Электрокары для бизнеса: последняя миля может стать первой

Электрокары для бизнеса: последняя миля может стать первой
Электрокары для бизнеса: последняя миля может стать первой

Электрокары для бизнеса: последняя миля может стать первой

Развитие электротранспорта — общемировой тренд. Россия, конечно, не исключение. С точки зрения эффективности перевозок вероятность перейти на электромобили есть у последней мили.

Легковые электромобили уже не редкость, а полноправное средство передвижения. С грузовыми пока сложнее, хотя ведущие автопроизводители уже тестируют или как минимум разрабатывают тягачи на электродвигателях. Внутригородские перевозки — на короткие расстояния и по территории населенных пунктов — самый перспективный кандидат для перехода на электромобиль.


Глобальный тренд на русской почве

В 2023 году в мире продали 13,6 млн электромобилей. Это на 31% больше, чем годом ранее. В России продажи выросли в 4 (!) раза, правда, при более скромных объемах. Всего за прошлый год в стране купили почти 15 тысяч новых легковых электромобилей. По прогнозам экспертов, к 2030 году в России будет не меньше 1,5 млн электрокаров.

На рынке есть надежные модели. Например, электромобили Газель e-NN обладают электродвигателем мощностью 136 л. с., обеспечивающим максимальную скорость до 100 км/ч. Запас хода составляет до 200 км на одной зарядке, что делает эту машину идеальным выбором для городских условий.  Электромобиль практически бесшумен, удобен в управлении благодаря отсутствию МКПП и обеспечивает высокую плавность хода.

Кроме того, в России сформировался вторичный рынок электрокаров. По данным агентства АВТОСТАТ, в 2023 году было продано и куплено почти 10,5 тысячи подержанных электромобилей. Результат рекордный: рост к 2022 году — 20%.

Беспилотные грузоперевозки представляют собой инновационный подход к доставке, обеспечивают повышенную безопасность и снижение затрат. Эти транспортные средства оснащены системами навигации и датчиками, чтобы минимизировать дорожные инциденты. Читайте подробнее на Campus.


Инфраструктура для электрокара

Главное условие для роста парка электрокаров — развитие инфраструктуры. И она растет, причем такими же быстрыми темпами.

В 2015 году, по данным Росстата, в России было всего 6 электрозарядных станций (ЭЗС). В апреле 2023 года их количество составило уже 1664 штуки. Это данные совместного исследования 2ГИС, сервиса бизнес-аналитики 2ГИС Про и сервиса проверки истории авто «Автотека». Подтверждает информацию и Минэнерго. Причем за год общее число станций зарядки выросло на 105%.

Но пока зарядных станций гораздо меньше, чем обычных АЗС. Их в 2023 году было 23 тысячи.

Станции работают с разъемами GB/T, CCS2 или CHAdeMO. Это стандарты китайских, европейских и американских, японских электрокаров соответственно.


Господдержка

В августе 2021 года была утверждена Концепция по развитию и использованию электрического автомобильного транспорта в РФ на период до 2030 года.

В рамках концепции государство активно стимулирует рынок электрокаров. Направлений господдержки несколько. Первое: льготы для владельцев машин на электродвигателе. Если авто собрано в России, а это пока только Москвич и Evolute, и приобретается в кредит, то компенсируется 35% его стоимости — в пределах 925 тысяч рублей.

В некоторых регионах электрокары освобождены от транспортного налога, в других предусмотрена льгота. Например, их владельцы не платят налог в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге. В Волгоградской, Калининградской и Тюменской областях нулевая ставка предусмотрена для электрокаров мощностью до 150 л. с.

Также на электромобиле можно бесплатно ездить по платным участкам федеральных трасс, таким как М1 «Беларусь», М3 «Украина», М4 «Дон», М11 «Нева», М12 «Восток», ЦКАД и Северный обход Одинцова. Пока льгота предусмотрена до конца 2024 года и только если в авто есть транспондер.

Еще один бонус владения электромобилем — бесплатная парковка. Действует в Москве, Санкт-Петербурге и Новороссийске. А в столице электрокары заряжаются бесплатно на станциях «Энергия Москвы».

Второе направление господдержки — компенсирующие субсидии для бизнеса, который устанавливает ЭЗС. Размер субсидии составляет до 60% от затрат на установку станции (максимально 1,86 млн рублей) и до 30% (до 900 тысяч рублей) от затрат на техприсоединение к электросети.

Важный момент: Минпромторг изменил требования к комплектации быстрых зарядных станций, которые будут субсидироваться государством. Они должны обязательно поддерживать китайские стандарты. А сейчас обсуждается еще одно изменение. В правительстве считают, что обязательными нужно сделать CCS2 и GB/T, а третий разъем оператор должен определять самостоятельно.

И еще одна новость последнего месяца. Правительство предлагает обязать АЗС устанавливать зарядки для электрокаров. Минэкономики прорабатывает такую возможность. Речь, в первую очередь, идет об АЗС на федеральных трассах. Будут установлены критерии выбора мест, в том числе протяженность транспортных сетей и экономическая целесообразность.

Поддерживают развитие сети зарядных станций и регионы. Например, в бюджете Челябинской области на субсидирование установки ЭЗС предусмотрено почти 83 млн руб. Это позволит открыть 30 новых зарядных станций. В прошлом году регионы потратили на субсидирование 31 млн рублей, число станций увеличилось на 13. Причем открывать ЭЗС планируют на региональных и федеральных трассах.


Планов громадье

Всего в 2024 году правительство планирует увеличить количество зарядных станций на 1437 быстрых и более 3,2 тысячи медленных. Это в 2 раза больше, чем электрозарядных станций открылось в 2023 году.

А всего (и это прописано в Концепции) планируется, что будет запущено в эксплуатацию не менее 72 тысяч зарядных станций, из них не менее 28 тысяч — быстрых. На первом этапе, по 2024 год включительно, в стране должны работать 9,4 тысячи зарядных станций, в том числе 2,9 тысячи из них — быстрые.


Электрокар для последней мили

Последняя миля может стать первой в применении электромобилей. Причина — в эффективности перевозок, то есть сокращении затрат, в котором заинтересован любой бизнес.

По расчетам ПЭК, в структуре себестоимости перевозки затраты на топливо составляют 30–35%. Это общая цифра для магистральных и внутригородских перевозок, но в городе доля этих затрат может быть даже выше. Так, средний расход топлива у легкого коммерческого автомобиля в городе 15 л на 100 км на бензине, 13 л на 100 км — на дизеле.

Пробег 100 км при средней цене АИ-92 в России на конец февраля 2024 года 50,89 рубля и дизельного топлива 54,9 рубля обойдется в 763 рубля и 713 рублей соответственно.

Стоимость зарядки электромобиля с аккумулятором 100 кВт٠ч на 100 км пути составляет на терминалах быстрой зарядки постоянным током 14–20 рублей за кВт٠ч, то есть 280–400 рублей. Зарядка на медленных станциях переменного тока (8–12 рублей за кВт٠ч) — 160–240 рублей.

Кроме того, электрокар во время движения по городу тратит меньше энергии. Дело в том, что при торможении электродвигателем в батарею возвращается до 40% потраченной энергии.

Даже если для коммерческих электрокаров стоимость зарядки будет выше, чем для личных, и без учета возврата энергии, получается экономия более чем в 2 раза на каждой заправке. Кроме того, сейчас большинство зарядных станций расположены именно в городах, следовательно, у автомобилей, работающих на последней миле, не будет проблем в зарядкой.

Проблем с электрокарами для бизнеса тоже, похоже, не будет. Так, «Моторинвест» планирует выпускать минивэн i-VAN для использования в корпоративных и коммерческих целях. В Калининградской области также планируют, помимо легкового электрокара, производить электрокар для транспортных компаний.


Гладко на бумаге

Но есть и минусы. Как рассказал Campus владелец электрокара Максим Сидоров, в Москве впечатления от электрокара самые позитивные: можно парковаться бесплатно, не платить за проезд по платным трассам (кроме дублера Кутузовского проспекта), транспортного налога нет, зарядки в Москве тоже есть бесплатные. Хотя и в столичном мегаполисе расположены они неравномерно. Например, в пределах Третьего кольца их много, а в Митино всего 2 бесплатные зарядные станции, в Строгино — одна бесплатная зарядная станция. За год две станции появились в Звенигороде, где их вообще не было.

Но именно инфраструктуру опытный пользователь электрокара (с 2022 года) называет уязвимым местом электромобилей. Если в Москве и Санкт-Петербурге зарядных станций достаточно, то в других регионах, как убедился Максим на собственном опыте, всё иначе. Например, бесплатные станции единичные.

«Станций становится больше с каждым годом. Но инфраструктура не справляется. У каждой станции свое приложение для работы, своя последовательность при подключении и начале зарядки. Пистолетные зарядки самые лучшие (они быстрые и удобные), а медленные требуют наличия своего зарядного кабеля (1,5–10 м)», — говорит владелец электрокара.

Кроме того, даже на отечественных электромобилях установлено иностранное ПО: русифицированное, но при эксплуатации появляются ошибки. Допустим, если неправильно закончить зарядку, может потребоваться снятие клеммы с аккумулятора для перезагрузки системы. А если заглушить электрокар, не нажимая педали тормоза, это может спровоцировать появление ошибок.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка