Мал, да удал: e-commerce в Армении «едет» на автомобилях

Мал, да удал: e-commerce в Армении «едет» на автомобилях
Мал, да удал: e-commerce в Армении «едет» на автомобилях

Мал, да удал: e-commerce в Армении «едет» на автомобилях

Объемы электронной торговли растут во всем мире. Армения — не исключение. Новый импульс национальный e-commerce получил с приходом в страну крупнейших российских маркетплейсов. Развивается и встречный процесс: армянские продавцы выходят на российский рынок, используя возможности онлайн-торговли и транспортные связи между странами. Но если доставка из России осуществляется чаще воздушным транспортом, то внутренняя — в основном автомобильным.


Маленькая страна с высокими темпами роста

В прошлом году рост экономики Армении превысил 14%. ВВП вырос до $20 млрд. В  государственном бюджете на 2023 год предусмотрен рост 7%. Абсолютные цифры небольшие, но и население Армении — около 3 млн человек.

Более половины ВВП Армении — 55,2% по итогам 2022 года — приходится на сектор услуг. Оборот внутренней торговли в Армении в январе — октябре текущего года составил 4 247 млрд драмов ($10,5 млрд), прирост за год — 23,3% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Об этом сообщает Национальный статистический комитет республики.

По итогам 10 месяцев 2023 года на долю розничных магазинов приходится около 82% от общего оборота, еще порядка 6% — рынки и мини-форматы. На «другие объекты торговли» (по классификации органа госстатистики) — 11,8%. Скорее всего, в эту долю входит и вклад армянского e-commerce.

В 2020 году на онлайн-торговлю приходилось примерно 5% от внутреннего торгового оборота страны. Более свежих официальных данных нет. Но зная, что правительство страны озабочено вопросами регулирования электронной торговли в рамках Евразийского экономического Союза (ЕАЭС), можно предположить, что на нее приходится приличная часть внутренней торговли. К тому же растет e-commerce быстрыми темпами.


Маркетплейсы: крупнейшие, самые популярные и российские

Самыми популярными и крупнейшими маркетплейсами Армении нейросеть GigaChat назвала Daraz.am (широкий ассортимент товаров от различных продавцов), Tut.am (специализируется на продаже товаров для дома и сада), Promarket.am (товары для дома, электроника, товары для красоты и здоровья и многое другое) и Zangar.am (косметика, парфюмерия, товары для ухода за телом и другие товары для красоты и здоровья).

К крупнейшим нейросеть отнесла и армянскую «дочку» российского Ozon — Ozon.am. Маркетплейс вышел на рынок Армении в июле 2023 года, когда были открыты представительство и сортировочный центр в Ереване. Теперь покупать армянские товары могут российские потребители, а жители страны — заказывать товары из России и Армении. Сроки доставки составляют 5–8 дней, причем маркетплейс доставляет товары до покупателей. Для этого в 2024 году планируется развивать сеть ПВЗ Ozon в Армении по модели франшизы.

Развивается в стране и другой российский гигант — Wildberries. Маркетплейс представлен в Армении с 2018 года, но за 2023 год продажи выросли в два раза: как внутри страны, так и трансграничные. Детально объемы в компании не раскрывают, но речь идет о покупке нескольких миллионов единиц товаров российских продавцов в месяц, внутри страны объемы достигают сотен тысяч товаров ежемесячно.

В планах Wildberries — выйти за пределы столичного региона, открыть еще 4–5 сортировочных центров в Гюмри, Мерги, Ванадзоре и других крупных городах. А также построить крупный склад, что позволит армянским селлерам продавать во всех странах, где представлен маркетплейс. Грузы из России в Армению приходят за неделю, в планах маркетплейса сократить этот период до 3–5 дней. В том числе и за счет роста сети ПВЗ: в 2023 году их стало больше на 30%.


Как работает доставка в Армении

По данным за 9 месяцев 2023 года, общий объем грузоперевозок в Армении равен почти 13,7 тысячи тонн. Это на 1,2% больше, чем в том же периоде прошлого года. При этом рост произошел за счет авиационного транспорта (+75%) и автомобильного (+10,5).

Грузооборот за это время составил более 3,5 млн тонн/км, в том числе на автомобильный транспорт пришлось свыше 820 млн тонн/км (+6,3%), железнодорожный — порядка 446 млн тонн/км (–31,5%), воздушный — 13,1 млн тонн/км (рост в 2,6 раза).

Авиатранспортом осуществляются международные перевозки, в том числе грузовые из России. Значимость грузовых автомобильных перевозок вырастет с запуском новой автомагистрали, которая войдет в международный проект «Север — Юг». После завершения работ эта дорога протяженностью 556 км позволит безопасно и быстро перевозить грузы между странами Персидского залива, Россией и Европой.

«Рынок Армении, как и других постсоветских стран, безусловно интересен российскому бизнесу. Существует и встречный интерес со стороны армянских предпринимателей. Но есть сложности: у России и Армении нет общей границы. Логистика выстроена либо автотранспортом через Грузию, а это и две границы, и погодные ограничения. Либо авиатранспортом, тарифы у которого выше, чем у наземного. Тем не менее товарооборот между странами за 10 месяцев 2023 года вырос более чем на 40%, Россия остается ведущим внешнеторговым партнером Армении», — отмечает эксперт по логистике Максим Губанов.

Внутренняя логистика осуществляется в основном с помощью автомобильного и железнодорожного транспорта. Однако стоит отметить, что объем грузоперевозок по железной дороге за 9 месяцев составил всего 1743,6 тысячи тонн, что означает сокращение — 30% год к году.

Показатели автомобильных грузоперевозок растут и благодаря протяженной сети автотрасс. Общая протяженность сети автомобильных дорог общего пользования в Армении — более 7,5 тысячи км. А длина действующей железнодорожной сети — около 707 км (69 станций).

  1. Логично, что в стране есть спрос на легкие коммерческие автомобили, в том числе российские. Например, одни из самых популярных моделей в Армении — целое семейство малотоннажных грузовых автомобилей «Газель Next» с максимальной грузоподъемностью 1,2 тонны.

    Всего в 2023 году в Армении было продано 74 автомобиля бренда, в том числе 15 бортовых «Газелей Next», 11 цельнометаллических фургонов «Газель Next», 10 бортовых «Газелей Бизнес». Все эти автомобили относятся к легким коммерческим.

  2. В 2024 году дистрибьютор коммерческого и пассажирского транспорта ГК «Современные транспортные технологии» готовится вывести на рынок Армении уже ставший популярным на российском рынке автомобиль   «Соболь NN». Эта компактная маневренная модель оптимальна для движения в условиях плотной застройки и сложного автомобильного трафика Еревана. Также ожидается появление автомобилей нового семейства легких коммерческих автомобилей — бескапотных грузовиков «Валдай Next» с полной массой 8 и 12 тонн. Эти автомобили также ориентированы на использование в e-commerce.

Учитывая рост онлайн-торговли в Армении, в том числе всё более значимое присутствие российских маркетплейсов, можно прогнозировать большее взаимопроникновение товаров в ассортимент маркетплейсов (и не только), а также увеличение объемов продаж как следствие активного товарооборота между странами. Это означает, что в логистике потребуются новые решения, чтобы доставка стала еще быстрее, качественнее и дешевле.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Перевод

Электротранспорт в 2024 году: цепочка поставок, сеть зарядки и рынок аккумуляторных материалов

карточка
Умные решения

Кто на новенького: каким топливом выгодно заменить бензин в коммерческом транспорте

карточка
Повестка

Куда едет логистика: тренды 2024 года

карточка
Перевод

Три тенденции в логистике электронной коммерции, которые меняют розничную торговлю прямо сейчас

карточка
Повестка

В едином потоке: за счет чего растет торговля между Россией и Китаем

карточка
Повестка

Проверки по требованию: что означает для бизнеса риск-ориентированный подход

карточка
Умные решения

Инфографика: Переход на роботизированную логистику склада

карточка
Повестка

Цифровой пропуск: в России стартует эксперимент по бесшовным грузоперевозкам

карточка
Инструкции

Майские путешествия: как подготовить бизнес к наплыву туристов

карточка
Умные решения

Долго или дорого: платные трассы для логистики

карточка
Повестка

Какие дороги и развязки построят в Москве в 2024 году

карточка
Повестка

Дептранс Москвы предлагает создать систему контроля курьеров

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка