А ты записался в курьеры? Или как компании найти сотрудников на эту позицию

А ты записался в курьеры? Или как компании найти сотрудников на эту позицию
А ты записался в курьеры? Или как компании найти сотрудников на эту позицию

На рынке труда огромный дефицит практически всех специальностей. Логистика не исключение: не хватает водителей большегрузов, складского линейного персонала и курьеров. Какие инструменты использовать, чтобы решить проблему, — в инструкции Campus.

 

Средняя зарплата курьеров в этом году вырастет до 186 тысяч рублей, прогнозируют аналитики «Мигрант Сервиса», который помогает подбирать линейный персонал. Есть новость: этот уровень в некоторых компаниях уже пробит. Водителям на личном грузовике предлагают уже до 425 тысяч рублей в месяц. Причем опыт работы не требуется.

Как ложится такой фонд оплаты труда (оклад + налоги в зависимости от того, как трудоустроен курьер: в штате, по гражданско-правовому договору или как самозанятый) на себестоимость перевозки, объяснять не нужно. Но без курьеров не обойтись, потребители уже привыкли к сервису и не планируют от него отказываться. А конкуренция в онлайн-торговле достаточно высокая и становится всё серьезнее.

Как прокомментировал ситуацию коммерческий директор ЮMoney Дмитрий Кармишин в исследовании Data Insight, конкурируют не только бренды, но и каналы продаж, например маркетплейсы и интернет-магазины.

Поэтому транспортные компании и службы доставки расширяют число городов и регионов, где онлайн-заказ может доставить курьер. К примеру, в логистической компании PONY EXPRESS, одного из лидеров в сфере курьерской доставки, этот сервис работает в 34 городах России, включая Москву, Санкт-Петербург, а также города-миллионники и региональные центры. При этом в компании 191 курьер на автомобиле, и увеличения их численности не планируется. В PONY EXPRESS подчеркивают, что сотрудники справляются с объемами.

Как найти курьера

Универсальных советов на дефицитном рынке нет и быть не может, но мы изучили опыт лидеров рынка. Некоторые инструменты могут подойти и другим участникам рынка.

1. Конкурентная зарплата

Увы, от уровня оплаты труда не уйти. Никакие бонусы не компенсируют зарплату ниже рынка. Даже если сотрудника удастся найти, его скорее рано, чем поздно, переманят хантеры из компании-конкурента. Или не конкурента, а просто службы доставки, предлагающей оклад выше или процент больше.

2. Соцпакет, бонусы и другие плюшки

Оформление работника в штат для компании означает рост расходов на страховые взносы из фонда оплаты труда, а для работника — дополнительные социальные гарантии. Например, отчисления на будущую пенсию, оплачиваемый больничный лист, налоговые вычеты и многое другое. Соответственно, выбирая работодателя, курьеры в зависимости от жизненной ситуации могут предпочесть того, где оплата ниже, но гарантировано официальное трудоустройство, что актуально для курьеров старшего возраста. По данным PONY EXPRESS, среднестатистический возраст курьера в компании составляет 47 лет. Это мужчина с российским гражданством и средним профессиональным образованием.

Привлечь больше курьеров можно, мотивируя их системой повышающих коэффициентов. Такой вариант использует Яндекс Еда. Ставки за доставленный заказ у курьеров различаются. Они зависят от города, тарифа («Пеший», «Вело» или «Авто»), коэффициента, который рассчитывается автоматически на основе информации о спросе, количества курьеров в районе, времени суток (час пик, например), погоды и нагрузки (накануне праздников). В Яндекс Еде средняя оплата за доставленный заказ варьируется от 80 до 290 рублей, максимальная сумма — 450 рублей.

Повышающий коэффициент рассчитывается автоматически сервисом в зависимости от спроса и количества курьеров в данном месте. Самый большой — в часы пик, плохую погоду и перед праздниками.

Есть у курьеров и бонусы. Например, Dostavista начисляет их плюсом к оплате за друзей, которые пришли работать в компанию. «Самокат« доплачивает за доставку в сложных погодных условиях и в выходные дни, выплачивает бонусы за приведенных друзей (до 25 тысяч за каждого) и оставляет чаевые.

3. Школьники и студенты

Некоторые службы доставки делают ставку на студентов и старшеклассников. Например, Dostavista предлагает работу курьером для школьников с 14 лет. На сайте компании указано, что заработать можно до 8 тысяч рублей в день, то есть около 160 тысяч рублей в месяц. В X5 Group (продуктовые сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик») на позицию курьера принимают с 16 лет.

Яндекс Еда в некоторых городах принимает на работу с 16 лет, но только пешим курьером. Такое же исключение есть в Ozon. Но чаще курьеров принимают с 18 лет, так как для несовершеннолетних законом установлено достаточно много ограничений.

4. Сотрудники на подработку

В конце 2024 года Wildberries запустил новую услугу: доставку заказа из ПВЗ. Сервис доступен в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Екатеринбурге, Московской и Ленинградской областях, частично — в Красноярске и Новосибирске. Доставка бесплатна для клиента при любой сумме заказа, ничего не доплачивает и продавец.

Чтобы стать курьером по доставке из ПВЗ, нужно скачать специальное приложение, зарегистрироваться, пройти верификацию личных данных. После этого курьеры получают доступ к заказам, причем могут выбирать доступные заказы, забронировать их, прийти в ПВЗ с QR-кодом, отсканировать его для получения товара и затем доставить заказ клиенту. Campus протестировал такой способ доставки и убедился, что заказ на дом приносят жители соседних домов, которым было по пути. Но сумму оплаты за доставку курьеры назвать отказались.

5. Роботы и другие инструменты привлечения

Роботы-доставщики уже несколько лет работают в Москве, Санкт-Петербурге, Иннополисе и некоторых других городах. Но, как считают в PONY EXPRESS, в обозримом будущем полностью заменить курьеров не смогут. На некоторых участках роботы смогут облегчить работу курьеров, взяв на себя выполнение простых задач. Однако люди обладают эмоциями и эмпатией, которые делают работу курьера более человечной и значимой.

Поэтому остается использовать job-сайты, ярмарки вакансий, акции «Приведи друга», Telegram, листовки, как это делают в PONY EXPRESS. Кстати, широкий спектр способов привлечения позволяет компании закрывать в срок большинство вакансий. Например, компания развивает внешний кадровый резерв и вкладывается в инструменты привлечения сотрудников.

Стоимость подбора курьера достаточно высока из-за спроса на эту должность. Иногда затраты на подбор оказываются выше, чем привлечение офисного сотрудника, отмечают в PONY EXPRESS.

Для курьеров вводятся новые ГОСТы, устанавливающие стандарты внешнего вида, экипировки и обслуживания клиентов. Новые правила призваны повысить качество сервиса и безопасность доставки. Компании должны адаптироваться к требованиям, обеспечивая сотрудников необходимой формой и обучением. Узнайте, как изменятся требования к курьерам и что это значит для рынка доставки, на Campus.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Умные решения

Роботы уже здесь: на складах и в доставке

карточка
Перевод

DHL: логистические тренды, которые преобразят ваш бизнес в 2025 году

карточка
Повестка

От склада до двери: как e-commerce трансформирует логистику

карточка
Инструкции

А ты записался в курьеры? Или как компании найти сотрудников на эту позицию

карточка
Повестка

Беспилотные «Газели» уже в пути: как едут и где уже эксплуатируются

карточка
Повестка

Какие тренды городской доставки останутся в 2025 году

карточка
Повестка

Льготный кредит: как в 2025 году получить субсидию от государства на лизинг

карточка
Повестка

Импортозамещение в действии: отечественные автомобили лидируют в сегментах LCV, MCV и автобусов

карточка
Повестка

Складские заботы: как логистика решает проблему дефицита качественных складов

карточка
Повестка

Платные дороги для перевозчика: время vs деньги

карточка
Умные решения

Один на двоих: мультибрендовые ПВЗ увеличивают доходы

карточка
Повестка

Транспорт в цифре: как логистические компании переходят на электронные сервисы

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка