Куда едет логистика: тренды 2024 года
26.04.2024 478 просмотров
В текущем году логистика показывает уверенный рост. Главный драйвер — внутренние перевозки, которые растут быстрыми темпами, и переориентация в сторону дружественных стран, чему способствует запуск новых транспортных коридоров. Есть и проблемы, основная из них — острый дефицит кадров, особенно водителей большегрузов.
Рост перевозок: внутренний и соседние рынки
По данным исследовательского агентства M.A. Research, рынок автомобильных перевозок характеризуется высокими темпами роста коммерческих перевозок автомобильным транспортом — за счет увеличения тоннажа и грузооборота на внутреннем рынке.
Тренд на рост внутреннего рынка подтверждает биржа грузоперевозок ATI.SU. Так, число заявок на доставку грузов по России в I квартале 2024 года выросло на 23% год к году. При этом по сравнению с IV кварталом 2023 года показатель просел на 10%. Но ноябрь/декабрь — традиционно высокий сезон в логистике, а январь — низкий. Поэтому сравнение с тем же периодом предыдущего года более корректно.
Рост внутренних перевозок подтверждают и участники рынка. Так, отмечают положительную динамику в компании «Байкал Сервис ТК». В I квартале 2023 года объемы перевозок сборных грузов (LTL-перевозки — от англ. Less Than Truckload, частичная загрузка грузового автомобиля, то есть транспортировка сборных грузов) выросли на 7% к уровню первых трех месяцев прошлого года.
Рост автоперевозок на внутреннем рынке связан прежде всего с активизацией рынка электронной коммерции и развитием отечественной промышленности.
«В нашей компании с начала года объемы отправок до маркетплейсов увеличились почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Сегодня продавцы рынка электронной торговли активно пользуются не только перевозками LTL, но и FTL (от англ. Full Truck Load — полная загрузка грузового автомобиля товарами одного заказчика). Благодаря развитой филиальной сети компании “Байкал Сервис” один поставщик может перевезти свой товар сразу на несколько площадок в разных регионах. Это позволяет минимизировать сроки доставки до конечного получателя и существенно экономить на перевозках», — отмечает генеральный директор ООО «Байкал Сервис ТК» Владимир Толкачев.
Растут перевозки и в дружественные страны. Так, на импортном направлении количество заявок, по данным ATI.SU, увеличилось на 17%. Причем в абсолютном выражении лидирует Республика Беларусь: спрос вырос на 18%. По количеству заявок на первом месте — Китай (+117%) и Киргизия (+69%).
По информации Владимира Толкачева, объемы отправок в Беларусь в 2023 году у компании «Байкал Сервис ТК» по сравнению с предыдущим годом увеличились почти в 5 раз.
Транспортные коридоры
Трансформация происходит не только в российской, но и в глобальной логистике в целом. Из-за целого ряда неблагоприятных факторов традиционные маршруты оказываются недоступными или высокорисковыми. К примеру, Баб-эль-Мандебский пролив между Красным морем и Аденским заливом Аравийского моря, где проходит до 10–12% мировых морских перевозок. Поэтому логистика ищет другие варианты, в том числе международные транспортные коридоры.
«В 2024 году продолжилась переориентация международных грузопотоков на южное и восточное направления. В первую очередь — на Турцию, Иран, Индию и Китай», — подтверждает Владимир Толкачев.
Тарифы, еще раз тарифы
У роста объемов автоперевозок есть и обратная сторона — рост тарифов. Индекс ATI.SU FTL РФ, учитывающий данные по 100 направлениям, показывает, что средние тарифы на перевозки за три месяца выросли на 25% год к году.
Так, в ATI.SU зафиксировали, что тариф на доставку грузов из Санкт-Петербурга в Москву за год вырос в среднем на 22,5%. В I квартале 2024 года замечен обратный тренд: тарифы снизились на 3,9%. При этом с начала года значительно подешевели перевозки из Москвы: доставка из столицы в Санкт-Петербург за три месяца стала дешевле на 30,9%, в Екатеринбург — на 31,8%, в Казань — на 29,2%.
Скорее всего, это откат после значительного роста в высокий сезон. Исключение — FTL-перевозки, грузы из этого сегмента мигрируют в LTL-перевозки. И это еще один тренд в логистике. В сегменте полной загрузки автомобиля сокращается число заявок, грузовладельцы чаще используют перевозки сборными грузами, чтобы оптимизировать расходы. Это влияет на тарифы. Так, за январь/март 2024 года тарифы FTL снизились на 10,4%. М.A. Research прогнозирует, что объем LTL-перевозок в России будет расти быстрее до 2026 года.
В «Байкал Сервисе ТК» отмечают, что в 2023 году в целом по рынку автоперевозки внутри России подорожали в среднем на 30–40% и в 2024 году этот тренд продолжился.
Рост автопарков
Глобальные изменения в логистике и рост внутренних перевозок повлиял и на автопарки транспортных компаний. Так, «Байкал Сервис» сделал ставку на автомобили российского производства.
«В 2024 году мы на 30% расширили свой автопарк, приобретя новые грузовики “Газель Next”, “Газон Next” и МАЗ, которые уже вышли на маршруты», — говорит Владимир Толкачев.
В 2024 году «Байкал Сервис ТК» планирует продолжить обновление автопарка в рамках замены выработавшего свой ресурс автотранспорта. В основном — легких коммерческих грузовиков, работающих по городу.
В «Грузовичкоф» запланировано расширение автопарка: в Москве количество автомобилей компании вырастет на 10% за счет «Газелей» с бортовым типом кузова.
«Транспорт будет задействоваться во внутригородских и междугородних грузоперевозках», — поясняет директор сервиса «Грузовичкоф» Михаил Назаров.
Российские транспортные компании (ТК) предпочитают отечественные автомобили неслучайно. Расходы на обслуживание автопарка, по оценке компании «Байкал Сервис», за последние 1,5 года выросли в среднем на 30%. Рост связан, прежде всего, с инфляцией и падением курса рубля. Кроме того, для ТК важно, что дилеры отечественных автопроизводителей работают во всех уголках страны, поэтому с обслуживанием транспортных средств проблем не возникает, отмечает Владимир Толкачев.
А кадры где?
Внутренний грузооборот растет, как и перевозка грузов в дружественные страны, компании обновляют автопарки. Но логистика сталкивается с серьезной проблемой.
«Трудности 2023 года неизбежно продолжились в 2024 году, и это было ожидаемо. По всей стране в логистической отрасли сейчас наблюдается кадровый дефицит. На первое место по остроте я бы поставил проблему нехватки водителей большегрузного транспорта (категории CE)», — подчеркивает Владимир Толкачев.
С тем, что главная проблема отрасли — дефицит водителей грузовиков, согласны в Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов. По состоянию на 2023 год в нашей стране — 7 млн профессиональных водителей, рассказали в ассоциации. Цифра внушительная, но и этого количества уже не хватает: до 18% автопарка компаний простаивает из-за нехватки водителей. А всего в России — 90–160 тысяч таких вакансий.
Владимир Толкачев прогнозирует, что на фоне растущего дефицита «зарплатная борьба» за водителей в отрасли будет усиливаться.
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».