Электротранспорт в 2024 году: цепочка поставок, сеть зарядки и рынок аккумуляторных материалов
26.04.2024 111 просмотров
В 2023 году потребительский интерес к электромобилям снизился, ряд перспективных стартапов провалился, упала стоимость сырья для аккумуляторов, а производители и поставщики из Китая переключились на экспорт авто и комплектующих. Прогноз S&P Global Mobility на 2024 год демонстрирует осторожный оптимизм с ростом числа доступных электромобилей, развитием системы зарядки и достижением прибыли. Campus публикует перевод этого прогноза.
Несмотря на снижение интереса потребителей к электромобилям, не теряет актуальности задача сокращения выбросов. Законодательные инициативы и планы по электромобильной индустрии продолжают действовать и приближаются к реализации. Однако снижение спроса на электромобили может укрепить позиции рынка ДВС и стимулировать консолидацию традиционных автопроизводителей, привлекая внимание инвесторов.
Перед отраслью стоят важные стратегические задачи по инвестициям в электрификацию. Многие производители уже не могут отказаться от перехода к электромобилям, тогда как некоторые поставщики размышляют о целесообразности слишком раннего полного перехода на электромобильное направление.
Решение во многом будет зависеть от возможности предложить рынку доступные электромобили с реально увеличенным запасом хода. Их необходимо интегрировать в зарядные экосистемы, которые должны быть хорошо распространены и надежны. Эти усилия сохраняют прибыльность и маржу и нацелены на удовлетворение инвесторов, ожидающих возврата своих вложений в автомобильную отрасль и вклада в энергетический переход.
Вот наш прогноз по различным секторам в сфере электрификации.
Продажи электромобилей
Согласно прогнозам S&P Global Mobility, объем продаж аккумуляторных электромобилей (BEV) в мире достигнет 13,3 млн единиц в 2024 году, что составит примерно 16,2% от общемировых продаж легковых автомобилей. Для сравнения: в 2023 году было реализовано около 9,6 млн BEV, что составляло 12% рыночной доли.
Основные рынки будут составлять большую часть этого объема, хотя и более мелкие рынки также покажут умеренный рост. Прогнозируемая доля электромобилей по регионам выглядит следующим образом:
Центральная/Западная Европа: 22,2%
США: 13,2%
Китай: 28,6%
Индия: 4,1%
В целом по миру: 16,2%
Электромобиль «Газель e-NN» представляет собой новое поколение транспортных средств, отличающееся эффективностью и экологичностью. Фургон обладает преимуществами электрического привода, включая низкие эксплуатационные расходы и отсутствие выбросов. Он подходит для городских доставок и других коммерческих задач, где важны маневренность и доступность использования в городских условиях. Подробнее.
Цепочка поставок электромобилей
Производители оригинального оборудования (ОЕМ) всё чаще занимаются разработкой компонентов электрифицированной тяги внутри компании. Рынок аутсорсинговых программ для таких компонентов, как интегрированные электрооси (e-Axles), остается высококонкурентным.
Контроль Китая над рынком электрических двигателей стимулирует технические и политические усилия по диверсификации, исходя из использования постоянных магнитов (PM). Основные платформы, в частности вторичные приложения e-Axle для полноприводных автомобилей, отходят от использования PM.
Рост партнерств между OEM и поставщиками указывает на стремление контролировать рынок электрических двигателей, на котором Китай сохраняет доминирование. В Европе развитие электротоплива может открыть новые возможности на фоне уменьшающегося интереса к электромобилям, стимулируя фокус на исследованиях и разработках (R&D) и расширении цепочки поставок.
Рост производственных объемов должен способствовать укреплению партнерств, альянсов и совместных предприятий. Это сотрудничество позволяет OEM более эффективно управлять ценностной цепочкой критически важных тяговых систем, что может представлять определенные технические сложности и потенциальные ограничения в цепочке поставок.
Tesla Cybertruck и термическая эффективность
Tesla и китайские OEM лидируют в области интеграции термических компонентов для повышения эффективности BEV. Этот тренд, вероятно, будет продолжаться мировой практикой. Термическое управление приобретает всё большее значение для поставщиков на фоне переориентации OEM на внутреннюю разработку.
Некоторые OEM начали исследовать объединение охлаждающих цепей и интеграцию ключевых подсистем, таких как насосы и клапаны. Если инновационные технологии интегрированного термического управления (ITM) в Cybertruck будут успешно реализованы, ожидается, что другие компании последуют этому примеру. Это может привести к переходу с низковольтных компонентов на 48-вольтовые системы, что затронет водяные насосы, вентиляторы охлаждения, хладогенераторы и воздуходувки HVAC.
Данные разработки позволяют использовать преимущества, предоставляемые разработкой платформ BEV с нуля, для создания более компактных и эффективных систем. Ожидается, что этот тренд продолжится среди OEM в Европе и Северной Америке. Многие поставщики первого уровня продолжат разрабатывать и внедрять свои версии интегрированных термических модулей.
Вместе с тем запуск Tesla Cybertruck может влиять на технологии термического управления в краткосрочной перспективе, также он может вызвать вопросы об эффективности сочетания системы Octovalve и Super Manifold в различных условиях эксплуатации.
С учетом большой батареи и более сложных условий эксплуатации возникают сомнения в адекватности работы сложной и относительно маленькой системы, такой как Super Manifold. Это может заставить Tesla пересмотреть стратегию универсальной системы. Одним из возможных последствий может стать внедрение электрических нагревателей, необходимых в холодных условиях эксплуатации.
Наталья Плетникова, начальник управления развития по продуктовым направлениям в ГК «Современные транспортные технологии»:
«Интерес к коммерческим электромобилям растет, при этом спрос находится на стадии формирования. У этого есть несколько причин: при интенсивном развитии зарядной инфраструктуры ситуацию с постоянной доступностью ЭЗС можно назвать позитивной пока только в больших городах; при наличии государственного субсидирования размер поддержки на приобретение коммерческого электромобиля почти на 30% меньше, чем на легковой, а ограничения по въезду в столичный регион для электрических LCV те же, что и для автомобилей на двигателе внутреннего сгорания. Одновременно с этим предложение по отечественным электрическим LCV сформировано для всех сегментов — от грузовых до пассажирских перевозок. Безусловно, электромобили имеют свои особенности, но преимущества от абсолютной экологичности в части тягового привода, снижения расходов на эксплуатацию, всесезонности и бесшумности позволяют вводить их в корпоративные автомобильные парки не только без потери для функциональности, но и с выгодой для бизнеса. Учитывая это, есть все предпосылки для того, чтобы теоретический интерес к коммерческому электротранспорту в ближайшей перспективе трансформировался в устойчивый спрос на отечественные электромобили для бизнеса».
Перспективы китайских стартапов в сфере электромобилей и производителей аккумуляторов
Если спрос на электромобили в Китае не возрастет, как ожидается, китайские стартапы и производители аккумуляторов столкнутся с трудностями. ОЕМ, собирающие экспортные автомобили в Китае, могут увидеть сокращение прибыли при введении новых европейских тарифов на импорт.
Китайские компании активно заключают договоренности с корейскими и марокканскими партнерами, рассчитывая соответствовать условиям субсидирования. Строгие критерии Акта о восстановлении инфраструктуры (IRA) могут ограничить право на получение кредита в $7 500 для электромобилей с компонентами из Китая. Такие лазейки, как сборка в странах, соответствующих условиям Соглашения о свободной торговле, вероятно, будут закрыты.
Цены на сырье для электромобилей и динамика стоимости батарей
Стагнация цен на металлы в 2024 году может повысить маржу автомобилей, хотя резкое падение цен угрожает горнодобывающим проектам.
Падение цен на литий, никель, графит и кобальт снизило стоимость аккумуляторов, улучшая маржу автомобилей. Однако этот спад негативно сказывается на добывающих компаниях, вызывая приостановку или задержку проектов.
Стимулирование и регулирование зарядки электромобилей
Глобальный рост установленных зарядных станций с 3 млн в 2019 году до предполагаемых 70 млн к 2030 году свидетельствует о том, насколько важна доступность зарядки для распространения электромобилей. Правительства играют ключевую роль в обеспечении доступа владельцев электромобилей.
В США программа NEVI определяет размещение федерально финансируемой инфраструктуры, а в Европе регламент устанавливает требования к инфраструктуре для электромобилей. Глобальное соблюдение регулирований обеспечит необходимое развитие инфраструктуры, но остаются вопросы сетевой совместимости, оплаты, прозрачности, времени зарядки и доступа к быстрой зарядке.
Технологии зарядки и увеличения запаса хода электромобилей
Материалы с широкой запрещенной зоной, такие как карбид кремния (SiC) и нитрид галлия (GaN), меняют сферу мощной электроники. Они обещают более быструю зарядку, больший запас хода и снижение затрат для BEV. Эти технологии выделяются в работе с высоким напряжением, обеспечивая длительное поддержание высокой мощности. Благодаря технологии WBG достигается быстрое переключение, снижение потерь мощности и уменьшение размеров систем.
Запрет на PFA в Европе
Задержка Евросоюза в решении о запрете пер- и полифторированных алкильных веществ (PFAs) затрудняет планы развития автоиндустрии. Медлительность в установлении сроков запрета на использование и производство PFAs, предполагаемая на 2024 год, тормозит прогресс. Неопределенность в предстоящем регулировании мешает автомобильной отрасли, особенно в аспектах будущего развития и планирования сертификации. Несмотря на альтернативные испытания, ясная тенденция еще не определена.
Тенденции в области доставки и логистики в 2024 году охватывают использование технологий для оптимизации процессов, устойчивость в цепочке поставок, персонализацию услуг доставки, укрепление глобальных логистических партнерств, цифровизацию для прозрачности и расширение возможностей городской логистики. Подробнее — на Campus.
Путь двигателей внутреннего сгорания
Европейское законодательство предоставляет преимущества электротопливу в контексте постепенного отказа от ДВС. Но пока, считают многие потребители, электромобили не подходят для всех ситуаций, и нужны альтернативные варианты, например для длительных поездок, где необходимы быстрая зарядка и большой запас хода.
При замедлении роста продаж электромобилей крупные поставщики могут играть ключевую роль в производстве компонентов для ДВС. Рынок, несмотря на сокращение, остается прибыльным и может консолидироваться. В 2024 году ожидается дальнейшая консолидация, привлекающая внимание инвесторов с достаточным капиталом для вложений.
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».