Устойчивый рост туризма в 2024 году: как меняются спрос на поездки и предпочтения путешественников

Устойчивый рост туризма в 2024 году: как меняются спрос на поездки и предпочтения путешественников
Устойчивый рост туризма в 2024 году: как меняются спрос на поездки и предпочтения путешественников

Спрос на путешествия остается высоким, несмотря на экономические трудности. Люди всё чаще совмещают работу с поездками, при этом отели, авиакомпании и туристические операторы прилагают серьезные усилия, чтобы улучшить инфраструктуру и сервис. Всё это позволяет предположить, что в ближайшие годы сфера туризма будет устойчиво расти.Эти и другие тенденции аналитики Deloitte зафиксировали в обзоре индустрии туризма в 2024 году. Campus публикует перевод некоторых пунктов этого отчета.

 

Путешествия и бюджет: как найти баланс

После более чем двух лет устойчивого роста туристическая отрасль, возможно, исчерпала отложенный спрос, сформировавшийся во время пандемии. Путешествия остаются важной частью расходов людей даже в периоды финансовой нестабильности. Энтузиазм по поводу локальных мероприятий, растущий интерес к разнообразным направлениям и поездки беби-бумеров в большем количестве — всё это позитивные индикаторы для туризма. Гибкость в рабочих условиях также поддерживает спрос на путешествия, так как позволяет людям совмещать удаленную работу и отдых.

Несмотря на этот оптимистичный прогноз, экономический спад может изменить поведение путешественников. Частота поездок и количество допуслуг могут сократиться, особенно среди групп с низкими доходами. В то же время, если потребители с более высоким доходом будут относительно защищены от экономических трудностей, высококлассные туристические продукты могут показать лучшие результаты, чем бюджетные.

Туристические операторы в 2024 году могут столкнуться со значительными колебаниями спроса на различные продукты и услуги. Те, кто сможет использовать технологии для предложения персонализированных и гибких услуг, смогут максимально воспользоваться этим периодом и укрепить позиции путешествий как важного и ценного опыта.

В России путешественники жалуются на недостаток инфраструктуры для автотуризма, согласно опросу 1500 человек. Основные проблемы — содержание парковок на федеральных трассах, где часто встречаются мусор и грязные туалеты, и нехватка заправок, особенно на новых дорогах М-11 «Нева» и М-12 «Восток». Более трети респондентов высказались за увеличение числа «карманов» для съезда с трассы для отдыха или в случае поломки. Три четверти отметили сбои в телефонной связи. Еще одна проблема — трудности с путями подъезда к туристическим объектам регионального значения, таких как Саяно-Шушенское водохранилище и деревня Кривоборье в Воронежской области, расположенная в 4 км от трассы М-4 «Дон».

Возвращение туризма: месть за локдаун

Туризм, похоже, оставил недавние исторические минимумы позади и вновь вернулся к устойчивому ежегодному росту. Но надолго ли это? Многие опасаются, что высвобожденный отложенный спрос после пандемии мог исчерпать себя. На фоне экономических вызовов путешествия могут вскоре столкнуться с более жесткими бюджетными ограничениями для потребителей и корпоративных покупателей. Даже если экономическая ситуация улучшится, возможна корректировка расходов на путешествия.

В последние два года «туризм реванша» был значительным двигателем спроса, так как путешественники стремились избавиться от ограничений передвижения, проблем со здоровьем и неопределенности. В 2021 году почти половина летних путешественников заявляла, что необходимость «побега после локдаунов» мотивировала их на поездки. В 2022-м и начале 2023 года многие говорили, что «наверстывают упущенные из-за пандемии поездки». Но эффект «мести» неуклонно снижался, и к праздничному сезону 2023 года только 11% заявили, что компенсируют пропущенные поездки.

Еще один сигнал — рост намерений участвовать в местных активностях. Доля путешественников, планирующих посетить достопримечательности во время своих отпускных поездок, в США выросла с 36% в 2022 году до 43% в 2023 году. Также в 2023 году сначала вырос спрос на поездки в Европу летом, за которыми последовали всплески интереса к Южной Америке, Азии и Африке. Многие поездки ориентированы на исследования и новые впечатления, а не только на отдых от повседневной рутины.

Возможность работать удаленно остается важным трендом. Доля людей, заявивших, что они намерены работать во время самой длинной праздничной поездки, вырос с 19% в 2022 году до 34% в 2023 году. Это свидетельствует не только о временном явлении, обусловленном пандемией, но и о более устойчивом изменении поведения. Гибкие рабочие условия позволяют увеличивать количество поездок. Люди, работающие во время поездок, путешествуют чаще и на более длительные сроки. Поскольку возможность удаленно работать остается, туристические операторы могут извлечь выгоду из дополнительных поездок и ночевок гостей.

Событийный туризм активно развивается в России благодаря множеству фестивалей и тематических мероприятий. Например, фестиваль «Арбузный» проходит в Соль-Илецке, а фестиваль «Полюс холода» оживляет Оймякон. Эти и другие события привлекают туристов, способствуя развитию регионального туризма. Чтобы узнать больше о влиянии событийного туризма на региональное развитие и экономику, читайте подробности Campus.

Новый вызов: снижение расходов

Многие пересмотрели свои приоритеты в пользу путешествий, но экономические трудности или инфляция могут снизить спрос. Тем не менее намерения путешествовать сохранялись даже на фоне экономической неопределенности. Когда индекс финансового благополучия Deloitte достиг своего самого низкого уровня летом 2022 года, американцы сократили расходы, но траты на путешествия пошли вразрез с этой тенденцией. Их доля в бюджете увеличилась с мая по июль. Намерение совершить внутренний перелет в июле 2022 года увеличилось в 1,6 раза по сравнению с июлем прошлого года. Для отелей этот показатель увеличился в 1,3 раза.

Авиакомпании и отели повысили тарифы в 2022 и 2023 годах, но сталкиваются с трудностями в обновлении и модернизации. Высокие процентные ставки и затраты на товары мешают обновлению отелей. Проблемы авиакомпаний связаны с погодными условиями и кадровыми вопросами. Чтобы не потерять клиентов, необходимо улучшать качество услуг. Это требует инвестиций в технологии и использование генеративного ИИ для повышения операционной эффективности. Авиакомпании и отели внедряют автоматизированные функции в приложения для решения проблем, предлагают удобства и улучшения для ценных клиентов, инвестируют в обучение новым технологиям и развивают инновации в продажах, пакетных предложениях и гибкой коммерции. Кроме того, они активнее сотрудничают с другими организациями для предоставления эксклюзивного доступа и скидок лояльным клиентам.

В 2023 году Deloitte прогнозировал, что расходы на деловые поездки достигнут 80% от уровней 2019 года к концу 2023 года и 95% — к середине 2024 года. Несмотря на макроэкономическую и политическую неопределенность, деловые поездки остаются ключевыми для бизнеса. В опросе Business Travel News 86% корпоративных менеджеров заявили, что авиабилеты влияют на возможности их компаний оплачивать поездки.

Поэтому удаленный и гибридный рабочие режимы продолжают набирать популярность. Доля путешественников, планирующих работать во время отпусков, возросла с одного из пяти в 2022 году до одного из трех в 2023 году. Эта свобода работать из любого места позволяет многим продлевать свои поездки и планировать дополнительные путешествия в течение года. Короткие поездки стали возможны благодаря гибкому планированию, а более длительные открывают возможности для дальних направлений. Путешественники ищут удобные рабочие пространства, локальные события, посещают достопримечательности и участвуют в экскурсиях. Чтобы удовлетворять их потребностям и увеличивать число бронирований, туроператорам стоит в первую очередь направить все усилия на то, чтобы заинтересованность людей в той или иной местности была максимальной.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок»

Читайте также

Инструкции

Выгодное хранение: на что стоит обращать внимание при выборе склада в странах СНГ

карточка
Перевод

Bayer обновляет глобальную логистику: полный перевод отчета

карточка
Перевод

20 прорывных стартапов в логистике: чего ожидать в 2025 году

карточка
Повестка

Сам себе водитель: самозанятые водители могут попасть под запрет

карточка
Повестка

Куда едут беспилотные грузовики: будущее уже наступило или еще нет

карточка
Повестка

Первая — макроэкономика. 5 причин: что помогает и мешает развитию внутреннего туризма

карточка
Инструкции

Фейковый пик: как отремонтировать автомобиль и не пожалеть

карточка
Умные решения

Гаджеты для склада: экзоскелет вместо грузчика, робот-инвентаризатор и другие

карточка
Повестка

Экологичный отпуск: почему россияне всё чаще выбирают для путешествий электромобили

карточка
Повестка

Дорога под наблюдением: как в России работает проект по дистанционному контролю за транспортом

карточка
Инструкции

Водитель-иностранец: как оформить его на работу в транспортной компании

карточка
Перевод

Платформы для электромобилей, рост новых рынков и другие топ-тренды развития автомобильной индустрии

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка