Грузовые беспилотные перевозки: рынок ждет новых решений

Грузовые беспилотные перевозки: рынок ждет новых решений
Грузовые беспилотные перевозки: рынок ждет новых решений

Грузовые беспилотные перевозки: рынок ждет новых решений

Грузовые беспилотные автомобили существуют — это факт. Еще один факт: беспилотники с грузами совершают коммерческие рейсы. Но пока — на отдельных трассах за пределами городов, при этом экономика таких проектов остается за пределами рентабельности.

О грузовых беспилотных перевозках в мире говорят уже много лет. Разработку беспилотных автомобилей в разные годы анонсировали крупнейшие мировые технологические компании — Google и Apple, Baidu, Huawei, автопроизводители Uber, Ford, Volkswagen и Tesla Илона Маска, российские Яндекс и Сбер.

Но что понимается под беспилотными автомобилями, а вернее, автономными автомобилями?


Уровни автономности

Международное сообщество автомобильных инженеров ввело пятиуровневую классификацию автономности автомобилей.

Первый уровень подразумевает, что автомобилем управляет водитель. При этом некоторые функции передаются искусственному интеллекту. Например, круиз-контроль, контролирующий скорость автомобиля и ее соответствие дорожной обстановке и другим условиям движения. Большинство современных автомобилей имеют именно первую степень автономности.

Автомобиль второго уровня автономности может ехать без водителя, но только вне дорог. Человек присутствует, но не контролирует руль, не участвует в процессе парковки, однако при необходимости может взять управление на себя. Такие системы есть во многих легковых автомобилях и внедорожниках. Например, у Volkswagen это Park Assist, PAV, у Lexus и Toyota — IPAS, у Opel — Advanced Park Assist.

Третий уровень — беспилотное управление на прямом участке автотрассы. Реализован в технологии Platooning, используемой при движении автопоездов. С технологией не всё гладко, но эксперты отмечают ее положительные стороны. Четвертый уровень — это дистанционное управление автомобилем, когда человека в машине уже нет, но он может вмешиваться в управление. И наконец, пятый уровень — та самая полная автономия машины, к которой стремятся разработчики.

Роботы умеют получать заказ на складе, отвозить его по адресу, указанному клиентом, и вручать человеку. Они аккуратно обходят препятствия и умеют спускаться с тротуара. А еще — помогают нейросети получать новые данные и обучаться, а та, в свою очередь, всё лучше ориентирует роботов в пространстве. А как их используют в бизнесе? Читайте в материале Campus.


Дорогие лидары

Тем более что техническое решение для полной автономии существует. Это лидары — лазерные локаторы, использующие технологию испускания лазером волн оптического диапазона с дальнейшей регистрацией лазерных импульсов, которые были рассеяны объектами.

Слово лидар представляет собой аббревиатуру LIDAR — Light Identification Detection and Ranging, то есть система световой идентификации, обнаружения и определения дальности. Сегодня лидары используются в абсолютном большинстве беспилотных автомобилей — как легковых, так и грузовых. Минус в том, что это довольно дорогая технология, а для движения по дорогам общего пользования автомобилю нужен лидар с обзором 360°.


Без пилота и лидара

Существуют и безлидарные технологии. Например, один из лидеров мирового беспилотного автомобилестроения «Тесла» не использует лидары в своих автомобилях — вместо них работают камеры и ультразвуковые датчики.

Другая безлидарная технология разработана компанией BaseTracK. Она основана на том, что система выстраивает цифровой аналог трассы, учитывающий особенности рельефа, повороты и другие нюансы. А затем грузовик двигается во «виртуальному рельсу». Преимущество технологии в том, что ей не требуется специальная дорожная инфраструктура. Плюс снижается расход топлива, так как система выбирает оптимальную скорость. Но для ее использования нужно заранее оцифровать трассу, а на грузовик установить специальное оборудование.


Они существуют

И не только существуют, но совершают коммерческие рейсы и «накатали» приличные пробеги. Например, грузовики Waymo Via (Google) — фуры, оснащенные системами автономного управления, — еще на начало 2020 года имели общий пробег 32 млн км. Наверное, дальше всех продвинулся китайский проект с американской локализацией TuSimple: компания заявляла о планах запустить 5 тысяч беспилотных грузовиков.

Россия в области беспилотных грузовых перевозок если не впереди планеты всей, то на топовых позициях. Эксперимент на трассе М-11 «Нева» проходит с июня 2023 года. К ноябрю прошлого года беспилотники проехали 560 тысяч км между Москвой и Санкт-Петербургом и перевезли свыше 10 тысяч тонн грузов. К эксперименту присоединяются всё больше перевозчиков (Минтранс стимулирует их специальной субсидией). Растет и количество рейсов. Так, в 2024 году ПЭК планирует удвоить число рейсов.

Беспилотные грузовые автомобили, а именно карьерные самосвалы, используют в российской Арктике для доставки грузов на месторождение нефти по 140-километровому зимнику в Ямало-Ненецком автономном округе. Кроме того, на российских полях работают беспилотные комбайны, а роботы-доставщики развозят заказы в Москве. Это, конечно, не грузовики, но все-таки роверы перевозят небольшие грузы.

А как внедрить ИИ в логистику за три простых шага? Читайте в материале Campus.


Нисходящий тренд

Россия идет своим путем, а в мире интерес к беспилотникам начинает угасать. Uber, Ford, Volkswagen друг за другом объявляют о продаже или закрытии беспилотных проектов. После серии аварий с машинами, оборудованными системой автономного движения (Tesla, TuSimple), идея начала терять привлекательность для инвесторов.

Пожалуй, еще большее негативное влияние на разработки беспилотных грузовиков оказал тот факт, что, несмотря на многолетние разработки и многомиллиардные инвестиции, добиться рентабельности от коммерческих рейсов пока не удается.

Тот же эксперимент на трассе М-11 пока остается только экспериментом, а для его расширения необходимо создавать инфраструктуру на других трассах. Кроме того, в России эксплуатация беспилотных автомобилей возможна только в «цифровых песочницах» — некоторых регионах, где созданы нормативные условия, и только с тест-пилотом на борту. И оплата труда этого специалиста тоже не в пользу рентабельности перевозки.

Скорее всего, беспилотные перевозки все-таки станут реальностью, но не так быстро, как об этом говорили еще пару лет назад. Возможно, будет оптимизирована технология с использованием лидаров или появятся другие. Двигать процесс разработки беспилотников будет, в числе прочего, и дефицит водителей-дальнобойщиков. Но это на трассах, а внутригородские перевозки в обозримом будущем все-таки останутся за человеком.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка