Электромобили в коммерческих перевозках: драйверы и тренды

Электромобили в коммерческих перевозках: драйверы и тренды
Электромобили в коммерческих перевозках: драйверы и тренды

Электромобили в коммерческих перевозках: драйверы и тренды

За 10 лет электромобили стали главным трендом автоиндустрии из-за клиентского спроса на экологичность. Новые стартапы нацелены на определенные сегменты, что усиливает конкуренцию для старых игроков. В этом контексте производителям важно адаптироваться, учитывая новые подходы и стратегии. О драйверах, проблемах и тенденциях этого направления — в нашем тексте на основе материала McKinsey.


Драйверы электрификации

Рынок легких коммерческих автомобилей в Европе за последние 10 лет демонстрирует устойчивый рост, несмотря на глобальное снижение покупательной способности из-за пандемии ковида. С 2015 до 2021 года рост сегмента составлял 4% в год, без последствий пандемии показатель бы достиг более 5%. Ожидается дальнейший рост в среднем более 1% в год благодаря следующему:

  • Усиление акцента на доставке последней мили из-за роста электронной коммерции.
  • Увеличение онлайн-продаж продуктов питания с прогнозируемым ростом около 7% в год до 2030 года.
  • Рост рынка досуговых автомобилей, которые базируются на платформах легких коммерческих машин.

Сегменты рынка

По сравнению с личными автомобилями у легких коммерческих автомобилей гораздо больше возможностей для применения. Предполагаемое использование легкого коммерческого автомобиля определяет его требования к электротранспорту, например, к таким как размер аккумулятора и запас хода. Эти требования, а также конкретные сценарии использования или общая стоимость владения могут влиять на интерес покупателей к электротранспорту.

Анализ рынка показывает 10 основных сегментов для легких коммерческих автомобилей в Европе. Пока ни один из этих сегментов не достиг 20% доли рынка. Это заставляет производителей создавать гибкие платформы, адаптируемые к потребностям конечных покупателей.

Чтобы удовлетворить эти потребности, специалисты по модернизации могут вносить изменения и добавлять различные элементы в базовую комплектацию автомобиля. Также возможно индивидуальное проектирование, добавление телематики, управление автопарком и специализированные модели финансирования и лизинга. Например, автомобили для доставки продуктов могут быть оснащены холодильными установками, а досуговые автомобили и автомобили скорой помощи — специализированными кабинами. Стоимость таких улучшений начинается от 4 000 евро и может значительно превышать стоимость базового автомобиля.

Самые быстро растущие сегменты — досуговые автомобили (RVs) и пассажирские перевозки. Рынок досуговых автомобилей стабильно рос в последние годы, став самым большим сегментом легких коммерческих автомобилей в Европе. Этот тренд, как ожидается, продолжится в течение десятилетия. Хотя пассажирские перевозки всё еще занимают сравнительно небольшую долю на рынке легких коммерческих автомобилей, их рост ожидается в связи с расширением модельного ряда в сервисах каршеринга.

За досуговыми автомобилями и пассажирскими перевозками следуют быстрорастущие сегменты, такие как торговля и продуктовые товары, а также курьерская и логистическая службы. В последние годы оба сегмента показали сильный рост. В сегменте торговли доля продуктовых товаров всё еще невелика. Например, в Германии это всего 22%. Однако тенденция заказа свежих продуктов с максимально быстрой доставкой, получившая распространение во время пандемии ковида, продолжится. Доставка на дом также продолжит расти, так как технологически продвинутые розничные гиганты концентрируются на рынке доставки последней мили.

Некоторые сегменты сохранят свою долю на рынке. Типичные сценарии использования легких коммерческих автомобилей в сфере услуг, строительства и ландшафтного дизайна, а также для частных нужд, останутся относительно стабильными на протяжении следующего десятилетия. Бизнес по аренде и лизингу равен приблизительно 15% от общего рынка и представляет собой часть всех других подсегментов, предусматривающих аренду автомобилей конечными потребителями. Ожидается, что он будет расти быстрее среднерыночного темпа.


Фургоны

Доставочные фургоны активно используются и могут проходить до 35 000 км в год. Их основная задача — доставка посылок в городах, поэтому таким электромобилям нужен запас хода минимум 150 км в день. Электрификация таких машин с маленьким аккумулятором (примерно 60 кВт·ч) дала бизнесу экономическую выгоду по сравнению с традиционными автомобилями уже в 2022 году.

В противоположном конце спектра — кэмперы, или автодома. Они используются редко, но клиенты ожидают большой запас хода (около 300 км) для длительных поездок без частой зарядки. Для этого сегмента рынка экономическая выгода электрификации ожидается не раньше 2030 года. Возможно, развитию сегмента будет способствовать то, что всё чаще владельцы автодомов ценят экологичность, благодаря чему электроавтодомов станет больше.


10 советов для автопарков при выборе электромобилей

  1. Гибкая платформа. Выбирайте электромобили с адаптивными платформами, которые можно легко настраивать под разные сегменты доставки.
  2. Учет потребностей. Уделяйте внимание максимальной грузоподъемности и дальности хода на одной зарядке, учитывая специфику вашего бизнеса.
  3. Следите за новинками. Не пренебрегайте новыми моделями от стартапов. Они могут предложить инновационные решения, привлекательные для логистической индустрии.
  4. Ориентирование на клиента. Рассматривайте автомобили с оптимизированными кабинами для комфортной работы водителей, особенно если они часто взаимодействуют с клиентами.
  5. Продвинутые услуги. Предпочитайте производителей, предлагающих дополнительные услуги и решения, например системы мониторинга заряда батареи или маршрутизации.
  6. Экологичность. Учитывайте экологические аспекты — электромобили снижают выбросы CO₂ и могут быть привлекательными для экологически осведомленных клиентов.
  7. Экономия на эксплуатации. Анализируйте общие эксплуатационные расходы. Электромобили часто требуют меньше обслуживания и экономят на топливе.
  8. Доступность зарядки. Оценивайте инфраструктуру зарядки в вашем регионе. Выбор электромобиля может зависеть от наличия и расположения станций быстрой зарядки.
  9. Срок службы батареи. При выборе автомобиля изучите, как долго батарея сохраняет свою мощность и сколько циклов зарядки она может выдержать.
  10. Окупаемость инвестиций. Оцените, как быстро окупится инвестиция в электромобиль и как это влияет на эффективность вашего бизнеса.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Перевод

Платформы для электромобилей, рост новых рынков и другие топ-тренды развития автомобильной индустрии

карточка
Кейсы

Смена курса: как Amazon стал лидером рынка за счет внедрения инноваций в логистике

карточка
Повестка

Склад и шоурум в одном месте: что такое light industrial и почему он становится всё популярнее у бизнеса

карточка
Повестка

По своим маршрутам: в России запустят единую навигационную сеть для автотуристов

Как это поможет бизнесу

карточка
Повестка

Новые налоги: что изменится для логистики

карточка
Инструкции

Складская арифметика: как выгодно арендовать склад

карточка
Умные решения

Даркстор как логистическое плечо: как это работает

карточка
Инструкции

5 способов оптимизировать топливные расходы

карточка
Повестка

5 основных трендов в логистике в середине 2024 года

карточка
Умные решения

Самая-самая: популярная модель ГАЗ

карточка
Перевод

6 шагов к доверию: как бизнесу укрепить связь с клиентами

карточка
Перевод

Основные тенденции в сфере клиентского опыта в 2024 году: как удержать покупателя?

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка