Высокие зарплаты, дополнительный отпуск и роботы вместо водителей: как транспортная отрасль справляется с кадровым голодом
04.07.2024 112 просмотров
Министерство труда и социального развития РФ предлагает с 2025 года ограничить число трудовых мигрантов в логистической отрасли до 24% в среднем по стране. Вместе с тем в некоторых регионах нанимать иностранцев в качестве перевозчиков запрещено. При этом спрос на водителей в России постоянно растет, а число соискателей, наоборот, падает, отмечают участники рынка. Такое положение дел вынуждает транспортные компании искать новые пути, чтобы решить вопрос нехватки персонала.
Минфин России выступил с предложением изменить квоты для трудовых мигрантов со следующего года. Ограничения коснулись большинства секторов экономики, включая логистическую отрасль. Так, ведомство предлагает установить предельный потолок для иностранных сотрудников в грузоперевозках до 24% от общей численности штата предприятия.
При этом в 11 регионах со следующего года данный показатель может быть еще ниже. Например, предельный уровень мигрантов, которых предприниматели могут нанять для перевозок в Красноярском крае, составит 20%. Вместе с тем транспортировка опасных грузов в Калужской области иностранными водителями запрещена. На Кубани нанимать зарубежных сотрудников для доставки всех видов товаров компании также не могут, говорится в законопроекте Минтруда.
Бизнес должен урегулировать численность мигрантов в соответствии с ограничениями до 1 января 2025 года. Если предприниматели не выполнят данное предписание, то организации может быть выписан штраф в размере от 800 тысяч до 1 млн рублей или компанию могут закрыть на срок от 14 до 90 суток.
Впрочем, в ряде регионов власти уже в 2024 году ввели запрет на использование иностранной рабочей силы в сфере грузоперевозок. Ограничения действуют в Тюменской, Тверской, Амурской областях, Якутии, Республике Алтай, а на Сахалине мигранты не могут заниматься курьерской деятельностью. Местные власти в ручном режиме регулируют поток мигрантов для перераспределения ресурсов, а также для повышения безопасности.
По данным МВД, за прошедший год количество преступлений, совершенных мигрантами в России, увеличилось на 73%, до почти 22 тысяч. Именно правоохранительные органы поручили региональным властям проанализировать ситуацию в их субъекте и предпринять меры. С другой стороны, российские сектора экономики, включая логистическую сферу, нуждаются в постоянном притоке рабочей силы, отметил в разговоре с Campus руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. По его словам, причины кадрового голода кроются в рекордно низком уровне безработице. В мае 2024 года показатель достиг исторически минимального уровня — 2,6%, свидетельствуют данные Росстата.
«Это действительно рекордно низкое значение. Это значит, что большинство людей уже имеют работу, а спрос на рабочую силу превышает предложение. К тому же у многих людей, особенно молодых, увеличились возможности переезда в другие страны с более высоким уровнем жизни и возможностями для карьерного роста. При этом в России наблюдается уменьшение численности населения, и специалистов с нужными компетенциями не хватает, в том числе в транспортной сфере», — подчеркнул эксперт.
Логистические компании активно внедряют цифровые технологии, чтобы решить проблему нехватки кадров. Инвестиции в роботизацию и искусственный интеллект (ИИ) снижают зависимость от человеческого труда, особенно на складах и в доставке. Например, компании внедряют роботов для комплектации заказов и ИИ для оптимизации маршрутов доставки, что повышает эффективность и сокращает издержки. Такие решения позволяют бизнесу компенсировать дефицит рабочей силы и улучшать производительность, обеспечивая быструю и надежную доставку товаров клиентам. Узнайте больше о трендах на Campus.
В первые четыре месяца 2024 года российские логистические компании разместили более 400 тысяч вакансий на различных площадках по поиску персонала. По сравнению с аналогичным периодом 2023 года, показатель прибавил 61%, говорится в совместном исследовании Loginet и HeadHunter. Одновременно число соискателей, которые претендуют на работу в транспортной сфере, заметно сократилось. В итоге выбор у работодателей сократился, а конкуренция за позицию снизилась. Например, в еще начале 2023 года одна компания могла выбирать из 4–5 кандидатов на должность, а теперь конкурс на место составляет в среднем 3 человека. При этом работодатели вынуждены предлагать более высокий оклад, чтобы привлечь квалифицированные кадры в свой штат.
«Так, в начале этого года в целом по РФ она (зарплата. — Прим. редакции Campus) достигла 92,3 тысячи рублей, что на 31 тысячу больше, чем в начале 2023 года. Доход в вакансиях, связанных с транспортной сферой Петербурга, тоже вырос на год с 64 тысяч до 80 тысяч рублей в месяц. Одни из самых высоких зарплат в транспортной сфере предлагают работодатели из Чечни, Магадана и Кабардино-Балкарии», — отмечается в исследовании HeadHunter.
Пустая кабина
Впрочем, повышение зарплат пока не может нивелировать нехватку водителей грузовиков. Как подсчитали в Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов, дефицит персонала с категорией прав СЕ по итогам прошлого года составил 25%. Такое положение дел привело к росту издержек транспортных компаний, поскольку из-за кадрового голода 18% автопарка перевозчиков не выходило в рейсы.
Помимо повышения жалования, работодатели стараются удержать текущих сотрудников и привлечь новых соискателей за счет расширения социального пакета и системы дополнительной мотивации. Речь в первую очередь идет о дополнительных днях отпуска, денежных компенсациях за переработки, об оплате обучения и повышении квалификации, говорит Деев.
«Но проблему кадрового голода будет сложно решить без поддержки государства. Правительству необходимо принимать меры по стимулированию рождаемости, развитию образования и профессиональной подготовки. Кроме того, властям стоит выработать ряд мер по созданию более благоприятных условий для бизнеса», — добавил аналитик.
Сегодня логистические компании уже имеют право на ряд льгот. В их числе — предоставление кредитования под 7–9% годовых при рыночной ставке свыше 16% годовых. Помимо этого, для перевозчиков доступен субсидированный лизинг на электрические легковые и среднетоннажные грузовики российского производства. Сегодня при оформлении лизинга на такие машины можно получить скидку в размере 925 тысяч рублей, однако власти прорабатывают возможность увеличения дисконта до 2 млн рублей.
Вместе с тем правительство старается стимулировать развитие беспилотного транспорта в стране. Министерство транспорта РФ выступает за запуск движения грузовых автомобилей без водителя по дорогам уже с 1 сентября 2025 года. С 2018 года тестирование автономных грузовиков проводит ряд отечественных автомобильных концернов в кооперации с крупными российскими компаниями. Так, в прошлом году «Газпром нефть» начала эксплуатацию беспилотной грузовой системы на базе электромобиля Газель NEXT на территории Южно-Приобского месторождения в Ханты-Мансийском автономном округе. Автомобиль обладает крейсерской скоростью до 40 км/ч длительностью хода до 100 км и передвигается в автономном режиме по заранее оцифрованным маршрутам. Для запуска машины оператору достаточно создать заявку на перемещение груза и выбрать место разгрузки.
Подобные машины позволяют перевозчикам не только смягчить проблему кадрового голода, но и сократить издержки на содержание штата водителей, отмечают эксперты. Во-первых, автономные грузовики могут работать круглосуточно, им не нужно оплачивать отдых в гостинице и отправлять в отпуск. Во-вторых, как показывают тестовые запуски, уровень аварийности с участием автономного транспорта заметно ниже, чем с водителями за рулем. По предварительным оценкам Минтранса РФ, По внедрение автономных грузовиков только на трассе М-11 позволит к 2030 году на 25% увеличить скорость перевозки и более чем на 10% сократить себестоимость доставки товаров до потребителей.
Рост объемов грузоперевозок и складской логистики увеличил потребность в персонале, особенно в водителях, курьерах, складских работниках и управленцах. Дефицит сотрудников в некоторых секторах достигает 40%. В ответ компании внедряют цифровые решения и программы обучения, привлекают работников из ближнего зарубежья и предлагают конкурентные зарплаты. Узнайте больше о том, как российская логистика справляется с этими вызовами, на Campus.
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок»