В едином потоке: за счет чего растет торговля между Россией и Китаем

В едином потоке: за счет чего растет торговля между Россией и Китаем
В едином потоке: за счет чего растет торговля между Россией и Китаем

Товарооборот России и Китая в 2023 году достиг исторического максимума и превысил $240 млрд, хотя еще 5 лет назад показатель был вдвое ниже. Москва активизировала сотрудничество с Пекином на фоне усиления принятых Западом ограничений и переориентировала экспортные потоки на азиатские рынки. В будущем развитию торговых связей между РФ и КНР будет сопутствовать строительство новых логистических хабов и дорожных артерий, в том числе в рамках проекта «Один пояс — один путь».

По итогам 2023 года объем торговли России с другими странами достиг $710,1 млрд, свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы (ФТС). Из пятерки ключевых партнеров выпала Германия, хотя еще до активизации западных санкций весной 2022 года Москва и Берлин активно развивали торговые связи. На место ФРГ пришли предприниматели из азиатских стран и государств Ближнего Востока. В прошлом году главные позиции в рейтинге заняли Индия, Турция и Китай. Причем лидерство получила КНР с суммарным товарооборотом $240,1 млрд, что стало рекордным показателем за всю историю торговых отношений Пекина и Москвы.

Позитивная динамика продолжилась и в начале 2024-го: за первые два месяца взаимный экспорт и импорт в страны друг друга увеличился более чем на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. С января по апрель Москва отправила в КНР товаров на сумму $20,2 млрд, а Пекин в Россию — на $16,6 млрд. Любопытно, что еще 5 лет назад товарооборот двух стран едва ли превышал $110 млрд. Тогда лидеры РФ и КНР решили удвоить этот показатель к концу 2024 года, однако намеченное удалось осуществить заметно раньше срока.

«Двусторонний товарооборот растет рекордными темпами. В этом году мы с китайскими друзьями отметим 75-летие установления дипломатических отношений, которые сейчас находятся на наилучшем за всю их историю уровне. В основе этого движения, этого партнерства лежит интенсивный и доверительный диалог наших лидеров», — отметил глава МИД Сергей Лавров, выступая на правительственном часе в Госдуме.

Усиление торговых связей во многом связано с ростом санкционных ограничений со стороны Запада. Всего на сегодняшний день против России введено более 15,8 тысячи рестрикций, что втрое больше, чем было наложено на Иран за последние 40 лет. Такое положение дел вынудило российский бизнес переориентировать торговые потоки с западных на восточные рынки, подчеркнул в беседе с порталом директор Института торговой политики НИУ ВШЭ Александр Данильцев. По его словам, одно из самых новых и перспективных для России направлений в этой сфере — экспорт продовольствия в КНР.

«Уже сегодня мы активно поставляем масличные и зерновые, спросом пользуется и наша готовая продукция, в частности шоколад. Уверен, наши предприниматели будут наращивать торговлю продуктами в ближайшие годы. Кроме того, среди китайских компаний популярны отечественные удобрения», — добавил эксперт.

Также Россия экспортирует в азиатскую республику нефть, готовое топливо, природный газ, уголь, древесину, медь и медную руду. Из Китая же везут автомобили, запчасти, электронику и бытовую технику, рассказал Campus руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. По его мнению, КНР в современных реалиях стала основным торговым партнером РФ.

«Сейчас многие китайские компании активно замещают западные, что видно, например, по увеличению количества китайских автомобильных брендов в России. Еще в последнее время торговый баланс начал выравниваться — мы больше импортируем из Поднебесной, тогда как в прошлом году торговля росла по большей части за счет поставок из российских энергоносителей», — добавил специалист.

Вебинар «Логистика и продвижение российских товаров в Китае в 2023 году» охватил ключевые аспекты взаимодействия России и Китая в контексте экспорта продовольствия. Глеб Семерня из компании «Белевская пастильная мануфактура» рассказал о росте товарооборота и потенциале рынка, а также дал рекомендации по успешному выходу российских продуктов на китайский рынок. Подробнее на Campus.

Логистический скелет

Текущие условия подталкивают российские власти уделять больше внимания логистике и транспортной связности регионов на границе с КНР. Осенью 2023 года лидеры двух государств приняли решения организовать логистические хабы на приграничных территориях. Пока речь идет о двух весьма масштабных проектах.

Первый появится в Еврейской автономной области. Там китайская корпорация «Сюань Юань» в кооперации с российскими партнерами построит комплекс для перевалки нефти, химикатов и других грузов. По подсчетам китайских коллег, ежегодный объем перевозок по этому объекту может составить до 10 млн тонн. Также в Нижнеленинском возведут логистический терминал стоимостью 2 млрд рублей. Второй хаб должен появиться в Забайкальске, где планируется за счет новой инфраструктуры нарастить грузооборот в три раза, до 30 млн тонн в год. Стоимость вложений оценивается в 8 млрд рублей.

Как подчеркнул торговый представитель России в КНР Алексей Дахновский, совместные усилия Москвы и Пекина позволяют не только расшивать узкие места в логистике, но и полноценно расширять транспортную инфраструктуру. «Открыты железнодорожный мостовой переход Нижнеленинское — Тунцзян и автомобильный Благовещенск — Хэйхэ, идет реконструкция нескольких действующих погранпереходов, на очереди — задача расширения приграничной складской инфраструктуры», — рассказал чиновник.

По его словам, поиск решений в логистике дает новые перспективы для увеличения взаимного товарооборота и привлечения большего числа партнеров. Отчасти преследуя эти цели, правительство Поднебесной уже не первый год работает над развитием международного транспортного проекта «Один пояс — один путь». Впервые инициативу озвучил в сентябре 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин. Проект предполагает создание нескольких экономических коридоров для более быстрой доставки грузов из КНР в Европу. Через российскую территорию проходят несколько экономических коридоров, однако наиболее интересный для властей и бизнеса маршрут — Китай — Казахстан — Москва.

По условиям участия в проекте РФ возвела уже два моста через реку Амур: железнодорожный и автомобильный. Кроме того, в декабре 2023 года заработала скоростная трасса М-12 «Восток» от Москвы до Казани. По поручению президента в этом году дорога будет проложена до Екатеринбурга, а в 2025-м — до Тюмени. Ожидается, что дорожное полотно протянут до Иркутска и Владивостока. В планах сторон значится и строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань, которая в будущем станет частью ВСМ Москва — Пекин.

«Наши перспективные планы, которые уже начинают осуществляться на практике и гармонично дополняют другие инфраструктурные проекты в Евразии, в том числе те, которые продвигаются в рамках инициативы “Один пояс — один путь”,  вместе позволяют создать единый транспортно-логистический каркас, диверсифицировать потоки грузов за счет более эффективных, надежных, безопасных поставок», — отметил Владимир Путин, говоря о важности экономического коридора для РФ.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Повестка

Серый импорт под запретом: как будет работать система отслеживания иностранных товаров в России

карточка
Повестка

Логистика БРИКС: транспортные коридоры, хабы и единая платформа

карточка
Повестка

Все поехали: итоги летнего туристического сезона — 2024

карточка
Колонки

Эксперт Яндекса: 5 ошибок бизнеса при организации собственной доставки последней мили

карточка
Инструкции

Предрейсовый контроль оставят за водителями

карточка
Перевод

Доставка с помощью дронов: новый уровень для ретейла и логистики

карточка
Перевод

Как гиганты логистики упускают шанс кардинально изменить сферу доставки

карточка
Умные решения

Технологии на колесах: как логистика стала лидером цифровизации

карточка
Повестка

Экспансия ОСАГО: куда расширяется полис

карточка
Повестка

Склад на воде: к 2027 году в России откроют шесть крупных мультимодальных центров

карточка
Повестка

Продажи грузовиков падают, хотя грузы едут все быстрее: разбираем парадокс

карточка
Повестка

Осторожно, ПВЗ закрывается. Или нет

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка