Кто на новенького: каким топливом выгодно заменить бензин в коммерческом транспорте
26.04.2024 98 просмотров
Топливо можно сделать практически из всего. Но будет ли оно экономически эффективным и экологически чистым — большой вопрос. Еще большая проблема — техническое воплощение идеи, то есть под топливо нужно создать двигатель, способный на нем работать. На практике существует несколько видов топлива, которые используются в современных автомобилях. Campus узнал, какие из них подходят легкому коммерческому транспорту.
Двигатель внутреннего сгорания, который используется в большинстве современных автомобилей, изначально был создан для работы на бензине. С тех пор прошло 140 лет, но бензин и дизельное топливо остаются основными видами топлива во всем мире. А нефть — основой для их выработки.
Все прочие виды топлива считаются альтернативными, даже газомоторное. Из 56-миллионного автопарка России только 265–285 тысяч автомобилей работают на газе, то есть около 5%. По другим оценкам, таких авто в стране всего 2%.
Транспортная стратегия России предусматривает, что к 2030 году доля автомобилей с двигателями, работающими на альтернативных видах топлива, должна вырасти до 49%. Прежде всего речь идет о газомоторном топливе. Эксперты считают, что реалистичный сценарий — увеличение доли авто на альтернативном топливе до 10% за 10–15 лет.
По прогнозам экспертов, еще 1,5 млн автомобилей в России к 2030 году станут электрокарами. На начало 2024 года, по данным агентства «Автостат», по стране ездят порядка 39 тысяч электромобилей, причем 15 тысяч из них были приобретены в 2023 году. Именно электроэнергия — еще один популярный вид топлива для автомобилей, это мировой тренд.
Во-первых, это выгодно
Перейдя на газ, можно экономить — в рублях. Цена на газ менее подвержена сезонным скачкам цен, в пиковые периоды автопарк не придется заправлять по гораздо более высоким ценам, теряя рентабельность перевозок.
Расчеты показывают, что каждый автомобиль категории LCV на газе при пробеге 100 тысяч км в год экономит владельцу более 260 тысяч рублей. Для тягачей экономия еще выше — порядка 1 млн рублей в год.
Действует в России и Концепция по развитию и использованию электрического автомобильного транспорта в РФ на период до 2030 года. В ее рамках государство стимулирует рынок электрокаров по нескольким направлениям. Это субсидирование покупки и установка оборудования. Так, компенсируется до 60% от затрат на установку станции (максимально 1,86 млн рублей) и до 30% (до 900 тысяч рублей) — от затрат на техприсоединение к электросети. Также действуют налоговые льготы, бесплатный проезд по платным трассам и бесплатные парковки.
Что касается расходов на топливо во время эксплуатации, на сегодня электрокары тоже помогают экономить. Для легкого коммерческого транспорта расход топлива при движении в ритме городского трафика составляет около 15 л бензина на 100 км. Для дизельных авто — 13 л топлива на каждые 100 км пробега.
По данным Московской топливной ассоциации, на 22 апреля средняя цена дизельного топлива в столице составила 63,66 руб./л, (+5 копеек к прошлой неделе). Бензин АИ-92 в среднем стоит 51,42 руб./л. Пробег 100 км на автомобиле LCV обойдется в 828 рублей и 771 рубль соответственно.
Зарядка электромобиля с аккумулятором 100 кВт·ч на 100 км пути на терминалах быстрой зарядки стоит 14–20 рублей за кВт·ч. За каждую нужно заплатить 280–400 рублей. На медленных станциях зарядка обойдется дешевле: при цене 8–12 рублей за кВт·ч будет стоить от 160 до 240 рублей.
Около 2,5 млрд рублей в год составляют государственные субсидии на покупку техники на газомоторном топливе. За 10 лет автопарк таких машин в стране вырос вдвое. Рассказываем, как эти субсидии способствуют переходу автопарков на метан.
Переоборудование или новый автомобиль
Государство готово стимулировать переход на альтернативное топливо. Так, в настоящее время в 68 регионах действует программа «Народное топливо». Это проект по переоборудованию автотранспорта на метан, в рамках которого стоимость автомобиля для владельца становится очень низкой. Есть и другие программы, в том числе региональные, предусматривающие субсидирование и софинансирование переоборудования автомобилей и закупки машин на метане.
Российский автопром предлагает и новые машины, сочетающие работу на бензине и газе. Например, в комплектации «Газель Next» есть возможность выбрать автомобиль с битопливным газово-бензиновым двигателем EvoTech 2.7. Запуск осуществляется на бензине, а далее двигатель работает на сжиженном газе. При этом сохраняется максимальная мощность двигателя — на бензине 107 л. с. и на газовом топливе 104,3 л. с., максимальный крутящий момент — на бензине 220,5 Н·м и на сжиженном газе 219 Н·м.
Также привычную и надежную «Газель Next» можно купить на модернизированном битопливном двигателе Evotech 3.0, который работает на бензине и сжатом газе — метане. Такой двигатель соответствует стандартам Евро-5 и Евро-6, а по классификации МЧС метан относится к самому безопасному 4-му классу горючих веществ. Такой автомобиль более безопасен, чем работающий на бензине. Так, температура самовоспламенения метана начинается от 650°С. Для сравнения: дизельного топлива — от 320°С, бензина — от 250°С.
Электрокары тоже уже вышли из сегмента люксовых авто. Сегодня машина на электродвигателе — это рабочая лошадка городских и загородных трасс. Например, электромобили линейки «Газель e-NN». Привычный внешний вид, отличные рабочие характеристики, но сердце новых «Газелей» — электродвигатель от крупнейшего производителя электрооборудования в мире. Он рассчитан на работу до 400 тысяч км пробега, то есть в среднем 10 лет. В конструкции предусмотрено внутреннее зарядное устройство, заряжать его можно от сети 220 В или 380 В. Кроме того, батарея заряжается, когда автомобиль находится в движении.
Вебинар «Переход грузового коммерческого транспорта на альтернативное топливо» посвящен эффективности и экономическим преимуществам газомоторного топлива. Эксперты обсуждали развитие газомоторного рынка, важность государственной программы «Народное топливо», а также конкретные преимущества для бизнеса от использования альтернативных видов топлива. Подробнее — на Campus.
Инфраструктура
Болезненная тема для альтернативных видов топлива — возможности заправки. С газом всё более-менее понятно. На конец 2023 года в России действовали 942 газовые автозаправочные станции, в том числе 380 метановых заправок входят в сеть оператора «Газпром газомоторное топливо». А в целом с 2015 года число АГЗС выросло в три с лишним раза. Сейчас эта сеть способна заправлять около 500 тысяч автомобилей на газе, то есть больше, чем таких есть в стране.
Не забывают власти и об инфраструктуре для электромобилей. Всего в 2024 году запланировано открыть 1437 новых быстрых зарядных станций и более 3,2 тысячи медленных. Всего, как прописано в Концепции, к концу 2024 года должны действовать 9,4 тысячи зарядных станций, в том числе 2,9 тысячи быстрых.
У каждого вида топлива есть плюсы и минусы. У бензина в том числе, хотя он и остается самым распространенным топливом в мире. Альтернативные виды тоже не лишены недостатков. Так, батареи электрокаров быстрее разряжаются на морозе. Но автопроизводители уже работают над этим: в «Газелях» линейки e-NN, например, предусмотрен подогрев батареи, который нивелирует низкую температуру воздуха. Учитывая, что воздействие альтернативного топлива на экологию гораздо ниже, такие машины нужны в первую очередь в городах. А это в большинстве случаев легкий коммерческий транспорт.
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».