Электромобили в коммерческих перевозках: драйверы и тренды

Электромобили в коммерческих перевозках: драйверы и тренды
Электромобили в коммерческих перевозках: драйверы и тренды

Электромобили в коммерческих перевозках: драйверы и тренды

За 10 лет электромобили стали главным трендом автоиндустрии из-за клиентского спроса на экологичность. Новые стартапы нацелены на определенные сегменты, что усиливает конкуренцию для старых игроков. В этом контексте производителям важно адаптироваться, учитывая новые подходы и стратегии. О драйверах, проблемах и тенденциях этого направления — в нашем тексте на основе материала McKinsey.


Драйверы электрификации

Рынок легких коммерческих автомобилей в Европе за последние 10 лет демонстрирует устойчивый рост, несмотря на глобальное снижение покупательной способности из-за пандемии ковида. С 2015 до 2021 года рост сегмента составлял 4% в год, без последствий пандемии показатель бы достиг более 5%. Ожидается дальнейший рост в среднем более 1% в год благодаря следующему:

  • Усиление акцента на доставке последней мили из-за роста электронной коммерции.
  • Увеличение онлайн-продаж продуктов питания с прогнозируемым ростом около 7% в год до 2030 года.
  • Рост рынка досуговых автомобилей, которые базируются на платформах легких коммерческих машин.

Сегменты рынка

По сравнению с личными автомобилями у легких коммерческих автомобилей гораздо больше возможностей для применения. Предполагаемое использование легкого коммерческого автомобиля определяет его требования к электротранспорту, например, к таким как размер аккумулятора и запас хода. Эти требования, а также конкретные сценарии использования или общая стоимость владения могут влиять на интерес покупателей к электротранспорту.

Анализ рынка показывает 10 основных сегментов для легких коммерческих автомобилей в Европе. Пока ни один из этих сегментов не достиг 20% доли рынка. Это заставляет производителей создавать гибкие платформы, адаптируемые к потребностям конечных покупателей.

Чтобы удовлетворить эти потребности, специалисты по модернизации могут вносить изменения и добавлять различные элементы в базовую комплектацию автомобиля. Также возможно индивидуальное проектирование, добавление телематики, управление автопарком и специализированные модели финансирования и лизинга. Например, автомобили для доставки продуктов могут быть оснащены холодильными установками, а досуговые автомобили и автомобили скорой помощи — специализированными кабинами. Стоимость таких улучшений начинается от 4 000 евро и может значительно превышать стоимость базового автомобиля.

Самые быстро растущие сегменты — досуговые автомобили (RVs) и пассажирские перевозки. Рынок досуговых автомобилей стабильно рос в последние годы, став самым большим сегментом легких коммерческих автомобилей в Европе. Этот тренд, как ожидается, продолжится в течение десятилетия. Хотя пассажирские перевозки всё еще занимают сравнительно небольшую долю на рынке легких коммерческих автомобилей, их рост ожидается в связи с расширением модельного ряда в сервисах каршеринга.

За досуговыми автомобилями и пассажирскими перевозками следуют быстрорастущие сегменты, такие как торговля и продуктовые товары, а также курьерская и логистическая службы. В последние годы оба сегмента показали сильный рост. В сегменте торговли доля продуктовых товаров всё еще невелика. Например, в Германии это всего 22%. Однако тенденция заказа свежих продуктов с максимально быстрой доставкой, получившая распространение во время пандемии ковида, продолжится. Доставка на дом также продолжит расти, так как технологически продвинутые розничные гиганты концентрируются на рынке доставки последней мили.

Некоторые сегменты сохранят свою долю на рынке. Типичные сценарии использования легких коммерческих автомобилей в сфере услуг, строительства и ландшафтного дизайна, а также для частных нужд, останутся относительно стабильными на протяжении следующего десятилетия. Бизнес по аренде и лизингу равен приблизительно 15% от общего рынка и представляет собой часть всех других подсегментов, предусматривающих аренду автомобилей конечными потребителями. Ожидается, что он будет расти быстрее среднерыночного темпа.


Фургоны

Доставочные фургоны активно используются и могут проходить до 35 000 км в год. Их основная задача — доставка посылок в городах, поэтому таким электромобилям нужен запас хода минимум 150 км в день. Электрификация таких машин с маленьким аккумулятором (примерно 60 кВт·ч) дала бизнесу экономическую выгоду по сравнению с традиционными автомобилями уже в 2022 году.

В противоположном конце спектра — кэмперы, или автодома. Они используются редко, но клиенты ожидают большой запас хода (около 300 км) для длительных поездок без частой зарядки. Для этого сегмента рынка экономическая выгода электрификации ожидается не раньше 2030 года. Возможно, развитию сегмента будет способствовать то, что всё чаще владельцы автодомов ценят экологичность, благодаря чему электроавтодомов станет больше.


10 советов для автопарков при выборе электромобилей

  1. Гибкая платформа. Выбирайте электромобили с адаптивными платформами, которые можно легко настраивать под разные сегменты доставки.
  2. Учет потребностей. Уделяйте внимание максимальной грузоподъемности и дальности хода на одной зарядке, учитывая специфику вашего бизнеса.
  3. Следите за новинками. Не пренебрегайте новыми моделями от стартапов. Они могут предложить инновационные решения, привлекательные для логистической индустрии.
  4. Ориентирование на клиента. Рассматривайте автомобили с оптимизированными кабинами для комфортной работы водителей, особенно если они часто взаимодействуют с клиентами.
  5. Продвинутые услуги. Предпочитайте производителей, предлагающих дополнительные услуги и решения, например системы мониторинга заряда батареи или маршрутизации.
  6. Экологичность. Учитывайте экологические аспекты — электромобили снижают выбросы CO₂ и могут быть привлекательными для экологически осведомленных клиентов.
  7. Экономия на эксплуатации. Анализируйте общие эксплуатационные расходы. Электромобили часто требуют меньше обслуживания и экономят на топливе.
  8. Доступность зарядки. Оценивайте инфраструктуру зарядки в вашем регионе. Выбор электромобиля может зависеть от наличия и расположения станций быстрой зарядки.
  9. Срок службы батареи. При выборе автомобиля изучите, как долго батарея сохраняет свою мощность и сколько циклов зарядки она может выдержать.
  10. Окупаемость инвестиций. Оцените, как быстро окупится инвестиция в электромобиль и как это влияет на эффективность вашего бизнеса.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Повестка

Как московские диаметры ускорят доставку

карточка
Умные решения

Большой брат для логистики «ГосЛог»: первые итоги эксперимента

карточка
Перевод

Встречайте стартап Scoobic: электромобили для чистого города и быстрой доставки

карточка
Повестка

Больше и быстрее: пункты пропуска на границе с Китаем

карточка
Инструкции

Как внедрить систему управления автопарком (и что это дает)

карточка
Перевод

Устойчивые доставки: как города и компании могут изменить логистику

карточка
Повестка

Один на двоих: единый автомобиль для Союзного государства

карточка
Повестка

Серый импорт под запретом: как будет работать система отслеживания иностранных товаров в России

карточка
Повестка

Логистика БРИКС: транспортные коридоры, хабы и единая платформа

карточка
Повестка

Все поехали: итоги летнего туристического сезона — 2024

карточка
Колонки

Эксперт Яндекса: 5 ошибок бизнеса при организации собственной доставки последней мили

карточка
Инструкции

Предрейсовый контроль оставят за водителями

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка