Эволюция последний мили: пункт выдачи заказов
20.03.2024 92 просмотра
Эволюция последний мили: пункт выдачи заказов
В логистике последней милей называется доставка заказа непосредственно покупателю. Самый популярный канал для этого отрезка пути товара — пункты выдачи заказов (ПВЗ). Они появились с развитием маркетплейсов и стали привычной частью городской сервисной инфраструктуры. Но ПВЗ не стоят на месте — в прямом и переносном смысле.
Пункт выдачи заказов — чаще всего отдельное помещение, где клиенты получают товары, заказанные на маркетплейсах, и сдают те, что не подошли. Практически у всех игроков рынка есть требования к оформлению ПВЗ по корпоративному брендбуку: цвета, шрифты, наличие необходимого оборудования и инфраструктуры пункта, например примерочных, отдельных столов для распаковки товаров, зеркал и т. д.
С 2019 года пункты выдачи заказов занимают лидирующие позиции по объему доставленных заказов в сегменте последней мили. Исследование от Data Insight показывает: в 2020 году на ПВЗ приходилась шесть из десяти всех выполненных доставок. В 2021 году этот показатель вырос до 65%. В текущем году доля достигла 75%. К примеру, 73% клиентов СДЭК в 2022 году предпочли получение заказов через ПВЗ.
Преимущества ПВЗ
Три четверти клиентов выбирают доставку в ПВЗ по нескольким причинам. Первая: она дешевле, чем курьерская, а при покупке на маркетплейсах — бесплатная, в то время как для бесплатной курьерской доставки при покупке на электронной площадке существует минимальная сумма.
Вторая причина: удобство. Не надо ждать курьера, а можно зайти в ПВЗ по дороге на работу или с работы, во время прогулки с ребенком, в обеденный перерыв. Не нужно созваниваться с курьером, уточнять код домофона, этаж и прочие детали. Число коммуникаций сокращается, а это экономит время.
Тем более сеть ПВЗ, особенно в больших городах, достаточно плотная, и можно выбирать пункт, который ближе к дому, расположен на маршруте от остановки общественного транспорта к офису или в ближайшем торговом центре. Это удобно, если заказ предназначен в подарок: не надо везти его через весь город, а можно получить рядом с адресатом. Можно заказать доставку подарка в другой город — этой возможностью особенно часто пользуются перед праздниками, включая Новый год.
Кроме того, в ПВЗ устанавливается достаточно длительный срок хранения — от 7 до 14 дней.
Как меняются ПВЗ
ПВЗ не стоят на месте: пункты выдачи заказов меняются вслед за клиентским запросом. Причем те функции, которые еще пару лет назад были желательными, сегодня уже перешли в разряд must have. Различные способы оплаты (от наличных до СБП), выдача заказов по QR-коду или штрих-коду без предъявления документов, примерочные, чтобы клиент мог сразу оценить, подходит ли ему вещь, без выкупа. В случае, если клиент не выкупает заказ, деньги с его карты не списывают.
Также в ПВЗ появились такие удобные мелочи, как столы для распаковки и проверки заказов, возможность оставить упаковку, а не нести ее домой. Для тестов техники и электроники — электрические розетки, кабели для подзарядки телефонов, дополнительные зеркала вне примерочных, диваны и кресла для ожидания. А некоторые ПВЗ идут дальше, создавая небольшие игровые зоны для детей.
Не сразу, но в ПВЗ появилась возможность возврата не подошедших товаров после выкупа, а также частичный выкуп заказа.
Кроме того, в ПВЗ стали доставлять крупногабаритный товар с возможностью самовывоза. Это позволяет клиентам экономить на курьерской доставке. При этом можно передумать и все-таки заказать доставку до двери, но уже из ПВЗ.
Еще одно важное изменение функционала пунктов — сервис приемки у заказов продавцов. По сути, в этом случае ПВЗ из пункта выдачи заказов превращается в ППЗ — пункт приема заказов. Селлерам не нужно самостоятельно доставлять товары в распределительный центр маркетплейса или логистической компании. Он может сдать его в пункт рядом с собственным складом. Но пока эта функция есть не везде.
Эксперт по логистике Максим Губанов отмечает еще один тренд в эволюции ПВЗ — появление гибридов ПВЗ и дарксторов. В этом случае товары повышенного спроса хранятся на складе ПВЗ, чтобы была возможность их ускоренной доставки в определенном радиусе при заказе на маркетплейсе.
ПВЗ идут вглубь и вширь
ПВЗ не стоят на месте — и в буквальном смысле тоже, что подтверждает скорость географической экспансии. В мегаполисах сеть ПВЗ становится всё более плотной, есть даже случаи, когда два пункта располагаются в одном здании. Это повышает конкуренцию между ПВЗ и увеличивает возможность выбора для клиентов.
Есть и другой аспект этого процесса. Сетевые операторы делают требования к местоположению ПВЗ более гибкими. В 2022 году Ozon, например, разрешил устанавливать пункты на цокольных этажах и на втором уровне зданий. А крупный российский онлайн-игрок Wildberries теперь допускает не одну, а несколько точек выдачи в одном жилом комплексе — при условии достаточного потока клиентов. Всё чаще ПВЗ появляются не у главных дорог, а с доступом через дворы, в удаленных районах и так далее.
Поскольку всё большее число ПВЗ открывается по франшизе, то привычным становится не только открытие новых пунктов, но и их закрытие. Например, пункты, расположенные в одном жилом комплексе, жестко конкурируют между собой за трафик. В результате один или несколько пунктов закрываются, предприниматель либо уходит из этого бизнеса, либо переносит ПВЗ в другую локацию с меньшей конкуренцией или большим трафиком.
Тем не менее, по мнению Максима Губанова, потенциал мегаполисов еще не исчерпан. В том числе и в связи со строительством новых микрорайонов, изменением транспортной доступности существующих, а также ростом объемов онлайн-торговли и ее проникновения в повседневную жизнь россиян. По данным Data Insight, в 2022 году в России было сделано 2 911 млн онлайн-заказов на сумму 5,8 трлн рублей, а за 7 месяцев 2023 года их число достигло 4 504 млн штук, сумма выросла до 7,9 трлн рублей.
Еще один тренд 2023 года — расширение сетей пунктов выдачи крупных провайдеров в региональное пространство, в том числе в малые города и населенные места. В 2022 году сеть Ozon увеличилась на 30%, Яндекс Маркет расширился на 40%, а сеть СДЭК — на 10%. При этом пункты выдачи часто открываются в местах с населением меньше 50 тысяч человек. Предполагается, что статистика 2023 года подтвердит этот рост.
В малых городах правила для помещений и местоположений еще более гибкие. Ozon даже запустил концепцию «домашних пунктов выдачи». В населенных пунктах с численностью 1–3,5 тысячи человек можно открывать ПВЗ в жилых зданиях, рядом с кассами в магазинах или в небольших офисах.
Логистика для ПВЗ
С ростом объемов онлайн-торговли и количества ПВЗ увеличиваются и объемы внутригородской доставки. Заказы в пункты выдачи доставляются не только в ежедневном режиме, но и несколько раз в течение дня. В периоды пиковых нагрузок, один из которых начинается в ноябре, число ежедневных доставок в ПВЗ может достигать 3–4 раз. И дело не только в сокращении сроков для клиентов, но и обеспечении ритмичной работы распределительных центров и складов маркетплейсов.
При этом маркетплейсы практически весь объем доставляют собственными службами. Во втором квартале, подсчитали в Data Insight, доля маркетплейсов по количеству заказов составила 83%. И только 5% заказов доставили логистические компании. Причем последняя миля — это высококонкурентный рынок, часто тендерный или аукционный с малой добавленной стоимостью и большим числом малых исполнителей. Что не дает логистам высокой маржи.
Одной из проблем при выборе курьерского транспорта в больших городах остается ограничения по габаритам коммерческих автомобилей для передвижения по некоторым центральным дорогам. Эта проблема решается через использование компактных моделей. Пример — Соболь NN. С радиусом разворота 5,4 м, этот автомобиль удобен в плотной городской застройке. Особенно эффективен в сегменте доставки. Доступна и легкая версия фургона с массой не более 2,5 т, которую можно использовать без ограничений в черте города.
Перспективы
В 2024 году, считает Максим Губанов, продолжатся основные текущие тренды. Прежде всего речь идет об экспансии сетей ПВЗ основных операторов и маркетплейсов в регионы и увеличении плотности пунктов в мегаполисах. Одновременно сети будут наращивать функционал точек за счет работы не только с клиентами, но и селлерами, а также развития гибридных форматов с дарксторами.
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».