Как внедрить систему управления автопарком (и что это дает)
15.11.2024 99 просмотров
Цифровизация в логистике касается не только перевозочных документов и обмена с контрагентами по ЭДО. Наряду с TMS-системами на складах, для эффективного управления автопарками всё чаще используются FMS-системы. Campus узнал, на что способны современные Fleet Management System и какие конкретные результаты приносит их внедрение.
Автопарк даже в 100 грузовиков — сложная система, обеспечить высокие показатели которой без помощи цифровых инструментов сложно. Тем более если речь идет о парке в несколько тысяч транспортных средств различного функционала и тоннажности.
Fleet Management System (FMS)
FMS-системы — это ПО, автоматизирующее управление автопарком. Такие системы включают мониторинг локации на основе GPS или ГЛОНАСС, данные, передающиеся телематическими датчиками с автомобиля, контроль качества вождения и другие компоненты.
Главное, для транспортной компании внедрение FMS-системы позволяет проанализировать статьи расходов, увидеть проблемные зоны, оптимизировать бизнес-процессы, в том числе находить оптимальные маршруты, что актуально для внутригородской доставки, сократить порожние перевозки за счет быстрого поиска заказов, контролировать техническое состояние автомобиля и многое другое.
На рынке предлагаются различные конфигурации FMS-систем, основанные на различных платформах, с разным функционалом, что позволяет выбрать наиболее подходящую.
Как рассказал Campus операционный директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Сергей Орехов, автопарк компании включает более 300 единиц транспортных средств — как малотоннажных, так и крупнотоннажных. Учет ведется в «1С:УАТ» («1С:Управление автотранспортом»).
«Система зарекомендовала себя хорошо. Преимущества работы: централизация данных, отслеживание по всем пунктам и по каждому автомобилю — покупка и установка резины, прохождение ТО и другие пункты жизнедеятельности автомобиля. Там же ведем весь документооборот», — рассказал Сергей Орехов.
В «Скиф-Карго» подчеркивают, что недостатков в работе системы за время использования не обнаружили.
💡 Примите участие в опросе!
Давайте вместе узнаем, как устроена логистика в России в 2024. Все участники получат чек-лист для подготовки к новогоднему пику заказов, а 10 компаний смогут пройти персональную консультацию с экспертом по бережливой логистике Екатериной Журавлевой.
Как внедрить Fleet Management System
1. Выбираем разработчика
На самом первом этапе нужно обратить внимание на то, какая компания выступает разработчиком флит-системы. На рынке всё еще есть предложения иностранных разработчиков, но после ухода из России большинства ИТ-компаний из недружественных стран лучше обращать внимание на отечественные разработки. Особенно внесенные в Реестр российского программного обеспечения, где содержится свыше 23 тысяч типов различного ПО от более чем 8 тысяч правообладателей.
2. Выбираем оптимальное ПО
Выбирая FMS-систему, нужно основывать на конкретном запросе компании. Если в автопарке отмечаются злоупотребления с топливом, нужна система со специальной опцией, а при острой проблеме с угонами — система с возможностью самостоятельной блокировки двигателя через приложение или личный кабинет.
Например, группа компаний «Современные транспортные технологии», крупнейший российский автомобильный торговый дом коммерческой и пассажирской техники, разработал систему управления автопарком для коммерческой техники Fleet. Она позволяет задавать маршруты и контролировать местоположение техники, хронологию перемещения техники, посещение объектов на маршруте, расход топлива, выявлять сливы, предотвращать нецелевое использование техники с помощью механизма разрешенных и запрещенных геозон. Кроме того, в функционал системы входит контроль технического состояния техники (диагностические коды неисправности, параметры двигателя), а также выгрузка отчетов по показателям эффективности автопарка.
В результате применения системы Fleet общее время простоя снижается на 30%, расходы на топливо — на 20%, производительность увеличивается на 25%, а срок службы ТС — на 20%.
3. Обучение флит-менеджера
В крупной компании для работы с FMS-системой понадобится специальный сотрудник, который пройдет обучение у разработчика. В его задачи входит не только своевременное получение информации из системы, но и обнаружение нестандартных расходов топлива, увеличения продолжительности маршрута, реагирования на другие внештатные ситуации.
4. Монтаж элементов системы
В зависимости от необходимых функций системы используются различные датчики. Например, мониторинговый блок предназначен для контроля за движением транспортных средств с использованием системы позиционирования ГЛОНАСС/GPS. Такие датчики могут питаться от бортовой сети или от собственного аккумулятора, оснащаются Bluetooth для конфигурации и обновления ПО, имеет входы для подключения цифровых датчиков уровня топлива, а также для подключения исполнительных устройств, в том числе для блокировки двигателя.
Вторая группа датчиков — устанавливаемые в топливный бак для контроля за расходом горючего. Топливные датчики могут быть как проводными, то есть информация передается на блок FMS-системы по кабелю, так и беспроводными.
Для получения информации с проводного датчика регистратор FMS нужно снять с автомобиля и подключить к считывающему устройству, то есть передача данных в режиме реального времени невозможна. Беспроводные датчики оснащаются модулями для передачи данных непосредственно в систему — на компьютер пользователя или в мобильное приложение.
Для получения телематических данных с автомобиля специальные датчики интегрируются в шины. Это позволяет контролировать большое количество параметров работы машины.
Система получает информацию со всего установленного на автомобиле оборудования, в том числе есть опции по интеграции автономных трекеров, систем видеомониторинга и т. д. Информация фильтруется на предмет случайных ошибок, а затем отправляется пользователю в удобный интерфейс. Расход топлива, например, показывает в виде графика, маршрут автомобиля — на карте.
5. Эксплуатация
Для того чтобы расходы на внедрение окупились, важно устранять причины потерь, которые отслеживает система. В том числе проводить своевременное ТО, менять резину на ТС и т. п.
Организация выгодного хранения товаров — ключ к снижению затрат и повышению эффективности логистики. Современные складские решения позволяют оптимизировать использование пространства, сократить время обработки грузов и минимизировать потери. Узнайте, какие подходы и технологии помогут сделать хранение более экономичным и удобным, на Campus.
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».