Большой брат для логистики «ГосЛог»: первые итоги эксперимента
21.11.2024 149 просмотров
Планируется, что Национальная цифровая логистическая платформа (НЦТЛП), или «ГосЛог», полноценно заработает к 2028 году. Эксперимент по созданию системы начался 1 августа и продлится до 1 июня следующего года. Campus узнал, как проходит тестирование, какие сервисы уже работают, а какие планируется запустить в ближайшее время.
Законотворческие нюансы
В России идет процесс создания НЦТЛП «ГосЛог». Campus рассказывал об основных ее идеях. Повторим кратко. В проекте закона она определяется как цифровая платформа, которая включает единую программно-аппаратную среду, цифровые продукты, информацию, государственные информационные системы, функционирующие в сфере транспорта, а также все нормативные правовые, организационные, методологические правила и процедуры, обеспечивающие деятельность участников отношений, возникающих в связи с перевозками.
Частью системы станет единый реестр перевозчиков грузов. Осуществлять деятельность смогут только те, кто в него попадет, но для включения будут установлены жесткие критерии. Те, кто им не соответствуют, останутся за рамками правового поля.
Важно: законопроект касается тех, кто осуществляет коммерческие перевозки на автомобилях массой более 3,5 тонны, причем как юрлиц, так и ИП. При этом не распространяется на экспедиторов, для которых в перспективе будет создан отдельный реестр.
В июле 2024 года в первом чтении был принят законопроект о создании реестра грузоперевозчиков. Его внес в Госдуму депутат Евгений Москвичев, глава комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что в настоящее время в России зарегистрированы 6,7 млн грузовиков, которые принадлежат 250–300 тысячам собственников. Но только 46,1 тысячи из них уведомили Ространснадзор о начале деятельности по грузоперевозкам. По оценке авторов законопроекта, до 80% перевозчиков находятся в тени. Закон призван либо вывести их из тени, либо удалить с рынка.
Второе чтение законопроекта планировалось в осеннюю сессию Госдумы, которая продлится до 29 декабря. Пока конкретные сроки возможного рассмотрения, как и внесенные поправки, не озвучивались.
💡 Примите участие в опросе!
Давайте вместе узнаем, как устроена логистика в России в 2024. Все участники получат чек-лист для подготовки к новогоднему пику заказов, а 10 компаний смогут пройти персональную консультацию с экспертом по бережливой логистике Екатериной Журавлевой.
Оценка рынка
В целом работающие в рамках правового поля перевозчики позитивно воспринимают идею создания «ГосЛог». Как отметил заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые линии» Дмитрий Хрущалев, компания поддерживает эту инициативу и активно участвует в подготовке и разработке законопроекта.
«Мы ожидаем, что создание реестра будет способствовать обелению отрасли, повысит уровень безопасности перевозок, а также позволит исключить недобросовестных игроков», — подчеркнул представитель ГК «Деловые линии».
Такой позиции придерживаются многие крупные ТК, которые проигрывают в ценовой конкуренции перевозчикам, работающим в серой зоне или нелегально.
Кроме того, НЦТЛП важна для повышения эффективности логистических операций, считает генеральный директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Сергей Чернов. В том числе для снижения затрат, ускорения доставки, минимизации рисков.
«Платформа поможет в цифровизации отрасли — создании единого информационного пространства, внедрении новых решений. Увеличит конкурентоспособность — сокращение издержек, увеличение прозрачности, повышение уровня сервиса. Платформа должна не ограничивать, а расширять возможности бизнеса», — уверен генеральный директор «Скиф-Карго».
Однако внедрение такой системы требует серьезных инвестиций и усилий со стороны компаний, поэтому важно взвесить все плюсы и минусы перед внедрением, подчеркивает Сергей Чернов.
«Крупные игроки уже используют собственные ИТ-решения, но могут с неохотой интегрироваться в единую систему. МСП потребуется время и инвестиции для перехода. ИП часто не обладают ресурсами и средствами для внедрения цифровых систем», — перечисляет эксперт возможные риски.
Безусловно, для полноценной работы с НЦТЛП необходимо инвестировать в обновление систем, внедрение ЭДО, провести обучение и адаптацию персонала, а также интегрировать с НЦТЛП TMS-системы и перейти на единые стандарты данных и форматы обмена информацией.
Кроме того, необходимо разработать нормативную базу, регулирующую работу НЦТЛП: выработать требования к участникам, определить порядок обмена данными между участниками логистической цепочки, установить правила работы с НЦТЛП и процедуры взаимодействия с госорганами.
Резюмируем, по мнению участников рынка, НЦТЛП имеет большой потенциал для повышения эффективности логистических процессов. Но для успешного внедрения необходимо обеспечить готовность компаний к цифровой трансформации, разработать нормативную базу и гарантировать безопасность данных.
Эксперимент
Как раз многие из возможных вопросов и потенциальных рисков будут отработаны в процессе эксперимента по созданию НЦТЛП, который стартовал с 1 августа.
Как рассказала в конце октября исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина, пока отрабатываются 12 экспортно-импортных маршрутов. По ним отслеживают движение товаров и грузов, оформление документов, их формат. Анализируют, на каких этапах происходит дублирование информации, содержащейся в документах, а на каких есть временные затраты. Также оценивается взаимодействие с контрольно-надзорными органами.
Также до конца 2024 года в тестовом режиме будет запущен сервис «Единое окно», который обеспечит взаимодействие бизнеса и государства. Планируется, что перевозчики будут загружать через сервис «Единого окна» пакет документов. Контрольно-надзорные органы, участвующие в процессе трансграничных перевозок, в том числе ФТС, погранслужба, Россельхознадзор, будут подгружать в ведомственные информсистемы необходимые данные, не требуя дополнительных документов у ТК.
Далее «ГосЛог» будет развиваться за счет внедрения аналитических и статистических сервисов, которые позволят государству получать полную информацию обо всех экспортных и импортных операциях. В том числе выявлять наиболее загруженные направления, чтобы избегать задержек в доставке грузов.
По мнению Сергея Чернова, при внедрении такой глобальной системы, включающей в себя большое количество компаний со всей России, должен быть введен «переходный» период для адаптации, во время которого не будут налагаться штрафы из-за некорректности передачи данных.
О логистических инициативах БРИКС мы писали ранее — страны объединяют усилия для создания транспортных коридоров, логистических хабов и единой цифровой платформы. Эти проекты упрощают грузоперевозки, ускоряют товарооборот и делают торговлю между государствами более эффективной. Совместная инфраструктура открывает новые возможности для бизнеса и укрепляет экономические связи в регионе. Узнайте больше о логистических решениях БРИКС на Campus.
Другие новости, полезные кейсы и разборы для перевозчиков на коммерческом транспорте и в городской логистике — в нашем Telegram-канале «Тонкости перевозок».