Цифровой пропуск: в России стартует эксперимент по бесшовным грузоперевозкам

Цифровой пропуск: в России стартует эксперимент по бесшовным грузоперевозкам
Цифровой пропуск: в России стартует эксперимент по бесшовным грузоперевозкам

В 2024 году в стране могут заработать четыре мультимодальных маршрута грузоперевозки. Эксперимент будет проведен в рамках создания Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП). Инструмент позволяет транспортным компаниям проводить необходимые для провоза товаров декларации в цифровом виде. Ожидается, что новая система поможет улучшить взаимодействие всех участников логистического рынка: от сотрудников профильных министерств до перевозчиков и их заказчиков.

Бесшовный поток

Министерство транспорта РФ введет четыре мультимодальных маршрута для перевозки грузов. Об этом в ходе своего выступления на форуме TransRussia сообщил директор департамента цифрового развития ведомства Дмитрий Скачков. Инициатива находится на финальном этапе обсуждения участниками рынка и проходит межведомственное согласование.   

«В соответствии с регламентом постановление будет принято, и в 2024 году мы проведем эксперимент, чтобы подтвердить наши гипотезы, которые мы для себя предположили в рамках научно-исследовательской работы и рассмотрения широким кругом с бизнесом», — добавил чиновник. 

Пока неизвестно, на каких именно логистических путях заработает эксперимент. Тем не менее устранение барьеров даже на нескольких ключевых маршрутах должно существенно облегчить формирование мультимодальных перевозок для представителей отрасли. Мультимодальный вариант планирования маршрута предполагает, что между отправителем груза и его клиентом нет единого транспортного канала. Иными словами, товары до получателя идут несколькими этапами. Например, сначала груз перевозят морскими баржами и дополняют автомобильной или железнодорожной доставкой, а иногда при долговременной транспортировке используются поочередно все три вида.

При этом разгрузка из одного вида транспорта на другой требует больше времени и в разы увеличивает бумажный документооборот. Это создает дополнительную нагрузку на бюджеты логистических компаний и приводит к постоянно растущим издержкам. На фоне действия западных ограничений российский бизнес всё активнее перестраивает свои товарные потоки из Европы на рынки Ближнего Востока и Азии. Об этом в беседе с порталом рассказал член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев.

«В результате затраты на доставку возрастают, так как зачастую нужно сочетать несколько видов перевозки. Снятие части барьеров, строительство сопутствующей инфраструктуры, совместное со странами-соседями таможенное регулирование, а также замена бумажных документов на оформленные в электронном виде должны сократить издержки для бизнеса. Чем выгоднее для логистических компаний будут условия работы, тем сильнее вырастет товарооборот России и дружественных нам стран», — уверен эксперт.

Документы в цифре

Как отметил Дмитрий Скачков, испытания новых маршрутов грузоперевозок пройдут в рамках организации специальной системы НЦТЛП. Этот сервис заточен на упрощение документооборота для логистических компаний. Инструменты системы позволяют перевозчикам оформлять декларации, путевые листы и иные документы в цифровом формате. Нововведение призвано упростить диалог между государственными ведомствами, поставщиками и их заказчиками, повысить качество, безопасность и увеличить скорость грузоперевозок, считают в Минтрансе.

Эксперимент по электронному документообороту стартует с 1 мая 2024 года и продлится год. Ожидается, что в проекте примут участие основные транспортные ведомства России, а также профильные министерства, включая МВД, ФСБ,  Минвостокразвития, Минэкономики и Российский экспортный центр. В качестве участника от логистической отрасли уже заявлен РЖД. Присоединение к инициативе для частных грузоотправителей, грузоперевозчиков и операторов электронного документооборота в инициативе будет добровольным.

Примечательно, что независимо от результатов эксперимента в 2025 году в системе НЦТЛП появятся новые сервисы. Так, заработает «Единое окно» для получения необходимых перевозчикам документов и появится цифровой профиль участника платформы. Кроме того, компании смогут с помощью платформы получить данные о движении грузов, а также информацию о перевозках и объектах логистической инфраструктуры.

«В России создан целый ряд важных сервисов и продуктов для решения определенных локальных задач. Основная задача НЦТЛП — эти сервисы увязать, сделать их максимально бесшовными, чтобы достичь синергического эффекта», — подчеркнул заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов.

В дальнейших планах властей — подключить платформу к аналогичным системам других стран, с которыми Россия ведет активную международную торговлю. В первую очередь — Китая, Индии и государств-членов ШОС и АСЕАН. За прошедший год доля азиатских республик в суммарном объеме российского экспорта по итогам превысила 70% и достигла $306,6 млрд, в то время как продажа отечественных товаров и услуг в Европу упала до 20% ($85 млрд), свидетельствуют данные ФТС России. В категории импорта сложилась аналогичная ситуация: количество ввоза товаров из Азии увеличилось почти на 30%, до $187,5 млрд. Поставки из европейских государств снизились на 12% и в денежном выражении составили $78,5 млрд.

«Российским компаниям удалось полностью перенастроить продажи в Азию, хотя поначалу мы и делали скидки на наше сырье и некоторые товары. В принципе, азиатский рынок более перспективен для экспортных и транспортных компаний, так как там больше населения и потенциальных потребителей, чем в Европе. Для взаимодействия с Индией нам важно развитие коридора “Север — Юг”, который сегодня активно развивается. Для наращивания связей с Китаем мы делаем много проектов в рамках инициативы “Один пояс — один путь”. То есть переориентация бизнеса и властей на Азию идет полным ходом», — заключил Александр Разуваев.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Перевод

Bayer обновляет глобальную логистику: полный перевод отчета

карточка
Перевод

20 прорывных стартапов в логистике: чего ожидать в 2025 году

карточка
Повестка

Сам себе водитель: самозанятые водители могут попасть под запрет

карточка
Повестка

Куда едут беспилотные грузовики: будущее уже наступило или еще нет

карточка
Повестка

Первая — макроэкономика. 5 причин: что помогает и мешает развитию внутреннего туризма

карточка
Инструкции

Фейковый пик: как отремонтировать автомобиль и не пожалеть

карточка
Умные решения

Гаджеты для склада: экзоскелет вместо грузчика, робот-инвентаризатор и другие

карточка
Повестка

Экологичный отпуск: почему россияне всё чаще выбирают для путешествий электромобили

карточка
Повестка

Дорога под наблюдением: как в России работает проект по дистанционному контролю за транспортом

карточка
Инструкции

Водитель-иностранец: как оформить его на работу в транспортной компании

карточка
Перевод

Платформы для электромобилей, рост новых рынков и другие топ-тренды развития автомобильной индустрии

карточка
Кейсы

Смена курса: как Amazon стал лидером рынка за счет внедрения инноваций в логистике

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка