Первая — макроэкономика. 5 причин: что помогает и мешает развитию внутреннего туризма
16.09.2024 46 просмотров
В последние годы внутренний туризм в России быстро растет — на него работают сразу несколько факторов. Но есть и те, что сдерживают рост турпотока в российских регионах. Campus разобрался, что помогает и мешает туристам, путешествующим по России.
По итогам 2023 года внутренний туристический поток в России поставил рекорд: путешествия по стране совершили более 75 млн человек. Годом ранее показатель составил 68,5 млн человек, а в 2021 году «догнал» доковидный 2019 год — 62 млн человек. Это в 2 раза больше, чем в 2013 году, а до 2013-го рынок внутреннего туризма в нашей стране рос на 2–3% в год.
Что стимулирует внутренний туризм?
Безусловно, у такого сложного явления, как рост турпотока, много стимулирующих факторов.
1. Глобальная политика и макроэкономика
В 2013 году из-за снижения курса рубля к доллару и евро, в которых рассчитывается стоимость туров во многие страны, стоимость зарубежных поездок резко выросла. В ответ также резко вырос турпоток внутри России— почти на 20%. Позже заграничные путешествия встретили такие затруднения, как санкции, отмена прямых рейсов, сложности с расчетами с помощью российских карт и т. д. Люди, которые могут позволить себе путешествовать, делают это внутри России.
Но привычка путешествовать в отпуске у россиян формировалась с 1990-х годов, и когда поездки в другие страны стали бить по карману, соотечественники обратили внимание на собственную страну с ее огромными пространствами, многообразием климатических зон и огромным культурным наследием. Выяснилось, что каждому региону есть что показать — от природных и архитектурных достопримечательностей до богатой национальной кухни.
2. Крупные события
Безусловно, одним из факторов. который придал импульс внутреннему туризму, стали крупные спортивные события — Олимпиада в 2014 году и чемпионат мира по футболу в 2018 году. В недавнем интервью бывший губернатор Краснодарского края Александр Ткачев заявил, что весь внутренний туризм в России вырос из Олимпиады в Сочи. Действительно, по данным администрации города, за 10 лет после Олимпиады в Сочи побывали 64 млн туристов, и это без учета текущего года. Но если в 2014 году турпоток в город составил 5,6 млн человек, то в 2023 году — 7,6 млн, что на 40% больше.
Во многом росту турпотока в город способствовало развитие инфраструктуры. К Олимпиаде в Сочи построили не только 11 объектов для проведения соревнований, но и практически полностью поменяли дорожную инфраструктуру, решили проблемы с энергоснабжением. Кроме того, значительно вырос гостиничный фонд. Так, по данным администрации Сочи, с 2007 по 2014 год номерной фонд города увеличился в 1,7 раза: с 53,6 тысячи мест до 94,7 тысячи. Это позволило принять спортсменов и гостей Олимпиады.
Получив толчок к развитию, Сочи не остановился и после Олимпиады. Сегодня город уверенно становится центром событийного туризма, и олимпийское наследие – только часть активно использующихся объектов. Продолжает расти и номерной фонд города. В администрации подсчитали, что с 2014 года, когда здесь прошла Олимпиада, по 2024 год номерной фонд увеличился более чем в 2 раза — до 200 тысяч мест.
Чемпионат мира по футболу в 2018 году способствовал развитию туризма сразу в 11 российских городах. Всего игры посетили 6,8 млн человек, из них половина — российские болельщики. К мундиалю были построены или обновлены 11 стадионов, практически полностью заменена дорожная инфраструктура, появились сертифицированные гостиницы. Так, по данным аналитиков JLL, из 2,8 тысячи брендированных номеров, введенных в первой половине 2018 года, около 90% появились в городах, принимающих чемпионат мира. А в действующих гостиницах проведена реновация номерного фонда.
В 2024 году увеличение числа путешественников связано с новыми маршрутами, улучшением инфраструктуры и активной рекламой туристических направлений. В статье рассматриваются ключевые тренды, которые помогают развивать индустрию и повышать интерес к различным регионам страны. Узнайте больше о том, какие факторы способствуют росту туризма, на Campus.
3. Поддержка государства
Стремительный рост внутреннего туризма активно стимулируется государством. Федеральная целевая программа по развитию внутреннего и въездного туризма была принята еще в 2011 году, эстафету приняли нацпроект национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» и госпрограмма «Развитие туризма» до 2030 года. В рамках этих, а также региональных программ туристическая отрасль получает значительное бюджетное финансирование.
Например, в 2023 году было принято решение о предоставлении субсидий регионам для развития туристической инфраструктуры. В том числе на строительство кемпингов и автокемпингов направили 700 млн рублей, а на господдержку развития инфраструктуры туризма — 1,55 млрд рублей. Субсидии получили 75 регионов.
Еще 6 млрд рублей федеральное правительство направило на поддержку региональных программ по проектированию туристского кода центра города. Средства были распределены по 24 регионам — от Калининградской области до Приморского края.
Но строительство гостиниц и туристических объектов — это не всё. В России, как известно, всегда была проблема с дорогами. А именно по дорогам перемещается значительная часть внутренних туристов. Особенно в теплый сезон автомобильный туризм занимает всё большую долю в путешествиях по стране. Например, из 78 млн поездок, которые россияне совершили в 2023 году, треть (26 млн) приходится на автотуризм. А за последние 5 лет на автомобилях совершили путешествия 40% россиян.
И государство вкладывает средства в развитие дорожной инфраструктуры. Только в 2023 году в стране было построено более 31 тысячи км дорог и уложено более 243 млн м² асфальтобетона. Кроме того, утверждена «Концепция развития автотуризма», которая предполагает развитие не только дорожной сети, но и придорожного сервиса, общепита, зоны отдыха, гостиниц, видовых площадок, музеев, национальных парков и т. д.
Что мешает внутреннему туризму?
По прогнозам, к 2030 году ожидается увеличение числа туристов в 2 раза. Но на пути турпотока встречаются подводные камни, и особо стоит отметить два негативных фактора.
4. Недостаточная инфраструктура
Несмотря на значительные средства. которые инвестируются в развитие дорожной сети и инфраструктуры гостеприимства, далеко не все дороги приведены в нормативное состояние, особенно региональные и местные. Автотуристы, которые хотят посетить не только центральные части городов, но и достопримечательности, расположенные в отдалении от крупных населенных пунктов, сталкиваются с их транспортной недоступностью, тем более зимой.
Проще говоря, не везде можно проехать на автомобиле. Или на туристическом автобусе, которых, кстати, не хватает. Сейчас в год необходимо не менее 3 тысяч новых автобусов, но программа развития производства отечественных туристических автобусов только разрабатывается. Впрочем, несколько российских производителей уже работают над расширением модельного ряда.
Например, ГК «СТТ» — лидер рынка отечественных автобусов, занимает долю 79%. Компания реализует автобусы малого, среднего и большого классов вместимостью от 6 до 184 человек, а также инновационные электробусы.
Кроме того, не все дороги покрыты устойчивой связью и интернетом. Поэтому в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» планируется привести в нормативное состояние дороги с учетом популярных турмаршрутов.
В 2024 году туризм развивается с акцентом на 8 ключевых трендов, включая экотуризм, цифровые путешествия и увеличение популярности локальных направлений. Эти сценарии помогают туристам открывать новые места и форматы отдыха, соответствующие современным ожиданиям по комфорту и доступности. В статье обсуждаются инновационные подходы к организации путешествий, что позволяет адаптироваться к меняющимся запросам рынка. Узнайте больше о туристических трендах на Campus.
5. Рост цен на проживание в гостиницах
Кроме того, цены на проживание в гостиницах и отелях растут. За год средняя стоимость увеличилась на 15–20%. В летний период больше всего подорожали гостиницы в Калужской области — 42%, Адыгее — на 41,6%, на Камчатке — на 38,4%, в Нижегородской области и Хабаровском крае — на 33,2% и 32% соответственно. В Сочи цены взлетели на 19,4% весной и на 16,1% — летом.
Выходом для тех, кто путешествует на автомобиле, может стать кемпинговый прицеп. В доме на колесах есть места для отдыха, приготовления пищи, хранения необходимого в пути. Кроме того, производители предусматривают дополнительные опции, которые добавляют комфорта автопутешественникам. Например, в комплектацию автодома на базе Газели NN входит выдвижная маркиза над входной дверью и переносная мебель для улицы.
Спальные места рассчитаны на четырех человек. Два расположены на первом этаже, еще два — на втором. В автодоме на базе популярного отечественного автомобиля есть душевой блок и биотуалет. Также предусмотрены автономное отопление, кондиционер, электро- и водоснабжение и кухонный блок.
Емкость топливного бака позволяет автодому проехать между заправками около 500 км, а средний расход топлива составляет 9,8 л/100 км при скорости 60 км/ч и 12,1 л/100 км при движении со скоростью 80 км/ч.
Путешествовать по России стало комфортнее, а число внутренних туристов растет, несмотря на существующие проблемы и неудобства.
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок»