Королев делится опытом внутреннего обучения водителей и рассказывает о значении комплексного подхода в подготовке курьеров.

Слушайте наш подкаст, делитесь впечатлениями и подписывайтесь на всех платформах!

Шаг 2. Заключаем соглашение с ЦОДД

Между службой доставкой и ЦОДД заключается соглашение, где прописывается использование АИС «Таксомотор» и государственной информационной системы «Единая региональная навигационно-информационная система города Москвы» (ГИС ЕРНИС). А также процесс информационного взаимодействия с госструктурой, включая порядок передачи данных о дарксторах (магазинах-складах), диапазонов идентификационных номеров курьеров и то, каким образом курьеры получат доступ к информационным системам для дистанционного обучения правилам безопасного вождения.

Сроки, в которые должны быть заключены соглашения, в стандарте не указаны. Но судя по тому, что идентификационные номера на сумках курьеров должны появиться с 1 октября 2024 года, заключать соглашения нужно уже сейчас. Хотя АИС «Таксомотор» еще нужно доработать, что поручено ЦОДД.

С развитием маркетплейсов пункты выдачи заказов (ПВЗ) стали важной частью городской инфраструктуры. Сегодня они не только предоставляют помещения для получения и возврата товаров, но и активно развиваются, улучшают оформление и предоставляемые услуги. ПВЗ обзаводятся примерочными, возможностями мгновенной оплаты и становятся доступными для возвратов, что делает их незаменимым элементом современной логистики. Читайте подробнее на Campus.

Шаг 3. Отправляем властям данные курьеров

Службы доставки должны передать в АИС «Таксомотор» данные о каждом работающем в компании курьере. В том числе ФИО, паспортные данные, ИНН, СНИЛС, место регистрации и проживания, номер мобильного телефона, справки о наличии или отсутствии судимости, статуса самозанятого, данные патента, вида на жительство и разрешения на временное проживание, если курьер — гражданин другого государства. Также для курьера на автомобиле потребуются данные водительского удостоверения. Эта информация будет использована для формирования идентификационного номера курьера.

Кроме того, властям передается фото курьера, соответствующая требованиям информационной системы.

Шаг 4. Организуем обучение курьеров

Все работающие в Москве курьеры должны будут пройти обязательный обучающий курс на знание правил безопасного вождения на базе Корпоративного университета московского транспорта.

Шаг 5. Получаем идентификационный номер на каждого курьера

Каждому курьеру будет присвоен идентификационный номер. Диапазоны номеров можно получить, направив соответствующий запрос в ЦОДД. Затем в рамках диапазона служба доставки формирует уникальные идентификационные номера, которые и нужно будет нанести на сумки курьеров.

Важно: для распечатки номера используется файл в формате .ai, размещенный на Едином транспортном портале города Москвы. Необходимо соблюдать утвержденные размеры.

Шаг 6. Размещаем идентификационный номер на сумке

Тому, как правильно разместить идентификационный номер на сумке курьера, посвящен целый раздел стандарта. Благо, чтобы разобраться, время есть: эта часть требований становится обязательной с 1 октября 2024 года. Обратите внимание: обеспечить выполнение этих требований должна служба доставки, а не курьер.

Итак, идентификационный номер располагается в четырех местах в верхней части сумки курьера. На крышке или верхней части, на закрывающем клапане, — в горизонтальном положении, на обеих боковых сторонах — у верхнего края.

Номер должен быть нанесен без искажений и деформаций — на белом поле в черной рамке с закругленными углами. Ширина рамки — не менее 2,5 см. При этом белое поле должно быть светоотражающим, а цифры и буквы — нет. В таком формате номер лучше распознается камерами.

Цвет сумки может быть любым, логотип и другая символика службы доставки размещается на любой поверхности сумки, кроме крышки.

Важно: установлены специальные требования к верхней части сумки курьера и размещению на ней светоотражающих элементов. Так, для крышки используется плотная износостойкая ткань с матовым светоотражающим покрытием, обладающим водоотталкивающими свойствами. Цветовой тон крышки должен соответствовать цветовому коду RGB: 203-207-208. На ней должно быть выделено место для логотипа компании. На левой стороне клапана крышки размещают опознавательный знак «Московский прокат» обязательного черного цвета (цветовой код RGB: 0-0-0).

Шаг 7. Информируем власти о финальном дизайне сумки курьера

После того как сумка курьера получает свой окончательный внешний вид, то есть на ней размещены все обязательные элементы, выбран цвет и т .д., информацию об этом нужно направить в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.

Шаг 8. Направляем информацию в ГИС ЕРНИС

В государственную информационную систему «Единая региональная навигационно-информационная система города Москвы» (ГИС ЕРНИС) нужно направить идентификационный номер курьера, телематические данные, например ID устройства, координаты точек, скорость движения транспортного средства или пешего курьера, тип передвижения (пеший с использованием СИМ/велосипеда или автомобиля).

Также передается номер транспортного средства, номер сумки, статус курьера «свободен/занят» и номер заказа.

Шаг 9. Готовим велосипеды, СИМы и парковки

С 1 мая 2025 года вступят в силу требования к транспортному средству курьера. Если коротко: у СИМа или велосипеда должны быть передний и задний тормоза, звуковой сигнал, задний фонарь и боковые световозвращатели.

Важно: фары и фонари должны быть включены в течение всего рабочего дня.

Максимальная скорость транспортного средства на электродвигателе не должна превышать 25 км/ч, а в зонах с ограничением скорости (например, на территории жилых комплексов) снижаться до 5–15 км/ч, причем автоматически.

Кроме того, службы доставки должны организовать парковки для велосипедов и других транспортных средств, на которых передвигаются курьеры. Условие: припаркованные ТС не должны мешать пешеходам. Но сроки, в которые должны появиться организованные парковки для курьеров, в документе не прописаны.

Дальнейшие шаги

В рамках заключенных с ЦОДД соглашений бизнес будет обязан передавать властям информацию о дарксторах, которые компании как используют, так и планируют к использованию. Затем эти данные будут переданы в Единое хранилище данных (ЕХД) и размещены на карте в «Цифровом двойнике Москвы».

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок»

Читайте также

Инструкции

Выгодное хранение: на что стоит обращать внимание при выборе склада в странах СНГ

карточка
Перевод

Bayer обновляет глобальную логистику: полный перевод отчета

карточка
Перевод

20 прорывных стартапов в логистике: чего ожидать в 2025 году

карточка
Повестка

Сам себе водитель: самозанятые водители могут попасть под запрет

карточка
Повестка

Куда едут беспилотные грузовики: будущее уже наступило или еще нет

карточка
Повестка

Первая — макроэкономика. 5 причин: что помогает и мешает развитию внутреннего туризма

карточка
Инструкции

Фейковый пик: как отремонтировать автомобиль и не пожалеть

карточка
Умные решения

Гаджеты для склада: экзоскелет вместо грузчика, робот-инвентаризатор и другие

карточка
Повестка

Экологичный отпуск: почему россияне всё чаще выбирают для путешествий электромобили

карточка
Повестка

Дорога под наблюдением: как в России работает проект по дистанционному контролю за транспортом

карточка
Инструкции

Водитель-иностранец: как оформить его на работу в транспортной компании

карточка
Перевод

Платформы для электромобилей, рост новых рынков и другие топ-тренды развития автомобильной индустрии

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка