От склада до двери: как e-commerce трансформирует логистику
23.01.2025 48 просмотров
Онлайн-торговлю называют основным драйвером логистики. Именно e-commerce в последние годы определяет не только рост объемов, но и существенные перемены в отрасли. Campus разбирался, как логистика изменилась в 2024 году и как на это повлияла интернет-торговля.
В 2024 году отечественный рынок онлайн-торговли вырос почти на четверть. Это данные сервиса «Т-касса», который первым подвел итоги прошлого года. Значительный рост подтверждает Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ): по предварительной информации, рынок за 2024 год может превысить 9 трлн рублей. Компания Data Insight называет еще более впечатляющую цифру — плюс 40% к 2023 году, до 11 трлн рублей. Рост рынка онлайн-торговли в России на 40% за 2024 год озвучил и первый вице-премьер Денис Мантуров.
Причем рынок растет не только за счет цен (средний чек, по данным «Т-кассы», увеличился на 13%, до 1,5 тысячи рублей), но и благодаря растущему количеству покупок. Например, число заказов на маркетплейсах в 2024 году выросло на 20%.
Более точные цифры роста e-commerce еще впереди. Но в целом сохраняется приростной тренд последних пяти лет. А формула онлайн-торговли — витрина плюс доставка. На витрине — в маркетплейсе, интернет-магазине, сервисе и т. д. — покупатель выбирает товар, а затем в дело включаются логистические компании, задача которых — доставить заказ покупателю точно в срок.
И чтобы доставлять огромное количество заказов, логистике приходится меняться.
1. 3PL и фулфилмент
3PL и фулфилмент — услуги комплексной логистики для онлайн-торговли. Собственно, они и появились вместе с бурным ростом e-commerce, и продолжают расти. ЗPL, напомним, это комплекс сервисов по хранению, упаковке, доставке и управлению заказами на аутсорсе, тогда как фулфилмент — операции с товаром от момента заказа покупателем до получения покупки.
Есть запрос, логистические компании не просто предлагают услугу, а строят целые складские комплексы. Например, федеральная транспортная компания «Скиф-Карго» построила собственный 3PL-склад площадью 10 тысяч м² в Голиково (Московская область), где оказывает целый перечень услуг: от сортировки до фулфилмента, маркировки и других. Площадь складских помещений крупнейшего специализированного 3PL-оператора NC Logistic в Московском регионе составляет 140 тысяч м². ГК «Деловые линии» оказывают 3PL-услуги в 18 складских комплексах, расположенных в 13 регионах РФ. Их общая площадь составляет порядка 85 тысяч м². Компания ПЭК оказывает комплексные 3PL-услуги на 12 складах класса А и В+ общей площадью 170 тысяч м² в 7 регионах России, Беларуси и Казахстане.
Сейчас доля складов под управлением 3PL-операторов в России составляет 10%, согласно данным NF Group. Высокий спрос на услуги 3PL-провайдеров обусловлен минимальным уровнем свободных площадей на рынке складской недвижимости и существенным ростом арендных ставок, считают аналитики.
2. Спрос на склады
Доля свободных площадей остается на минимальном уровне — менее 1% по всей стране. Притом что российский рынок складов по итогам 2024 года входит в топ-5 крупнейших в мире по площади складской недвижимости. Всего в России сейчас 55,6 млн м² складов классов A и B.
До 85% всех площадей поглощают маркетплейсы, это данные компании CORE.XP. По итогам 9 месяцев квартала 2024 года пришлось на онлайн-торговлю 64% всех заключенных на рынке складской недвижимости сделок. Еще 16% — на транспортно-логистические компании, 9% — на производственные. На долю розничного ретейла пришлось всего 4% сделок.
Высокий спрос, опережающий ввод, привел к рекордному росту ставок. В 2023 и 2024 годах они росли на 50% ежегодно. NF Group прогнозирует, что в 2025 году ставки будут держаться на уровне 11–12 тысяч рублей за квадратный метр в Москве и Московской области, а в других регионах останутся в диапазоне 9,5–10 тысяч рублей.
Электромобили всё активнее используются в коммерческих перевозках благодаря их экономичности и экологичности. Они сокращают расходы на топливо и обслуживание, а также минимизируют вредное воздействие на окружающую среду. Эти преимущества делают их особенно востребованными для доставки в городах. Узнайте, как электромобили трансформируют коммерческую логистику, на Campus.
3. Рост автопарков
Грузооборот транспорта в РФ в январе — сентябре 2024 года (более поздние данные пока недоступны) вырос на 0,4% — до 4 трлн 137,9 млрд т·км, подсчитал Росстат. В том числе грузооборот автомобильного транспорта составил 291,2 млрд т·км с приростом 7,7% или 22,42 млрд т·км к тому же периоду 2023 года.
Для перевозки такого объема транспортным компаниям понадобились новые грузовики и LCV-автомобили. По информации агентства «Автостат», в 2024 году всего в стране купили почти 22 тысячи новых среднетоннажных грузовиков (MCV: от 3,5 до 16 тонн). Это на 22,4% больше, чем в предыдущем году. Лидером продаж в этой категории стал «Газон NEXT».
Легких коммерческих автомобилей (LCV) было продано более 112 тысяч штук с приростом почти 25%. Более половины всех продаж в этом сегменте — модели Горьковского автомобильного завода. А вот автомобилей с полной массой более 16 тонн, наоборот, меньше почти на 19%. Снижение может быть связано с высокой базой: в 2023 году продажи выросли на 71% к 2022 году.
Транспортные компании подтверждают: собственные парки обновлялись в 2023 и 2024 годах, есть планы по приобретению новых автомобилей, причем отечественных марок, и в 2025 году. Например, у федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» до 75% автопарка составляют автомобили российских брендов.
4. Цифровизация
Сейчас логистика — один из лидеров цифровизации в России. Подталкивает процесс всё тот же e-commerce, поскольку без современных инструментов и искусственного интеллекта (ИИ) успеть за растущими требованиями со стороны маркетплейсов невозможно. Доставка next day или «по клику» требует от логистики цифровизации практически всех процессов: от консолидации и складского хранения до подключения ИИ к обработке заказов и разработке маршрутов.
Если еще несколько лет назад цифровые инструменты были недоступны по цене для небольших и даже средних компаний, сегодня, благодаря развитию рынка, они применяются повсеместно. TMS-системы разрабатывают маршруты с учетом десятков факторов, WMS-системы оптимизируют хранение и ускоряют комплектацию, а интеграция по API — синхронизировать данные в системах компаний, чтобы не терять времени на их повторный ввод.
По прогнозу Data Insight, в 2025 году число заказов на маркетплейсах может увеличиться еще на 20–25%. Значит, от логистики потребуется перевезти еще больше грузов, поэтому тренд на цифровизацию будет только нарастать.
Вебинар «Пять шагов для логистики» предлагает практические рекомендации по оптимизации цепочек поставок. Узнайте, как внедрить цифровые инструменты, сократить издержки и повысить эффективность логистических процессов. Смотрите вебинар на Campus.
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».