Проверки по требованию: что означает для бизнеса риск-ориентированный подход

Проверки по требованию: что означает для бизнеса риск-ориентированный подход
Проверки по требованию: что означает для бизнеса риск-ориентированный подход

В ежегодном послании Федеральному собранию Владимир Путин анонсировал переход к иной форме взаимодействия бизнеса и власти. Президент предложил отменить мораторий на проверки компаний различных секторов экономики с 2025 года. Взамен надзорные органы перейдут на риск-ориентированный подход, выстраивая диалог с предпринимателями. Логистической отрасли ожидать увеличения числа внеплановых визитов от проверяющих не стоит, уверены в Ространснадзоре. Более того, при новой системе контроля бизнес может заметно сократить свои издержки и в спокойном режиме развивать свои предприятия, полагают участники рынка.

Предоставляющие качественные сервисы, услуги и товары компании не должны находиться под постоянным прицелом надзорных служб. Об этом в ходе своего послания заявил Владимир Путин. Как отметил российский лидер, такие предприятия уже несут ответственность перед потребителем, поэтому им можно и нужно доверять.

«Поэтому считаю возможным с 1 января 2025 года отказаться от временных мораториев на проверки бизнеса и вместо этого, с учетом наработанного опыта, полностью перейти на риск-ориентированный подход, закрепив его законодательно», — добавил глава государства.

Этот вариант взаимодействия предпринимателей и власти подразумевает, что контроль за компаниями надзорные службы должны выполнять, исходя из оценки рисков. Частота проверок и вменяемых штрафов за нарушения должна быть пропорциональна уровню риска здоровья сотрудников и вреда имуществу. То есть усилия контролирующих ведомств должны быть сконцентрированы на наиболее значимых нарушениях и в отраслях с высокой вероятностью возникновения внештатных ситуаций. При этом для безрисковых предприятий власти должны ограничиться профилактическими мерами, поскольку полный контроль за всеми участниками бизнеса трудоемок и нецелесообразен.  

Подобный подход действует во многих крупных экономиках мира. К примеру, в США проверки разделены на три уровня. При первом нарушении компании выносят предупреждение и устанавливают срок для устранения неполадок. При повторном несоблюдении правил контролирующие службы выписывают штраф. Если фирма вновь нарушила предписания, то ее деятельность приостанавливают или закрывают уже насовсем. В Дании действует особая практика проверок для пищевой и логистической отраслей — «от фермы до прилавка». Цепочка прослеживаемости идет по пяти группам опасности, а частота проверок не превышает два раза в год. Если за последние четыре посещения надзорных служб нарушений не обнаружено, то компания получает статус элитной, а количество проверок уменьшается.

В России законодательство делит все риски на шесть категорий — от низкого до чрезвычайно высокого, рассказал руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. «К объектам высокого и чрезвычайно высокого рисков относятся социальные, промышленные объекты, а также отдельные виды предпринимательской деятельности. Иными словами, это всё, что в случае сбоя или выхода из строя может причинить стране и людям максимальный вред», — подчеркнул эксперт.

При этом на особо рисковые предприятия не распространяется, в числе прочего, и мораторий на проверки, введенный правительством несколько лет назад, во время пандемии. Изначально инициатива была заточена на снижение рягуляторной нагрузки на бизнес в сложный период. Как отмечал премьер-министр Михаил Мишустин, инициатива хорошо себя показала и помогла снизить число проверок бизнеса в пять раз, если сравнивать с аналогичным показателем 2019 года. Так, в период с января по октябрь 2023 года количество проверок составило 280 тысяч, в 2022 году их было 240 тысяч, а в 2019-м — 1,5 млн. При таком раскладе бизнес смог больше времени уделять развитию и расширению рынка сбыта своих товаров и услуг, а не направлять усилия на подготовку к проверкам.

«Мораторий на проверки и так заканчивался в этом году. Но проверяющие ведомства должны заранее разработать и утвердить иные критерии по работе, исходя из риск-ориентированного подхода. Однако уже сейчас можно сказать, что по новой системе контроля и надзора экономия бизнеса на проверках составляет порядка 200 млрд рублей ежегодно», — подчеркнул в беседе с порталом президент «Опоры России» Александр Калинин.

Логистика вне риска

Как полагают опрошенные Campus аналитики, для логистического рынка новые правила проверок не должны привести к увеличению числа визитов со стороны надзорных органов. Наоборот, ведение бизнеса в сфере перевозок должно стать более комфортным и удобным для предпринимателей. Еще в период действия моратория проверять предприятия можно было только тогда, когда в надзорные органы поступали сигналы о нарушениях или по поручениям президента, правительства или требованию прокуратуры. Это делалось для снижения административной нагрузки на бизнес или, говоря простыми словами, чтобы проверяющие органы своим «проверочным зудом» не мешали компаниям работать, отметил Артем Деев.

«Кроме того, органы копили компетенции и опыт по формированию риск-ориентированной концепции. Так что действительно можно сделать вполне уверенный вывод, что проверять стоит лишь те предприятия, работа которых имеет высокий уровень потенциальных проблем из-за сбоев. А все остальные, как показала практика, и так вполне успешно справляются», — уверен эксперт.

Аналогичного мнения придерживаются и в Ространснадзоре. По словам руководителя ведомства Виктора Басаргина, увеличения проверок транспортных концернов после 1 января 2025 года не будет, а в принципах работы службы «мало что изменится». «Мы можем планировать какие-то проверочные мероприятия, но это не повлечет изменения количества проверок. Мы останемся на прежнем уровне», — заверил чиновник.

По итогам прошлого года Ространснадзор провел свыше 1,2 тысячи проверочных мероприятий. Причем около трети пришлось на плановые проверки, о которых компании предупредили заранее, а порядка 800 визитов были внеплановыми. В этих случаях органы пришли с проверкой из-за форс мажора — аварии, происшествия или катастрофы. Кроме того, в прошлом году сотрудники ведомства впервые совершили 65 внеплановых проверок, основываясь на индексах риска.

«Мы можем в дистанционном режиме сегодня контролировать, как ведет себя транспортное предприятие. Исходя уже из рисков, будем проводить профилактические мероприятия. А если есть реальная угроза жизни — внеплановые проверки», — объяснил Виктор Басаргин.

Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».

Читайте также

Инструкции

Контролируем расходы: пять шагов для снижения штрафов за нарушение ПДД

карточка
Повестка

Цифровая трансформация: ключевые тренды в транспортной логистике в 2025 году

карточка
Перевод

Покупаем впечатления: праздничные расходы 2024 года изменили направление

карточка
Инструкции

Неизведанные маршруты: куда поехать отдыхать из России за границу на машине

карточка
Перевод

Что важнее цены: три ключевых ценности для покупателей при выборе бренда

карточка
Инструкции

Топ-5 рисков отрасли грузоперевозок, которые останутся с нами в 2025 году, и как с ними справляться

карточка
Повестка

Логистический год: с чем подошел рынок к концу 2024 года

карточка
Умные решения

Серой лентой вьется: какие автомобильные дороги планируется построить в 2025 году

карточка
Повестка

Выход на новые рынки: для чего российскому бизнесу понадобились хабы на Ближнем Востоке и в Азии

карточка
Повестка

Платформенная экономика: как она будет работать

карточка
Повестка

Комфорт и мобильность: россияне распробовали автодома

карточка
Повестка

Исследование: 20% транспортных компаний не обновляют автопарк из-за финансовых трудностей

карточка

Подпишитесь на рассылку Campus

В ней ключевые события, новейшие решения, рекомендации экспертов логистического рынка