ГОСТы для курьеров: стандарты для курьерской доставки продуктов и готовых блюд

ГОСТы для курьеров: стандарты для курьерской доставки продуктов и готовых блюд
ГОСТы для курьеров: стандарты для курьерской доставки продуктов и готовых блюд

С 1 мая в России вступит в силу стандарт по доставке готовой еды. Первый в своем роде ГОСТ устанавливает правила, соблюдение которых гарантирует качественную доставку продукции общепита. В этом заинтересованы не только потребители, но и другая сторона — продавцы и курьерские службы. Какие требования содержит стандарт и как организовать доставку по ГОСТу — Campus изучил документ.

Как и большинство ГОСТов (то есть всех ГОСТов, кроме тех, что затрагивают сферу строительства), стандарт по доставке готовых блюд разработан и утвержден Росстандартом. Он вступит в силу с 1 мая, так что время для его изучения еще есть.

В стандарте прописаны основные правила качественной доставки готовых блюд — продуктов, во-первых, скоропортящихся, во-вторых, не подвергающихся дополнительной тепловой обработке. Поэтому доставка таких блюд — особая ответственность для транспортной компании.

Стандарт доставки готовых блюд

Название: ГОСТ Р 71162-2023 «Услуги общественного питания. Доставка продукции общественного питания по заказам потребителей. Общие требования»

Действует: с 1 мая 2024 года

Область применения: стандарт устанавливает общие требования к услугам доставки продукции общественного питания в рамках оказания услуг общественного питания. Такие услуги могут оказывать юрлица (организации), индивидуальные предприниматели (ИП), физлица, в том числе плательщики налога на профессиональный доход (самозанятые). Стандарт не распространяется на услуги доставки товаров в розничной торговле и услуги по реализации и доставке продукции общественного питания юридическим лицам.

ГОСТ определяет услуги доставки продукции общепита как прием заказов, транспортировку и вручение продукции потребителям. Курьер — это лицо, работающее на оператора доставки, предприятие общепита, самостоятельно или как ИП, обеспечивающее перемещение и доставку товара. В стандарте также уточняются понятия оператора, агрегатора и потребителя услуг доставки.

Как организовать доставку готовых блюд  по ГОСТу

Шаг 1. Создаем материально-техническую базу для доставки

В соответствии со стандартом организация-исполнитель услуги доставки должна располагать необходимыми материально-техническими ресурсами. К ним относят программное обеспечение (ПО) и транспортные средства, если их планируют использовать при доставке.

Шаг 2. Разрабатываем мобильное приложение

Принимать заказы заведение общепита может через агрегаторов услуг доставки, операторов услуг доставки, через сайт или мобильное приложение, по телефону (в том числе через колл-центры) и иными способами.

Описание продукции общепита должно соответствовать технологическим документам на продукцию, разработанным исполнителем услуг общественного питания (ТК, ТТК, ТИ). Описание может быть дополнено фото и наименованием конкретного предприятия общественного питания (изготовителя продукции).

По ГОСТУ в одной информационной системе должен быть представлен не только ассортимент, но и указаны способы, время и цена доставки. Поэтому наиболее эффективным будет мобильное приложение. 

Помимо заказа, мобильное приложение может служить для отслеживания геолокации и местонахождения курьеров, а также контроля их работы. Например, отслеживать наличие и показания термодатчиков в транспортных средствах и контейнерах курьеров.

Важно: при доставке готовых блюд не требуется предоставление документов, подтверждающих соответствие продукции, в частности деклараций о соответствии.

Шаг 3. Определяемся с форматом и способами доставки

Доставка продукции общепита по ГОСТУ возможна тремя способами: собственной службой, через агрегаторов и операторов доставки. Из-за высоких затрат на курьеров и поддержку, предприятия часто выбирают агрегаторы, например, Яндекс Еда. Доля заведений с доставкой увеличилась, при этом комбинируются различные методы доставки. Есть контактный и бесконтактный способы: либо прямая передача от курьера потребителю, либо через пункты выдачи, включая продуктоматы, обеспечивающие доступность заказов круглосуточно.

Шаг 4. Формируем ассортимент

ГОСТ содержит требования к ассортименту продукции, который может включать такие позиции, как кулинарные полуфабрикаты, блюда, напитки, кулинарные, кондитерские и хлебобулочные изделия.

Причем по стандарту можно доставлять не только полностью готовые блюда, но и продукцию, которую требуется довести до готовности. Например, добавить в салат соус или заправку, разогреть, смешать и т. д. ГОСТ даже рекомендует доставлять некоторые блюда в виде отдельных ингредиентов, чтобы потребитель мог самостоятельно смешать их перед употреблением.

В то же время нужно соблюдать ограничения на доставку продукции общественного питания, установленные законодательством или оператором услуг доставки. Например, в России запрещена доставка алкогольных напитков. 

В 2024 году ожидаются значительные изменения в законодательстве, влияющем на логистическую отрасль. Среди них – продление запрета на перевозки из недружественных стран, новые штрафы за нелегальные перевозки, индексация тарифов системы «Платон» и изменения в правилах техосмотра и движения тяжеловесного транспорта. Эти меры могут оказать значительное влияние на работу транспортных компаний и требуют внимания бизнеса. Читайте подробнее на Campus.

Шаг 5. Добавляем сопутствующие товары

В состав заказа общепит может включать не только готовые блюда, но и сопутствующие товары. К таким ГОСТ относит упаковочные материалы, одноразовые столовые приборы и посуду, бумажные и другие салфетки, порционные пакетированные чай, кофе; соль, сахар, перец, соусы в индивидуальной упаковке; безалкогольные напитки промышленного изготовления; полиграфическую продукцию, сувенирную продукцию и промотовары.

Важно: при оказании услуг доставки продукции общепита должны соблюдаться правила оказания услуг общественного питания и санитарно-эпидемиологические правила и нормы. Продукция должна соответствовать техническим регламентам, документам по стандартизации и технологическим документам исполнителей услуг общественного питания согласно ГОСТ 30390. Покупные товары должны соответствовать техническим регламентам и положениям законодательства РФ. 

Шаг 6. Нанимаем курьеров

Каким бы способом ни доставлялись продукты, доставка невозможна без курьеров. В ГОСТе прописано, что доставлять заказы могут сотрудники, имеющие необходимые навыки. Для курьера это умение ориентироваться в городе или районе, мобильность. Если курьер доставляет заказы на автомобиле — наличие водительского удостоверения соответствующей категории. Плюс умение коммуницировать с потребителями услуг доставки.

Курьерами могут работать лица без опыта и специальной подготовки, но после получения соответствующего инструктажа. Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам курьеры должны иметь личную медицинскую книжку установленного образца с отметкой о прохождении медицинских осмотров, результатов лабораторных исследований и прохождения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.

Шаг 7. Упаковываем и маркируем заказы

Перед доставкой продукцию общепита упаковывают и маркируют в соответствии с техрегламентами Таможенного союза ТР ТС 005/2011 и ТР ТС 022/2011. Маркировка содержит информацию о наименовании, ингредиентах, производителе, весе, условиях хранения, сроках годности, пищевой ценности и прочем. Можно добавить сведения о противопоказаниях, номере заказа и контактные данные. Маркировка наносится на упаковку или сопроводительные документы.

Шаг 8. Организуем транспортировку и выдачу заказа

ГОСТ рекомендует службам доставки иметь документы, регламентирующие процесс и координацию действий участников. Документация должна включать методы доставки и требования к соблюдению их положений. Обеспечение качества и безопасности продукции общепита важно при доставке, для чего применяются термоупаковки. Транспорт и контейнеры должны сохранять продукцию в надлежащем состоянии, защищая от загрязнения и внешнего воздействия. Доставка требует проверки и гигиены упаковок, с обязательной проверкой заказа покупателем.

Так, например, изотермический фургон «Валдай 8» идеально подходит для перевозки товаров, требующих определенного температурного режима. Фургон оснащен холодильной установкой, поддерживающей температуру от -20 °С до +12 °С. Благодаря бескапотной компоновке, автомобиль выделяется высокой маневренностью и обзорностью, что идеально для использования в условиях города. Возможна модификация с местом для отдыха водителя, расширяющая функциональность для длительных поездок

Шаг 9. Принимаем оплату

ГОСТ различает предварительную оплату услуг доставки продукции и оплату по факту оказания услуг доставки (постоплату).

Если потребитель оплатил заказ, это означает согласие со всеми существенными условиями оказания услуг доставки и условиями публичной оферты. А также то, что он ознакомился с описанием продукции и информацией об услугах и условиях их оказания, о наименовании продукции, упаковке, способах приготовления продукции и входящих в нее основных ингредиентах, объеме (массе) порций, пищевой ценности.

Услуги доставки продукции общественного питания потребители могут оплачивать с применением бонусных баллов, купонов и иных способов подтверждения лояльности.

Доставка продукции общественного питания в последние годы стала привычной услугой, которой ежедневно пользуется большое количество людей. За 2,5 года объемы этого рынка выросли на 20%. Высокая популярность и стала причиной разработки ГОСТа, который упорядочил понятия и унифицировал требования к этой услуге.

Тренды внутригородской доставки демонстрируют устойчивый рост пунктов выдачи заказов (ПВЗ) и изменения в предпочтениях доставки. ПВЗ доминируют, но курьерская доставка и постаматы также играют ключевую роль. Рост электронной коммерции увеличивает объемы и внутригородской логистики, что требует адаптации транспортных стратегий и повышает важность гибкой и эффективной доставки. Читайте подробнее на Campus.

Читайте также

Умные решения

Даркстор как логистическое плечо: как это работает

карточка
Инструкции

5 способов оптимизировать топливные расходы

карточка
Повестка

5 основных трендов в логистике в середине 2024 года

карточка
Умные решения

Самая-самая: популярная модель ГАЗ

карточка
Перевод

6 шагов к доверию: как бизнесу укрепить связь с клиентами

карточка
Перевод

Основные тенденции в сфере клиентского опыта в 2024 году: как удержать покупателя?

карточка
Повестка

Высокие зарплаты, дополнительный отпуск и роботы вместо водителей: как транспортная отрасль справляется с кадровым голодом

карточка
Повестка

Единый путь: Россия, Китай и Казахстан создадут цифровую трансграничную платформу

карточка
Умные решения

Защита от опоздания и кибератак: от каких новых угроз страхуются перевозчики

карточка
Инструкции

На 10 лет и по сниженной ставке: как работает программа льготного кредитования для промышленности, логистики и туризма

карточка
Инструкции

Страховка онлайн: выбрать, оформить, не рисковать

карточка
Повестка

Маршрут под ключ: автопутешествия как вид отдыха

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка