Дептранс Москвы предлагает создать систему контроля курьеров

Дептранс Москвы предлагает создать систему контроля курьеров
Дептранс Москвы предлагает создать систему контроля курьеров

В России число курьеров уже превысило 1 млн человек. Пешие, на самокатах, велосипедах и автомобилях — они уже стали частью городской среды. Власти Москвы ищут способ урегулировать этот рынок. Один из них — система передвижения и учета курьеров.

Объем интернет-торговли в России по итогам 2023 года увеличился на 28% и составил 6,4 трлн рублей, подсчитали в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Тренд продолжается в 2024 году. По данным аналитической компании Data Insight, в январе 2024 года интернет-магазины и сервисы доставки продуктов питания выполнили 56,4 млн заказов (+35% к январю 2023 года). Это без учета продаж универсальных маркетплейсов с несрочной доставкой.

Больше курьеров, больше оплата

С ростом e-commerce растет и доставка. Число курьеров в России еще в 2023 году составило 1,2 млн человек, сообщили в Межрегиональной ассоциации курьерских служб (МАКС). Для сравнения: количество сотрудников в российской ИТ-отрасли составляет порядка 820 тысяч человек.

При этом больше всего курьеров — в крупных городах. Лидирует Москва, хотя оценить число курьеров в столице эксперты не берутся. Но, судя по данным АКИТ, на Москву и Московскую область (1-е и 2-е места) за 9 месяцев 2023 года пришлось более 25% всех онлайн-заказов в стране. На третьем месте — Санкт-Петербург (6,1%).

Несмотря на солидные цифры роста, дефицит курьеров оценивается в 100 тысяч человек.

«Потребность в курьерах растет, это факт, — говорит эксперт по логистике Максим Губанов. — Также в течение года есть два пиковых периода, когда дефицит в курьерах особенно критичен: с середины января по середину апреля и с август по декабрь. По моим оценкам, дефицит в курьерах может достигать 60% в декабре и сохраняться в среднем за год на уровне 30–40%».

В PONY EXPRESS подтверждают дефицит: на март 2024 года нехватка курьеров в компании оценивается в 15%. Причем только 5% курьеров компании передвигаются пешком, а 95% работают на автомобилях.

Нехватка сотрудников имеет два основных последствия: зарплаты курьеров растут, а качество и скорость, увы, снижаются. Если раньше курьерами работали в основном мужчины до 35 лет, то сейчас среди них встречаются пенсионеры, женщины и мигранты.

Привлекает людей в отрасль оплата труда. Компания Salary Index выяснила, что средняя зарплата курьера в 2023 году выросла примерно на 30% и достигла 95 тысяч рублей в месяц. При этом зарплата автокурьера по стране в среднем составила 82 124 рубля, в Москве — 96 395 рублей.

Зима 2023/2024 годов побила эти рекорды. Аналитики Работы.ру на основе вакансий и резюме курьеров, размещенных на сервисе с декабря 2022 года по февраль 2024 года, выяснили, что число вакансий для курьеров на 34% превысило показатель аналогичного периода 2022/2023 годов. При этом средние зарплатные предложения выросли на 38% по отношению к зиме 2022/2023 годов и средняя зарплата в вакансии превысила 112 тысяч рублей.

Можно предположить, что в Москве и области работает примерно четверть курьеров об общего числа в стране. Это как минимум 250–300 тысяч человек. Желание властей упорядочить этот рынок вполне объяснимо.

Что предлагают власти Москвы

Департамент транспорта Москвы предложил крупнейшим игрокам рынка доставки ввести систему контроля за курьерами и единые стандарты для упорядочения рынка.

Первое. Система регистрации и учета курьеров будет контролировать время работы каждого курьера, его перемещения и другие параметры. Для этого курьерам предлагается присваивать идентификационный номер (ID). Его будут считывать с формы и/или сумки курьера камеры Городской системы видеонаблюдения «Единый центр хранения и обработки данных» (ГИС ЕЦХД). Всего в систему объединены 276 тысяч камер видеонаблюдения, в том числе с распознаванием лиц (данные Минцифры на ноябрь 2023 года). Аналогичная система видеонаблюдения «Безопасный регион» есть и в Московской области.

В Дептрансе Москвы пояснили, что самый частый способ передвижения курьеров — это велосипеды и средства индивидуальной мобильности (СИМ), к примеру электросамокаты. Они должны соответствовать основным требованиям безопасности, которые предъявляются к СИМ. В том числе иметь встроенные ограничитель скорости до 25 км/ч и передачу телематических данных о поездке, автоматически замедляющую этот транспорт в зонах с ограничением скорости передвижения. Например, максимальная скорость движения в жилой зоне и на дворовой территории, в соответствии с п. 10.2 ПДД, составляет 20 км/ч. Также курьеры на велосипедах и СИМах должны соблюдать правила парковки.

Второе. Дептранс предложил бизнесу подумать о единых стандартах работы курьеров, в том числе проводить единое тестирование на знание правил дорожного движения (ПДД) и правил безопасного вождения.

Скорее всего, это реакция властей на растущее количество ДТП с участием курьеров на СИМах. Так, за 9 месяцев 2023 года в Москве произошло 2 647 таких дорожных происшествий, в которых погиб 31 человек. Рост количества к 2022 году — почти 216%. Это данные Научного центра безопасности дорожного движения МВД.

Только в январе прошлого года в столице произошло 7 ДТП с участием курьеров. Резонансным стал случай в июле 2023 года, когда курьер на электросамокате сбил ребенка и скрылся с места происшествия. ДТП произошло на Черноморском бульваре в Москве.

И третье. Дептранс считает разумным сверять планы бизнеса по открытию дарксторов с городскими властями. Это поможет эффективно планировать развитие транспортной инфраструктуры рядом с такими точками. 

Пока все изменения обсуждаются не в формате законодательных или нормативных ограничений, а в качестве мер саморегулирования и на уровне договоренностей с регулятором. Однако некоторые участники рынка курьерской доставки говорят о том, что нормативно-правовые документы, предусматривающие регулирование деятельности курьеров, уже разрабатываются.

Велосипед vs автомобиль

Рынок доставки продолжит расти вместе с онлайн-торговлей. Уже сейчас эксперты прогнозируют, что к концу года дефицит курьеров может составить более 250 тысяч человек. 

При растущей емкости рынка и дефиците курьеров один из вариантов покрытия дефицита — пересадить курьеров на легкие коммерческие автомобили. Преимущества в том, что для доставки на LCV требуется меньше сотрудников: один автомобиль может перевозить больше заказов. Кроме того, действует понятное нормативное регулирование.

Например, российский автомобиль Соболь NN грузоподъемностью 3,5 тонны разработан специально для городской логистики. Компактная длина до 5 м, радиус разворота 5,4 м и объемный грузовой отсек 11,5 м³ позволяют эффективно использовать его в условиях плотного трафика.

Частично тренд уже реализуется. Так, по данным компании «Грузовичкоф», в 2023 году количество внутригородских заказов увеличилось на 15–20%, e-commerce-заказов — на 64%. В автопарке компании порядка 5 тысяч автомобилей, большая часть которых — LCV отечественного производства: различные модели брендов «Газель» и «Соболь».

Однако исполнительный директор PONY EXPRESS Александр Тимофеев считает, что у курьеров гиперлокальной доставки, то есть на велосипедах/самокатах, и курьеров на автомобилях принципиально разные концепции работы.

«Нельзя забывать о проблемах с парковкой. Поэтому такая вероятность близка к нулю», — уверен Александр Тимофеев, говоря о доставке на LCV.

В крупных столичных городах заменить СИМы на легкие коммерческие авто действительно сложно, соглашается с этим мнением Максим Губанов.

«Сложный трафик на дорогах, отсутствие и высокая цена парковок, ограничения по перемещению авто в центрах городов делают доставку на авто нерентабельной и не удовлетворяющей нужды потребителя. Поэтому в крупных городах, в том числе столичных городах, будут развиваться другие формы доставки, такие как ПВЗ и постаматы. Но в регионах доставка на автомобилях, напротив, будет активно развиваться», — считает эксперт.

Ограничивающими факторами он называет тот же дефицит кадров: профессиональных водителей в России также не хватает. Плюс непростые, с финансовой точки зрения, условия приобретения автомобилей LCV. Нивелировать последний фактор помогают различные финансовые сервисы, которые доступны при покупке автомобиля у официального дилера СТТ. 

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Умные решения

Даркстор как логистическое плечо: как это работает

карточка
Инструкции

5 способов оптимизировать топливные расходы

карточка
Повестка

5 основных трендов в логистике в середине 2024 года

карточка
Умные решения

Самая-самая: популярная модель ГАЗ

карточка
Перевод

6 шагов к доверию: как бизнесу укрепить связь с клиентами

карточка
Перевод

Основные тенденции в сфере клиентского опыта в 2024 году: как удержать покупателя?

карточка
Повестка

Высокие зарплаты, дополнительный отпуск и роботы вместо водителей: как транспортная отрасль справляется с кадровым голодом

карточка
Повестка

Единый путь: Россия, Китай и Казахстан создадут цифровую трансграничную платформу

карточка
Умные решения

Защита от опоздания и кибератак: от каких новых угроз страхуются перевозчики

карточка
Инструкции

На 10 лет и по сниженной ставке: как работает программа льготного кредитования для промышленности, логистики и туризма

карточка
Инструкции

Страховка онлайн: выбрать, оформить, не рисковать

карточка
Повестка

Маршрут под ключ: автопутешествия как вид отдыха

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка